Африканские языки в российских школах
Африканские языки в российских школах
С нового учебного года в четырёх московских школах вместо европейских языков будут изучать африканские – суахили и амхарский. Позже добавятся йоруба и другие языки. Как отметил директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов, задача – пробудить у учащихся интерес к исследованию Африки и её культуры.
Африканские языки долгое время оставались незаслуженно забытыми программой образования. В России можно было выучить польский, чешский, сербский, болгарский, но не йоруба или суахили. Между тем, на йоруба разговаривают больше людей, чем на чешском, сербском и болгарском вместе взятых, а на суахили около 200 млн. Это намного больше, чем на корейском (78 млн.), немецком (77 млн.), итальянском (68 млн.), японском (130 млн.) и немногим меньше, чем на португальском (274 млн.).
Суахили – средство межэтнического общения жителей Восточной и Центральной Африки. Примечателен тем, что его лексика легко запоминается. «Мтото» (mtoto) на суахили означает «ребёнок». Дочитав эту статью, вы наверняка запомните это слово.
На суахили творили около двух десятков известных африканских писателей – Кристофер Мвашинга, Адам Шафи Адам и др. Культура суахили находится на стыке занесённой арабами исламской культуры и традиционной африканской, что придаёт суахили своеобразный колорит.
Кроме суахили, распространёнными языками на Чёрном континенте являются хауса (100 млн.), амхарский (28 млн.), оромо (25 млн.), игбо (24 млн.). Зная хауса, можно общаться с жителями Нигерии, Судана, Камеруна, Нигера, Ганы, Бенина, Буркина-Фасо; зная суахили – с жителями Танзании, Кении, Сомали, Конго, Бурунди, Руанды, Уганды. Йоруба сделает вас почти своим в Того и тех же Нигерии и Бенине; амхарский – в Эфиопии (единственной африканской стране, где есть официальная местная Православная церковь), Эритрее и ряде районов Сомали и Судана.
В некоторых случаях можно обойтись более привычными нам английским, французским, испанским, португальским, на худой конец, арабским. Но не во всех уголках Африки их знают на достаточном уровне и популярность европейских языков в будущем будет в мире снижаться. Понемногу входит в моду китайский язык, находят своих поклонников корейский и японский, но суахили и хауса позволят вам общаться с большим количеством людей, чем корейский и японский.
О росте влияния неевропейских языков прекрасно осведомлены в Австралии. В австралийских вузах увеличены часы изучения индонезийского языка. Индонезия – сосед Австралии, обладает стратегически выгодным положением. Канберра боится, что Джакарта начнёт крепко дружить с Китаем, поэтому хочет лучше знать индонезийцев, их культуру и менталитет, чтобы суметь прогнозировать тенденции в индонезийской политике.
Для России с Африкой – то же самое. 70% торговли России с континентом приходится всего на четыре страны – Алжир, Египет, ЮАР, Марокко. Огромный экономический потенциал остальных африканских государств нами практически не затронут. Чтобы всерьёз закрепиться в какой-нибудь стране, нужно знать её родной язык, а европейские языки в Африке всё же вторичны. Советская школа африканистики осталась в прошлом, вместе с нею в прошлом осталось влияние Москвы в Африке.
Сегодня это влияние постепенно восстанавливается. Интерес России к Африке и Африки к России должен быть взаимным. Он не должен ограничиваться военно-политическим и экономическим сотрудничеством, но должен охватывать культуру и науку.