Подгорелово

Краткие заметки о повести А.С. Пелевина «Гори Огнем», 2023 , «Городец».

По мнению рецензента Ивана Родионова, – «победитель, лауреат, финалист множества различных российских и международных литературных премий. Среди них: Международный литературный Волошинский конкурс (лонг-лист, 2017), премия «Литблог» от «Большой книги», ВШЭ и Creative writing school (финалист, 2019), премия «Лицей» (лонг-лист, 2020) и др.», – итак, по мнению рецензента-мультилауреата, А. Пелевин «пишет в традиционной для себя интонации и продолжает развивать свои темы». При этом повесть А. Пелевина «Гори Огнем» – «важное произведение для новейшей отечественной литературы, несомненное литературное событие». И далее из рецензии: «/.../ приметы авторского стиля – тщательно выписанный военно-исторический контекст». 
«...Проза Александра Пелевина еще и очень умная, наполнена любовью к Родине, интересом к истории, нелицемерным патриотизмом», – суммирует Герман Садулаев. 
Учитывая точку зрения столь видных экспертов, мы начнем с кратчайшего литературоведческого/лексико-стилистического диагноза, а затем – перейдем к тому, что рецензент, поддержанный Г. Садулаевым, именует «тщательно выписанным военно-историческим контекстом». 
Все до сих пор нам известные печатные материалы в прозе, подписанные именем «Александр Пелевин», – это, в плане выражения, по древле-стенгазетному безпомощная, – и в то же время наглая, – халтура с элементами сентиментального «рОмана». Наиболее семиотически значимым в предложенном нами определении является именно указание на трогательно-инфантильную наглость этой халтуры. В частности, после просмотра полутора-двух дюжин страниц «Гори огнем» становится понятно, что «демоническая» материя «аллюзионно» и/или «постмодернистски» перебрана автором из «Мастера и Маргариты» (прежде всего, это образ сурового, но справедливого сатаны). Все «ужастическо-натуралистическое» – перебрано от Ю. Мамлеева, но через прокладку Сорокина/Пелевина-старшего, и, отчасти, Зуфара Гареева. При этом мы не убеждены, будто А. Пелевин знаком с сочинениями Мамлеева и/или Гареева напрямую. Забавно, что детсадовское мародерство самим А. Пелевиным выдается за «аллюзию», этакий сознательный постмодернистский прием и проч. под.

Вот образчики стиля «ГО»:
«Взял метлу, хромая на левую ногу...» 
Русские люди начала-середины 40-х годов ХХ в. у А. Пелевина ботают по фене, свойственной постперестроечным «святым 90-м». 
Напр.
«Не самое элитное место».
«Может, с представлением к награде все же срастется, а?»
«…пока чердак совсем не улетел». 

Но, как было уже сказано, наше внимание привлекли не столько лексико-стилистические особенности «ГО», сколько историко-фактографическое составляющее повести. 
Итак, вернемся к плану содержания. 
События в рОмане начинаются ранней весной 1943-го. 
Герои идут к остановке автобуса, направляясь в берлинский тайный кабак-бордель «У Луизы», который располагался в одном квартале от главной Штаб-квартиры гестапо (Принц-Альбрехтштрассе 8). Из пояснений следует, что бордель постоянно посещали сотрудники штаб-квартиры, которые и крышевали это сомнительное заведение. Это весьма похоже на стандартное описание «святых 90-х» в нашем отечестве, но авторскую фантазию никто не отменял.
Итак, в марте 1943 года к ближайшей (от своего местопребывания) берлинской автобусной остановке «Гуляев, Фролов и Бурматов шли в серых немецких шинелях с бело-сине-красными триколорами РОА на шевронах. /.../ Рядом с ними на остановке сидела только пожилая фрау с небольшим чемоданом. Она подозрительно покосилась на них, услышав чужую речь, но потом разглядела шевроны и успокоилась». 
Для начала: вот как в действительности выглядела эмблема РОА, сперва нагрудная, позже – нарукавная.

Кстати, о форме частей РОА есть в сети краткий познавательный ролик:

V-образных «триколоров» – нарукавных, нагрудных и проч., о которых настойчиво толкует А. П-ин в своем ТГ-канале, форма РОА не предусматривала. Упоминаемый в «ГО» трёхцветный бело-сине-красный шеврон на левом рукаве носили на кителях и шинелях практически все основные силы «учредиловцев», – что стали позже зваться «белым движением»: корниловцы, марковцы, дроздовцы, алексеевцы и проч. Первоначально такой шеврон появился у корниловцев, а затем он стал отличительным признаком всей Добровольческой армии, а затем и ВСЮР. 
Понятно, что автор «ГО» никак не захочет признаться в столь жалком пролете. Но – увы, слив должен быть засчитан. Скажем, его эпигонщину можно представить как «аллюзию» и «отсылку к...», но военная форма, как, впрочем, и всякая форменная одежда – дело вполне объективное, подчиненное регламенту. Информация об этой материи – легко доступна. Остается только выдать невежество за тончайший постмодернистский прием, – разумеется, с аллюзией/отсылкой к... К чему?

Но возвратимся собственно к рОману. В любом мыслимом случае, осведомленность пожилой фрау поражает. Что бы ее ни успокоило, – «белогвардейские» ли шевроны-«триколоры», подлинная ли эмблема РОА – перед нами, как было уже сказано, халтура, в инфантильной наглости своей доходящая до хроноклазма. Ведь даже необычайно глубоко внедренная в русскую военную историю первой половины ХХ века берлинская старушка не могла бы ранней весной 1943 года получить сведения о РОА да еще и утешиться ее шевронами. Потому что ни о каких шевронах даже речи идти не могло, т.к. начало «формализации» РОА случилось не прежде мая 1943 года, когда согласно положению о добровольцах, изданному 29 апреля 1943 года начальником генерального штаба ОКХ генерал-майором К. Цейтцлером, все добровольцы русской национальности были формально (NB!) объединены в «Русскую освободительную армию». Первым подразделением, которое, опять же, формально рассматривалось как непосредственно часть РОА, стала сформированная поздней весной 1943 года первая гвардейская бригада РОА, осенью того же года расформированная. Долгие месяцы РОА существовала исключительно на бумаге. А практическое создание РОА началось только после учреждения Комитета освобождения народов России (КОНР), который был образован в Праге 14 ноября 1944 года. 1-я дивизия РОА была сформирована лишь 23 ноября 1944 года. См хотя бы здесь.
Сознательно привожу по Википедии, чтобы не быть заподозренным в предвзятости и снобизме. Есть значительно более изысканные источники, но в данном случае даже Википедия нимало не привирает, потому что речь идет о вещах общеизвестных. 

Далее. Изначально школа в Дабендорфе, в которой преподавали (и проживали?) предатели, ведомые А. Пелевиным в тайный гестаповский бордель, не создавалась как кадровый учебный центр РОА. Но А. Пелевин утверждает, будто бы уже на первый выпуск (март 1943-го) «с Власовым в Дабендорф прибыл весь костяк основателей КОНР—генералы Трухин и Жиленков, подполковник Поздняков, капитан Зыков». Еще немного халтурного хроноклазма, потому что в 1943 году КОНР не существовал вовсе. Он еще не был замышлен и создан. Исторически важно не забывать, что инициатива по созданию школы (а затем РОА) принадлежала офицерам-участникам антигитлеровского заговора в вермахте (в частности, полковнику Р. Гелену и подполковнику графу К. фон Штауффенбергу и др., в том числе – капитану В. К. Штрик-Штрикфельду), которые, можно сказать, породили весь власовский проект. Первые слушатели прибыли на курсы 28 февраля 1943 года из лагеря Вульхайде. В конце марта из лагеря по подготовке кадров для восточных оккупированных территорий в Вустрау прибыла в Дабендорф группа преподавателей — членов НТС во главе с генералом Ф. И. Трухиным. Впоследствии, в 1944 году, Дабендорфская школа включала 5 курсантских рот, взвод резерва, хозвзвод, санчасть и клуб. Постоянный персонал школы – 54 офицера, 11 унтер-офицеров и 44 рядовых. Все они были одеты в обмундирование вермахта с русскими полевыми погонами, кокардой и эмблемой РОА на левом рукаве. 12 апреля 1943 года по инициативе майора М. А. Зыкова в школе состоялась Первая антибольшевистская конференция бывших бойцов и командиров РККА, в которой приняли участие более 600 человек.
Итак, успокоить своим внешним видом энциклопедически образованную фрау на берлинской остановке герои А. Пелевина даже теоретически могли бы никак не прежде апреля-мая 1943 года. 
Здесь мы прерываем сокращенный пересказ общедоступных источников. Так ли, иначе, но во всяком случае персонажи «ГО», судя по опубликованному тексту, не состояли в Национально-Трудовом Союзе Нового Поколения и потому изначально никоим образом не могли быть первыми преподавателями этого любопытного во всех отношениях учебного заведения. Перед нами вновь аллюзионный постмодернизм.

Но А. Пелевин и на этом не успокаивается. Согласно «ГО» в беседе с первыми выпускниками Дабендорфа (март 1943-го) А.А. Власов сообщает: «Этой зимой у меня была сердечная беседа с имперским министром Гиммлером».
Очередной хроноклазм с аллюзией на. Первая встреча Власова с Гиммлером состоялась 16 сентября 1944 года. Полутора годами позднее первого выпуска в Дабендорфе. 
Нет необходимости длить наши заметки. Все обнаруженное показывает, что А. Пелевин даже не листнул те относительно авторитетные пособия, на которые сам же солидно указал в своем предхалтурии. 

Но откуда такое легкомыслие? Виной всему, полагаем, привычка к гарантированной безнаказанности. Ведь творчество А. Пелевинa одобрили сам Д.Л. Быков: «Из всей новой прозы, прочитанной в этом /2018/ году, впечатлил меня только роман Александра Пелевина «Калинова Яма»; и сама Г.Л. Юзефович:  «Роман Александра Пелевина начинается как прекрасный, едва ли не музейный образец жанровой прозы… Более чем достойная книга /подразумевается роман «Четверо»/, и веский повод выучить фамилию «Пелевин» в новом значении». /«Медуза», 29 марта 2020)/. И это – несмотря на раннее увлечение автора хвалимых произведений  фашистской символикой.  Зато на паралитературную премию «Национальный бестселлер» в 2021 г. А. Пелевина выдвинула, будто бы, А.П. Дóлгарева. Для изучения паралитературного процесса это любопытное сочетание имен должно бы стать предметом внимательного рассмотрения. Но сейчас нам важнее иное: все перечисленные лица ни с того, ни с сего хвалить и поощрять не станут. Т.е., решение о продвижении молодого прыткого халтуртрегера  в качестве одного из продолжателей традиций «большегнидной» русскоязычной паралитературы, а в прошлом, 2022-м году, назначенного, –  по некоему злобнодневному заказу, – одним из лидеров паралитературного псевдопатриотизма –  было, очевидно, принято не менее пяти лет тому назад?  Sapienti Sat. 

5
1
Средняя оценка: 3.08451
Проголосовало: 142