Польша: русофобские тени из прошлого

Ввязавшись в противостояние с Россией на стороне необандеровского режима в Киеве, Польша популяризирует в обществе русофобские идеологемы, бывшие в ходу у польских геополитиков начала ХХ в. Увеличиваются тиражи книг Влодзимежа Бончковского, Владислава Гизберт-Студницкого, Адольфа Бохеньского и др. радетелей вечной вражды Польши с Россией. Им посвящаются выставки, конференции, фильмы, музейные экспозиции, газетные статьи. 

Так, Центр им. Мерошевского (Centrum Mieroszewskiego) и Национальный институт им. Оссолиньских (Zakład Narodowy im. Ossolińskich) провели презентацию работ Бончковского (1905-2000). Этот автор посвятил грёзам о победе Польши над Россией львиную долю своих трудов («Сущность российской силы и слабости», «Россия вчера и сегодня» и т.д.). 

Бохеньский ценен для нынешней польской власти тем, что провозгласил следующее: «Существует ли украинский народ [как отдельный от русских]? Даже если нет, то нужно всеми силами способствовать его появлению. Для чего? Для того чтобы на востоке не иметь дела с 90 миллионами великороссов, и ещё 40 миллионами малороссов, не разделенных между собой, единых национально… Ведь украинец, лишённый своей украинскости, это политический русский».

Глава Совета национальной безопасности Польши Пшемыслав Журавский вел Граевский (Przemysław Źurawski vel Grajewski) заявляет, что «легче победить Россию на поле боя, чем вести переговоры с непобеждённой Россией». Заявление провокационное, направленное на подстрекательство дальнейшего кровопролития на Украине. Но поскольку по данным свежих соцопросов непосредственно воевать с Россией согласны всего 3,4% поляков, Варшава подстёгивает патриотическое воображение граждан популяризацией взглядов Бохеньского, Гедройца, Мерошевского и т.п. 

Бохеньский ,кстати, был реалистом. В книге «Между Германией и Россией» (1937) он указывает на заинтересованность Варшавы в раздроблении православного ядра (Москва-Киев-Минск) на три неравных части. Касаясь отдельно украинского вопроса, он говорит о четырех геополитических явлениях, к которым приведёт независимость Киева: 1) территориальные претензии Украины к Польше (Волынь и Галиция); 2) нескончаемые пограничные споры с Россией о принадлежности Донбасса; 3) совпадение интересов независимой Украины с интересами Третьего Рейха; 4) усиление напряжения в Карпатской Руси, Бессарабии, Крыму, на Буковине и Кавказе.

«Появление суверенной Украины приведёт к расколу нашего восточного соседа [СССР] на целый ряд соперничающих друг с другом государственных организмов. Для Польши главное – их взаимная нейтрализация и отсутствие общей границы с теми из них, которые бы могли создать антипольский союз»,– писал он, подчёркивая, что для Варшавы важна взаимная нейтрализация Украины и России. 

Польша всегда гордилась преданностью католической вере и никому до сих пор не желает уступать звание antemurale Christianitatis – «защитного вала католичества» от т.н. «восточных схизматиков», т.е. православия. В свое время Варшава объединила обе идеи – идею «защитного вала» и идею поддержки бандеровской Украины, породив уродливый союз польского католичества с фашистским коллаборационизмом. 

Сегодня мы видим тот же польско-украинский проект, приспособленный к геополитическим реалиям XXI в. Бандеровская Украина стала необандеровской и неофашистской. Присвоенное Польшей самой себе звание защитного вала католичества трансформировалось в звание защитного вала демократической Европы от российского империализма. Меняются словесные декорации, но внутренняя суть польской восточной политики остаётся неизменной.

Польша всегда называет себя невинной жертвой российской деспотии, а Россию – государством, несущим опасность для окружающих. Но творчество Бохенского заставляет усомниться в искренности таких слов. «Мы обречены на величие, и либо добудем себе это величие, либо обратимся в ничто. Мы должны быть поэтому народом имперским, полным инициативы и воли к экспансии... Мы должны взять на себя нашу давнюю историческую миссию, но в изменившихся условиях…», – писал Бохеньский в 1938 г. 

Остальные известные польские политические авторы писали то же самое, только на свой манер. Можно сказать, что по сути своей польская геополитическая мысль – это квинтэссенция Бохеньского с Бончковским, выраженная многими авторами и рассеянная в их русофобских тезисах.

Поддерживая режим Зеленского, Варшава беспокоится не об Украине. Она беспокоится о реализации собственных империалистических мечтаний, которые ей не удалось осуществить в прошлые века.

5
1
Средняя оценка: 3.25714
Проголосовало: 105