«Трагическая музыка внутреннего человека»

О новой Петербургиане Блока и Свиридова

«Давно осыпалась звезда, но свет ее доныне льется…» – сказал наш современник, поэт Юрий Кабанков. Этот образ вполне применим к событию, кульминация которого состоялась на сцене Мариинского театра 9 апреля с. г., когда слушатели стали свидетелями исполнения нового цикла песен Г. Свиридова на стихи А. Блока. Да-да, именно нового, ведь его в представленном виде прежде не существовало. 

Подобрал программу и составил порядок чередования песен племянник русского музыкального гения Александр Белоненко, директор Свиридовского института, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии мэра Санкт-Петербурга.

Исполнила новый неожиданный цикл известная солистка Мариинки, «звезда этой и многих других сцен мира», лауреат множества престижных международных премий меццо-сопрано Екатерина Семенчук. Свой камерный концерт с блистательным, вдумчивым фортепианным аккомпанементом знаменитого петербургского (а также берлинского, где давно живет и работает) концертмейстера Семена Скигина певица назвала «Приношение Петербургу». (Прослушать премьерное исполнение нового цикла можно здесь, с 1ч. 18 мин.)

В списке недавних гастролей артистки – ведущие сцены мира: Театр Елисейских Полей в Париже, Римский оперный театр, Театр Лисео в Барселоне и другие знаменитые площадки. 
В тот вечер в Мариинке было русское пение, артистка своим волшебным тембром и глубиной проникновения в свиридовский звукосмысловой посыл очаровала слушателей, то и дело срывавшихся в восторженные восклицания. На бис дуэту пришлось исполнить еще несколько произведений – из свиридовской классики: пушкинские романсы «Зимняя дорога» и «Роняет лес багряный свой убор», «Изгнанник» (из Исаакяна, перевод Блока), есенинскую «Березку».

Исследователь истории музыки Белоненко утверждает, что Александр Блок является главным поэтом в творчестве Свиридова, написавшего немало вокальных сочинений на стихи Есенина, Пушкина, даже Маяковского, но на стихи Блока композитором создано больше всего произведений, от ораторий (Двенадцать, Песни о России) до песен для детского хора (Колыбельная) – всего более восьмидесяти произведений, в том числе таких известных, как кантата «Ночные облака», хоровой цикл «Песни безвременья». Блоковские песни Свиридова объединены одной лейт-темой – темой Петербурга. Сам композитор называл свой массив петербургских песен «глыбой». 

В письме 1963 года своему другу, замечательному, но, к сожалению, мало известному широкой публике ленинградскому композитору Вадиму Веселову Свиридов заметил: «Ораторию (Большого Блока) я ужал, выбросив центральную часть, которую я очень любил по музыке («Петроградское небо мутилось дождем...»). Теперь она стала короткой и чисто внутренней (духовно) по природе. Лишенной элементов «балладности», т. е. сюжетики. Итого в ней 5 частей, три совсем тихие, исповедальные. Вся оратория (а по правде говоря, название ей «Пять песен») носит исповедальный характер, конечно не в клерикальном смысле». 

Песни, прозвучавшие в этом концерте, имеют некий нумерический смысл, рассказывает составитель нового цикла. Подобно ангельской иерархии, состоящей из трех триад по Дионисию Ареопагиту, их девять. Ровно столько же песен в поэме «Петербург». Девять песен составляют отдельный цикл для меццо-сопрано на слова А. Блока. 

Программу второго отделения концерта открыли четыре песни из широко известной поэмы «Петербург»: «Флюгер», «Как прощались», «Ветер принес издалека», «Богоматерь в городе» (последняя песня памятна русским слушателям в замечательном исполнении Дмитрия Хворостовского, и на наш взгляд, это – смысловая и духовная кульминация нового цикла). Последующие песни составляют отдельную часть программы второго отделения. Они были созданы в разное время. Это песня «Русалка», написанная в 1980 г., кантата «Барка жизни», сочинение середины 1970-х годов, и песня «Сердца над бездной» – одно из поздних сочинений конца 1980-х – начала 1990-х годов. Лишь одна песня «Невеста» знакома слушателям, композитор время от времени переносил ее в разные циклы, в разные концертные программы. Все остальные сочинения прозвучали в концерте впервые. 

«Между первым и вторым отделением есть скрытая связь, – говорит А. Белоненко. – Оба отделения объединяет один локус – Петербург. Причем Петербург не парадный, не Петербург Английской набережной, Невского проспекта, а Петербург второй Адмиралтейской части и Коломны. Объединяет сочинения Глинки и Свиридова и то, что в них заключена одна тема, говоря словами Блока, “апология жизни частного человека”».

В письме Александр Сергеевич дал нам дополнительные пояснения: «Во вступительном слове на премьере я говорю о Петербурге, о локусах Петербурга, которые случайно оказались близкими в вокальном цикле М. Глинки «Прощание с Петербургом» и петербургскими песнями Свиридова на А. Блока. Глинка прощался с друзьями на Фонарном переулке, Блок жил на Офицерской. Это все Вторая Адмиралтейская часть. Не дворцы набережной или Невский проспект, а район Вознесенского проспекта, между Сенной и Коломной. Тут сосредоточено много петербургских текстов – Гоголя, Достоевского, В. Крестовского, Блока, А. Григорьева и вплоть до Есенина и Клюева. Да и сам Свиридов любил этот, непарадный Петербург». 

Обозреватель газеты «Труд» восклицает: «Как же случилось, что мистически-страстная «Русалка», сумрачно-гимническая, оттененная воздушными звонами «Барка жизни встала», истовый монолог «Ныне, полный блаженства» с огромным «колокольным» соло фортепиано лишь сейчас дошли до публики? Да и представленная редакция «Темно в комнатах и душно» с неожиданным для Свиридова всплеском экспрессионистических гармоний обрела сценическую жизнь впервые. Дело в том, что оставшийся от композитора громадный архив в значительной части и состоит из таких вот неопубликованных, неисполненных произведений. Хранители наследия племянники Свиридова Александр и Василий Белоненко кропотливо разбирают его уже четверть века».

Напомним, что в середине 1990-х годов, фактически перед кончиной композитора, возникла знаменитая вокальная поэма «Петербург», составленная Георгием Васильевичем по просьбе певца Дмитрия Хворостовского и пианиста Михаила Аркадьева – с ней они впоследствии триумфально объехали полмира. Теперь, когда Семенчук и Скигин задумали программу «Приношение Петербургу» из произведений Глинки и Свиридова, они обратились «за тем, что еще не спето», к Александру Белоненко. Он разыскал несколько опусов, в основном написанных в 1974 г. Георгий Васильевич думал собрать их в кантату «Барка жизни» для меццо-сопрано и оркестра. Одна часть даже оркестрована – но до инструментовки остальных руки у композитора не дошли. Перепробовав разные версии, Белоненко остановился на той самой девятичастной поэме «Петербург», заменив четыре из тех «хворостовских» вещей на четыре новые. 

И еще очень важную свиридовскую цитату из письма тому же В. Веселову приведем в заключение вместе с А. Белоненко, озвучившем ее на мариинской премьере: «Мысль Ваша о новом искусстве как об искусстве духа – верная. Мысль Соловьева, Блока и Андрея Белого. Да и Есенин с Маяковским – лучшее у них – духовное воспарение, а не “кабацкость” у первого и не “новый быт” у второго. Музыканты не дошли до этого разряда мышления. В лучшем случае это талантливые мастера, но не более. Лучшие из них “лирически” прорывались к большому, но до задач Мусоргского им подняться не удалось. Успех – тоже соблазн большой. Да и чувство Родины, Бога как то заслонялось для них артистическим успехом и яркой возможностью “самовыражения”. А нужно не “самовыражение”, а выражение Бога в себе…»

5
1
Средняя оценка: 2.97222
Проголосовало: 72