Богатырь Белогор современной музыки

О белгородском композиторе Николае Бирюкове

В нынешнем году одной из центральных исторических дат остается 80-летие Курской битвы и сражения под Прохоровкой (12 июля 1943 г.) – событие, которое предопределило дальнейший ход Второй мировой войны и стало переломной вехой для будущего безостановочного наступления Советской армии. За ним последовали освобождение Белгорода (5 августа), Харькова (23 августа) и всех городов к западу от Курской дуги. Битва продолжает по сей день осмысливаться прозаиками, поэтами, публицистами. Так литературовед и историк В.В. Кожинов (1930–2001) писал: «Подвиг Прохоровки убедил меня в одной важной мысли. А именно: Россия оставалась несокрушимой в самых сокрушительных обстоятельствах!» Т.е. эта битва – исторический монумент силы Русского Духа наших предков, что служит колоссальным примером для сегодняшнего молодого поколения, в чьих руках – будущее страны и народа.
На почве тех далеких событий создаются произведения всех видов искусств. Сам мемориальный комплекс Прохоровского поля – Звонница, – созданный в 1990-х годах под патронатом бывшего губернатора Белгородской области Евгения Савченко по многочисленным обращениям виднейших деятелей русской культуры, среди которых был и композитор Георгий Свиридов, по проекту архитектора Вячеслава Клыкова (1939–2006), стал каменной летописью события, созданной в камне и металле. 
Поэтические творения, посвященные сражению, только на Белгородчине созданы десятками поэтов, среди которых Владимир Молчанов, Игорь Чернухин, Владимир Чурсин, Станислав Минаков, Николай Грищенко. 

Звонница на поле танкового сражения. 12 июля 2023 г. Фото Л. Минаковой

А как не вспомнить гравюры и картины белгородского художника Станислава Косенкова (1941–1993)? 

«Борозда памяти», из серии «Прохоровское поле», художник С. Косенков

Одним из мастеров, не упускающих из творческого внимания тему Прохоровской битвы, является композитор Николай Бирюков.     Его перу принадлежит множество разножанровых произведений, посвященных знаменитому сражению. Некоторые уже стали музыкальной эмблемой Белгородчины. К ним относится песня «Три поля России» на слова Владимира Молчанова.  
Песня, подобная гимну, прославляет доблесть наших предков-воинов, отдавших свои жизни в трех легендарных битвах: Куликовской, Бородинской, Прохоровской. Песня исполняется широко за пределами региона: во время шествия Бессмертного полка на Красной площади в Москве, в Прохоровке у Колокольни Храма Петра и Павла во время встречи трех президентов тогда еще братских России, Украины, Белоруссии (2000 г.). В нынешний юбилейный год песня была исполнена в Старом Осколе на торжествах, посвященных юбилею сражения. За создание песни композитор был удостоен высшей награды на международном фестивале-конкурсе патриотической песни «Красная гвоздика» (Волгоград-2015). 
Еще одно сочинение, посвященное Прохоровскому сражению, – музыкально-драматическая поэма «Поле русской славы» (для чтеца, солистов, смешенного хора и оркестра) по одноименной поэме В. Молчанова, – также было исполнено в нынешнем году с большим успехом в Старом Осколе (в Белгороде массовые мероприятия пока отменены).

История Белгородского края как порубежья Московского царства поистине удивительна и не схожа с историей иных российских земель. Ведь это издавна рубежи Русской земли с ее южными и западными соседями. По-разному назывались эти места – Слобожанщина, Курская губерния, во времена Древней Руси край входил в состав Черниговского Княжества. Но суть оставалась одна – за Белгородчиной, северней уже расположена сердцевина, ядро Руси – златоглавая Москва. Отступать отсюда вглубь страны недопустимо. Вот и заселяли издревле эту землю отважные, готовые к защите и нападению врага люди. И на многих переломных моментах истории Белгородчина и ее жители становились участниками судьбоносных для всей страны событий.

История эта берет свое начало со времен Засечной черты XVII века, которая представляла собой укреплённую линию на южных рубежах Русского царства и служила для защиты от набегов крымских татар, ногайцев, литовцев, черкес. Именно тогда были выстроены остроги (города-крепости), различные инженерные сооружения, в черту входили и естественные природные препятствия (болота, леса, реки). Именно поэтому Белгородчина вот уже более трех столетий является местом стычек, противостояний с врагами русской земли, и сегодняшнее время подтверждает эту роль региона.
Географическое расположение Белгородчины на рубежах русской земли, постоянные воинские стычки с иноплеменниками передают ее жителям особое переживание национальной самобытности, трепет перед чудом родной культуры, ее уникальности и космичности. Недаром творчество Георгия Свиридова – певца русского духа и национальной самобытности – также берет свои истоки из Курско-Белгородского края. Глубинным русским мироощущением пронизана философия русского философа начала XX века Николая Страхова – уроженца Белгорода.

Следующее произведение композитора Бирюкова, охватившее историю Белгородского края от времен Засечной черты до современности, – трилогия «Меч Белогора» по одноименному фантастическому роману Юрия Хабибуллина, созданная в 2018 г. к 75-летию Прохоровской битвы. Спектакль адресован юному поколению слушателей и рассказывает о защитниках белгородской земли в прошлом и настоящем. Основная идея произведения созвучна словам великого русского полководца, Святого благоверного князя Александра Невского: «Кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет!»
Носителями зла выступают инопланетяне, прилетевшие из далекой галактики. Извечные вопросы борьбы Добра со Злом разрешаются на современном историческом витке. Сражение в небе над Прохоровским полем снова решает судьбы всего человечества. Музыкальный язык, раскрывающий эту схватку, весьма примечателен: как не вспомнить картинные образы нашествий и битв в музыке А. Бородина, С. Прокофьева, силы зла обрисованы красками рок-музыки и электро-инструментами.

Николай Бирюков сам считает себя композитором глубоко национальным, без патриотической тематики невозможно представить себе его творчество. Свой авторский творческий вечер, посвященный 55-летнему юбилею, 31 октября 2017 г. он назвал «О, Русь далекая и близкая!», выразив в названии концерта – знаменитых есенинских строках – генеральную линию своего творчества.
Судьба привела Н. Бирюкова в Белгород непрямыми путями. Будущий композитор родился в Сибири – в городе Гурьевске Кемеровской области. Природа Сибири, таежные красоты, народные гулянья и обряды стали мощным фундаментом творчества, дали толчок первым творческим импульсам. В юности Николай Георгиевич жил в Херсоне, где учился в музыкальном училище на вокально-хоровом отделении, затем – в Харьковской консерватории им. Котляревского, по классу композиции у профессора И.К. Ковача, позже была Российская Академия музыки им. Гнесиных (по классу композиции у профессора Н.И. Пейко и академического вокала – профессора Н.Н. Шильниковой). Далее – работа в Кемеровской филармонии, и вот уже 24 года Николай Бирюков живет и трудится в Белгороде, где работает солистом-вокалистом в Белгородской государственной филармонии и продолжает сочинять свои произведения, которые постоянно исполняются на концертных площадках не только Белгорода и Черноземья, но и всей страны.
Пребывание на Белгородчине стало живительным источником создания творений патриотического содержания Николая Бирюкова. История Белгородчины словно помогла открыть глубинное русло его композиторского творчества, которое было неоднократно отмечено премией «Прохоровское поле». Премия учреждена в 1999 г. и «присуждается деятелям литературы и искусства, в творчестве которых в высокохудожественной форме утверждаются идеи нравственности, патриотизма, национальной гордости, воинской чести и преданного служения своему народу и Отечеству».
В самом начале этого пути, в 2000 г., вскоре после приезда на Белгородчину, композитором была создана Поэтория «Сказание о Святом Белогорье» по поэме Игоря Чернухина «Бел-город» (для чтеца, тенора, баса, смешанного хора и Оркестра русских народных инструментов). Произведение стало откликом на первое соприкосновение с легендарным краем и выражением восхищения перед героизмом, величием и благородством его истории.
Слова, открывающие Поэторию, могли бы стать девизом белгородского периода жизни и творчества Н. Бирюкова:

Белый город…
Вы, края, что меня растили,
Вы учили петь меня
И любить Россию,
Петь по-русскому, 
Свое 
и любить по-русски…
Оттого во мне живет 
Радость вместе с грустью…

История Белгородчины наполнена легендарными вехами и достойными именами. Это и участие Белгородского полка в знаменитой Полтавской битве со шведами; яркой страницей Русского Православия является праведная жизнь подвижника XVIII века Святителя Иоасафа Белгородского. Все эти события не оставили равнодушным Николая Бирюкова. Так, к 300-летию Полтавской битвы (2009 г.) была создана опера «Белгородский полк» на либретто Виктора Овчинникова в соавторстве с Еленой Латыш-Бирюковой

Сцена из оперы «Белгородский полк»: фельдмаршал Борис Шереметьев (Владимир Бойко) и Митрополит Иустин (Евгений Григорьев)

Премьера оперы «Белгородский полк» состоялась на VII Международном фестивале дружбы славянских народов «Хотмыжская осень» 26 сентября 2009 года в постановке Белгородской государственной филармонии. К 300-летию со Дня рождения Святителя Иоасафа Белгородского (2005 г.) было создано музыкальное оформление композиции «Ангел Святого Белогорья» (текст протоиерея Игоря Кобелева). 

Мы рассказали лишь о части произведений Николая Бирюкова, связанных с историей Белгородского края. Но уже сейчас можно утверждать, что в творчестве этого композитора Белгородская земля обрела своего певца в мире академической музыки.

5
1
Средняя оценка: 3.22222
Проголосовало: 27