Николай Миронов: забытый герой войны

Когда Краснодонский район оказался в оккупации, Николай вернулся на станцию Семейкино, где организовал подпольную партизанскую ячейку. И вскоре она стала частью «Молодой гвардии». 

Николай Иванович Миронов, родившийся 25 мая 1925 года, происходил из обычной рабочей семьи. Сначала Мироновы жили в селе Курячевке, что на Донбассе. Там прошли десять лет Колиной жизни. А затем семейство перебралось в недавно образованную Воронежскую область (1934 год) и обосновалось в Россоши. Здесь Иван Миронов смог найти работу на сахарном заводе, а мать Ксения Дмитриевна занималась домашним хозяйством и воспитанием шестерых детей. А Николай же был самым младшим из них. 
Когда Коля был ещё совсем ребёнком, у него обнаружился талант. Точнее, способности проявились сами. Оказалось, что мальчишка очень хорошо пел и обладал удивительным музыкальным слухом. На это обратили внимание сначала учителя в Курячевке, а затем и Россоши. Педагоги «хором» пророчили Коле блестящее эстрадное будущее. Появился у него и свой «гвоздевой» номер. Миронов исполнял песню «Орлёнок». Причём не только в своей железнодорожной школе № 20. Однажды его пригласили исполнить эту песню на всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности, которая проходила в Воронеже. И мальчишка не подвёл. За что и был отмечем специальной премией. Но были успехи у Коли не только в пении и музыке. Он любил историю, литературу и географию. 
В 1940 году Николай перебрался к своей старшей сестре в Луганск. И начал учиться в восьмом классе средней школы № 53. Вскоре вступил в комсомол. Что же касается родителей, то они незадолго до начала Великой Отечественной войны переехали на станцию Семейкино Краснодонского район. Не задержался в Луганске и Коля. Он перебрался поближе к родителям и поселился в посёлке Краснодон. И в местной школе № 22 окончил девять классов. 
В то время Советский Союз уже год, как противостоял фашистам. Полным ходом шла Великая Отечественная война. И всем школьникам пришлось резко повзрослеть. А мечты о счастливом будущем отодвинуть на второй план. Все понимали – нужна только Победа. Понимал это и Коля. И он из весёлого мальчишки, любящего петь, превратился в настоящего серьёзного мужчину. В первое фронтовое лето Коля вместе с одноклассниками отправился на уборку хлеба в село Красное. А затем началась уже по-настоящему взрослая работа. Враг неумолимо приближался, вынуждая Красную армию отступать. Над Краснодонским районом нависла страшная угроза оккупации. И поэтому школьники вместе со взрослыми начали готовиться к приходу фашистов. Люди копали рвы и траншеи, возводили противотанковые заграждения. 
В тревогах и переживаниях прошёл год. Наступило роковое лето 1942 года. Через Краснодон проходили отступающие красноармейские части. И что солдаты, что офицеры советовали мирным гражданам эвакуироваться, поскольку шансов избежать оккупации не было. Но в людях до последнего жила надежда. К тому же, народ не хотел бросать свои дома. 
Шло время. В июне 1942 года внезапно появилась надежда. Красная армия сумела остановить продвижение врага. Однако радость была преждевременной. Уже в июле ситуация вновь изменилась. И фашисты оккупировали Донбасс. 
Немцы чувствовали себя полноправными хозяевами положения и вели себя соответствующе. Первым делом они расправились с евреями и партийными коммунистами, потом взялись за тех, кто пытался игнорировать или саботировать их распоряжения. У фашистов нашлись и пособники – предатели среди местного населения, которые захотели выслужиться перед новой властью. Коллаборанты стали не только глазами и ушами немцев, но и их руками. Именно из предателей Родины были созданы отряды полицейских, которые и арестовывали, и допрашивали, и пытали, и казнили. Но немало нашлось и тех, кто, несмотря на угрозу расправы, решил бросить вызов оккупантам. Среди них был и Коля Миронов. 

*** 

Когда началась оккупация, в самом Краснодоне и во всём районе появилось множество партизанских ячеек. Чаще всего они состояли из молодёжи. Причём ребята, не сговариваясь друг с другом, ушли в подполье. И какое-то время все они действовали разобщённо, по собственной инициативе. Однако осенью 1942 года ячейки слились воедино, превратившись в подпольную организацию «Молодая гвардия».
Во время оккупации Коля крепко подружился с Колей Сумским и Володей Ждановым. Поскольку кругом было полно полицаев и их тайных агентов, ребята остро нуждались в крепком и надёжном плече. И друг в друге они нашли поддержку. Мальчишек объединила ненависть к врагу. И Коля узнал, что Сумской со Ждановым являлись руководителями подпольной группы партизан в посёлке Краснодон. И вскоре ребята поручили Миронову важное, но очень нужное дело – организовать ячейку сопротивления на станции Семейкино, где проживали его родители. Коля, конечно, согласился. 
Осенью он переехал в Семейкино. Поближе познакомился с местными ребятами, навестил старых знакомых, а потом принялся за дело. Он быстро нашёл себе помощников – Пашу Палагута и Васю Ткачёва. И после этого ячейка влилась в «Молодую гвардию». 
В то время немцы начали отправлять краснодонскую молодёжь на принудительные работы в Германию. Все прекрасно понимали, что это билет в один конец, и старались избежать страшной участи. Спастись можно было несколькими способами. Во-первых, принести справку о недееспособности. Но раздобыть её было очень сложно, поскольку медицинские учреждения находились под жёстким контролем оккупантов. Во-вторых, перебраться через линию фронта и примкнуть к красноармейцам. Но и этот вариант реализовать было крайне сложно из-за вездесущих патрулей и карательных отрядов. В-третьих, устроиться на работу. Да, приходилось трудиться на врага, но появлялась относительная свобода. И поэтому многие молодогвардейцы выбирали именно этот вариант. Не стали исключением и ребята из Семейкиной ячейки. Палагута и Ткачёв числились в местном совхозе. И всячески саботировали работу. Но делали это максимально аккуратно, чтобы у фашистов не было каких-либо доказательств их вины. Вскоре к ним присоединилось ещё несколько человек. Буквально за первый месяц состав ячейки пополнила практически вся молодежь Семейкино. Устроился на работу и Миронов. Он начал трудиться на шахте № 1, расположенной близ посёлка Краснодон. Выбор Коли был не случайным. Теперь он мог безбоязненно появляться в посёлке, не вызывая подозрений у полицейских. 
Раз в несколько дней, после работы, Коля приходил в Краснодон и отправлялся на базар. В оговорённое время его ждал Коля Сумской. Парни разговаривали на отвлечённые темы, а в какой-то момент Сумской незаметно передавал подпольщику агитационные листовки и записки с заданиями. После этого они прощались и расходились. Вернувшись домой, Миронов проводил собрание, на котором распределял задания: одни занимались распространением агитационных листовок, другие отправлялись на поиски оружия и боеприпасов, а третьи добывали медикаменты. А все вместе молодогвардейцы слушали по ночам сводки Совинформбюро и составляли тексты уже своих «агиток». Но было у Семейкиной ячейки и одно особое задание. Ребята поочерёдно дежурили на железнодорожных путях. Они смотрели, в каком направлении и с каким грузом мимо станции проезжают поезда. Дело в том, что через Семейкино проходили немецкие составы с боеприпасами, а также с провиантом. Отслеживали поезда молодогвардейцы с одной целью – проведения последующих диверсий. 
Всю осень и декабрь 1942 года молодогвардейцы исправно справлялись с заданиями и ощутимо терзали оккупационную власть. Но в самом конце года, когда в войне произошёл перелом, над партизанами нависла опасность. Через Краснодон начали проходить отступающие немецкие и румынские части, а Красная армия медленно, но верно приближалась к Донбассу. У всех появилось стойкое чувство – Победа близка. Чувствовали это и предатели. Они понимали, что измену Родине им никто и никогда не простит, поэтому решили сбежать, отомстив предварительно молодогвардейцам. 
В начале января начались массовые аресты подпольщиков. Руководители ячеек настойчиво рекомендовали своим бойцам сбежать или спрятаться. Но практически никто не послушался… За Николаем пришли 16 января. Сначала парня отвезли в село Красное, а оттуда перевели в тюрьму, расположенную в Новосветловке. Его долго допрашивали, избивали, пытали. А затем казнили. И до сих пор место гибели и захоронения Николая остаются неизвестными. 
Посмертно Николай Иванович Миронов награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

5
1
Средняя оценка: 2.86567
Проголосовало: 67