Преодолеть навязанную двойственность

На протяжении всего периода либеральной экспансии наша традиционная культура оказывала ей посильное сопротивление – менее активное в конце прошлого века, когда государственный курс был принципиально и жёстко ориентирован на западные ценности, и более активное – с начала нового века, когда осознание опасности прежнего курса стало проявляться всё глубже и на всё более широком социальном уровне. Нельзя сказать, что пресловутая «перестройка» совсем не имела общественной поддержки: мы помним эйфорию, которая царила тогда, в конце 1980-х, на телеэкранах и площадях, на страницах изданий и дискуссионных площадках возле уличных газетных щитов. Многие в те годы искренне ждали перемен, необходимость которых была несомненна. Но инициатива ещё задолго до того момента была перехвачена агентурой влияния Запада, и вместо животворных реформ, не затрагивающих основ социалистического строя, уже начиналось разрушение советского государства. Под прикрытием «демократии» осуществлялась планомерная переделка сознания советского человека, культивирование в обществе самых низменных инстинктов и побуждений. Фантом «свободы», искусно создаваемый позднесоветскими и постсоветскими СМИ, по своим качествам соответствовал задачам, поставленным перед разрушителями их западным хозяином. То, что наше национальное сознание сумело сохранить себя и найти силы к возрождению, свидетельствует о прочном духовном стержне, который достался нам в наследство от советской эпохи. 

В то же время, определённая мировоззренческая двойственность, навязанная нам в тот период, до сих пор продолжает препятствовать необходимости увидеть действительность такой, как она есть. Либеральные мифы, демонизирующие советское прошлое и одновременно культивирующие предателей, до сих пор не отринуты и не выброшены на свалку истории. Сомнительные исторические фигуры до сих пор пользуются признаками государственного почитания. Всё это не просто мешает движению вперёд, а тяжёлым камнем лежит на пути этого движения. Явления отечественной культуры, принудительно вырванные из традиционной системы координат, в значительной мере пережили перерождение.

Кинематограф и театр в этом отношении представляют собой наиболее яркие примеры. Скандалы, связанные с одиозными фильмами и театральными постановками, давно уже стали привычным явлением. Под мантру о «свободе искусства» в нашу культуру были интегрированы чуждые ценности – чуждые не просто нашей культуре, а вообще любому традиционному человеческому обществу, устремлённому в будущее. В то же время, ни о какой «экономической целесообразности» речь в этих случаях не идёт – одиозные проекты зачастую имеют стабильное государственное финансирование, а их авторы и кураторы с нескрываемым презрением относятся к общественному мнению. Культурный шоу-бизнес системно производит антигосударственную и антирусскую продукцию, вред от которой лишь отчасти смягчается её низкими художественными качествами, делающими «потребление» затруднительным... 

Все эти проблемы обострились в условиях Специальной военной операции. Сегодня необходимость здорового национального самосознания, здоровой общественной нравственности и определённого общественного идеализма ощущается всё более остро. В связи с этим возрастает необходимость восстановления традиционных принципов творчества. Явления культуры, в самом широком смысле этого понятия, должны вернуться к действительным проблемам народного бытия, к текущей жизни, к задачам будущего, преемственно связанного с прошлым и настоящим. И вроде бы всё это всем уже ясно и понятно, но... на деле всё зачастую остаётся неизменным. Вселяет надежду только сознание того, что год назад ситуация сдвинулась с мёртвой точки, и возврата к прежнему уже не будет. 

5
1
Средняя оценка: 3.14167
Проголосовало: 120