Дом с основательным фундаментом

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник. Он был установлен ещё в 1896 году к 100-летию со дня рождения основателя железнодорожного дела в России императора Николая I его правнуком Николаем II. 
Праздник стал поистине всенародным для всех профессий, причастных к этому виду транспорта, вне зависимости от занимаемой должности: вспомогательный персонал (проводники, машинисты, монтажники и ремонтники), их руководство, сотрудники вокзалов, трамвайных депо и метрополитенов. День железнодорожника считают своим преподаватели и студенты профильных учебных заведений страны, а также их друзья, родственники, знакомые и близкие. 
И даже артисты! 

Хор русской народной песни.

Об этом направлении в работе РЖД стоит сказать особо.
Уникально само место, на котором стоит Центральный дом культуры железнодорожников.

Район, занимающий сейчас территорию Комсомольской площади, стал обживаться ещё в XIV веке. В петровские времена там, где в настоящее время располагается основное здание РЖД, был Путевой дом, в котором останавливались члены императорского двора, богатые люди, ехавшие в Сокольники на охоту. Жители окрестных поселений заранее собирались посмотреть на выезд, потому что для многих из них это был единственный момент, когда можно увидеть весь царский двор, а если повезёт, то и с царём во главе.
Деловые люди очень быстро сообразили, как можно делать бизнес на этой традиции, и стали приезжать сюда с напитками и яствами, продавать и зарабатывать. Потом появились кружала, лавки, небольшие постоянно действующие кабаки. Бойкое место, где сейчас стоят три вокзала – Ленинградский, Ярославский и Казанский, – стало быстро застраиваться. В середине XIX века Комитет по строительству железной дороги между Петербургом и Москвой решил создать на территории Каланчевского поля главный транспортный узел города. 
После революции была большая необходимость в агитационной работе. Московско-Рязанское отделение железной дороги выступило тогда с идеей построить клуб по последнему слову техники. Разработку проекта и надзор за строительством доверили знаменитому архитектору Алексею Щусеву, который еще с 1911 года занимался проектированием и строительством Казанского вокзала. Большую часть денег на осуществление проекта дало Московско-Рязанское отделение железной дороги, остальное – Народный комиссариат путей сообщения, управлявший деятельностью железнодорожного и других видов транспорта. 

Здесь нужно сделать отступление. Существует легенда, родившаяся вместе с романом Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев»: ЦДКЖ построен на деньги мадам Петуховой. Откуда она взялась? В самом начале повествования о поисках бриллиантов сказано, что первый стул исчез в воротах Рязанского вокзала (ныне Казанского), а второй раз в самом конце книги упоминается уже клуб: «У третьего окна от парадного подъезда железнодорожного клуба Ипполит Матвеевич остановился. Зеркальные окна нового здания жемчужно серели в свете подступавшего утра. Так вот оно где, сокровище мадам Петуховой!»
Идея с ДК возникла так. Редакция «Гудка», куда принесли свой роман Ильф и Петров, располагалась на углу Садового и Новой Басманной. Произведение было одобрено, но не понравился идеологически недопустимый финал романа – он заканчивался благополучно для авантюриста. Нужно было быстро и без особых правок менять сюжет. Ильф и Петров жили на Краснопрудной, недалеко от «Гудка». Возвращались домой, активно придумывая новый финал. Шли мимо строившегося уже ДК. И связав легенду о брильянтах и стройку, они минимально переделали начало и написали новое завершение романа. 
Но есть другая версия, в которую сотрудники ЦДКЖ верят больше. Она отсылает нас в начало XX века, и в частности к семье богатейшего промышленника Стахеева. Его особняк стоял на Новой Басманной (сейчас там располагается Центральный дом детей железнодорожников). В годы революции семья уехала за границу, прихватив основные сокровища, но часть спрятала в доме – надеялись, что советская власть долго не продержится. Где-то в 20-х годах один из сыновей вернулся в Москву и устроился истопником в свой бывший дворец. Поскольку Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) входил в состав НКВД и всё в этой системе было под усиленным контролем, за наследником установили слежку. Как только Стахеев-младший вскрыл тайник, его арестовали вместе с драгоценностями. Деньги поступили в распоряжение НКПС, часть из которых была выделена на строительство ДК железнодорожников. 
Поверить второй легенде можно, потому что средств у молодой республики было мало – и вдруг такая значительная сумма расходуется на строительство не самого необходимого объекта. 

  

Самодеятельное творчество в профессионально ориентированном ДК развивалось под влиянием великих артистов. Например, Елена Образцова пела в одном из оперных самодеятельных спектаклей. Здесь проходили шахматные турниры, концерты звёзд всех направлений искусства. На сцене ДК выступали Смирнов-Сокольский, братья Покрасс, Надежда Русланова, Клавдия Шульженко, Изабелла Юрьева, Мария Миронова и Александр Менакер, Аркадий Райкин. Леонид Утесов руководил здесь своим джаз-оркестром и числился в штате НКПС. Режиссёром театра была Мария Кнебель, а Марк Местечкин возглавлял акробатический коллектив. Художественным руководителем ансамбля народного танца работал знаменитый танцовщик, солист Большого театра Асаф Мессерер. Если вчитаться в титры популярнейшего фильма «Цирк», то увидим, что песню о Москве исполняет хор ЦДКЖ под управлением Исаака Дунаевского. 

А какую плеяду воспитало литобъединение «Магистраль»! Двадцать четыре человека из объединения стали членами Союза писателей. Среди них Белла Ахмадулина и Владимир Войнович. Булат Окуджава, участвовавший в «Магистрали» с 1956 года, так вспоминал тот период: «Мы были бессребрениками, влюбленными в литературу, жили ради неё. Моё становление поэта совпало с тем временем, когда я был членом “Магистрали”. “Магистраль” поставила на ноги и в конечном счете помогла мне стать тем, чем я стал теперь».

Особое место в истории ЦДКЖ занимает Великая Отечественная война. Наверное, читателю не нужно объяснять, почему сегодня мы обращаемся к временам восьмидесятилетней давности. 
В самом начале нападения Германии на нашу страну в Доме культуры было организовано одно из отделений Главполитуправления: готовили агитаторов, формировались концертные бригады и отправлялись на фронт. 

Так получилось, что артисты-железнодорожники начало войны встретили в пути. Пришлось срочно возвращаться в Москву и полностью перестраивать работу. На фронт выехали 26 концертных бригад ЦДКЖ, 227 бригад обслуживали резервные запасные части Красной Армии и госпитали. 

ЦДКЖ. Сборный концерт. Выступление Л. Руслановой

Известно, что в кризисные периоды истории происходят вещи, казалось бы, невозможные в стабильные времена. В анналах архива ЦДКЖ сохранилось свидетельство появления на свет известнейшей песни времён войны «Моя Москва» Исаака Дунаевского. Родилась она так. Следуя в 1942 году в вагоне поезда во время очередных гастролей из Читы в Улан-Удэ, Дунаевский прочитал в журнале «Новый мир» стихотворение поэта-фронтовика Марка Лисянского. Стихи взволновали композитора, и тут же, на полях журнала, он записал мелодию. Впервые её исполнили 28 мая 1942 года на станции Дивизионная, недалеко от Улан-Удэ. 
Если перевести в цифры вклад артистов Дома культуры в поднятие боевого духа защитников нашей Родины в годы войны, то получится путь длиной в 743 дня. За это время ансамбль песни и пляски ЦДКЖ дал 1300 концертов, Дунаевский написал более сорока песен. Так же самоотверженно работали остальные коллективы, руководители которых были награждены орденом Красной Звезды – Дунаевский, братья Покрасс, Марголин, Харитонов, Тиберг.

ЦДКЖ. Выступление Л. Утесова, 1942 г.

Говорят, что в самые трудные времена рождаются уникальные идеи, пробиваются ростки высших достижений всех видов искусства. И счастлив народ, умеющий воспользоваться этим богатством. На стыке социализма и капитализма в нашей стране многие дома культуры перестали существовать только потому, что их коллективы не смогли адаптировать опыт прежних поколений к бурной перестройке вкусов нового времени. Коллектив ЦДКЖ не пошёл на поводу у среднестатистического зрителя даже в конъюнктурные девяностые. Здесь у посетителей родятся переживания, вдохновение или даже несогласие, но не вопрос «А что я тут делал два с половиной часа?». 

Свой праздник работники ЦДКЖ встречают предложениями на все вкусы и возрасты.

 

Фото из архива ЦДКЖ

Художник: С. Думенко.

5
1
Средняя оценка: 3.17857
Проголосовало: 28