Как появился Кронштадт
Как появился Кронштадт
300 лет назад, 18 октября 1723 года состоялась закладка крепости на острове Котлин Петром I, который нарек новый город Кронштадтом.
История Кронштадта, сыгравшего огромную роль в защите столицы Российской империи от внешних угроз, немного запутана. Общепринятой датой основания города считается 18 мая 1704 года – день освящения форта Кроншлот, первого фундаментально построенного укрепления острова Котлин.
Кстати, наряду с «Кроншлотом» (в переводе с голландского – «коронный замок») самим царём нередко употреблялось и другое название – «Кроншлосс» («коронный ключ»).
Петербург и Кронштадт – практически ровесники. История их строительства началась в 1703 году: Петербурга – после взятия в июле русскими войсками шведской крепости Ниеншанц в устье Невы, а Кронштадта – в октябре того же года, когда будущий российский император на своей яхте подошёл к острову Котлин в «устье» Финского залива и обосновано решил, что лучшего места для передового рубежа обороны будущей столицы страны найти сложно.
Действительно, хотя расстояние от северного и южного берегов этого залива до Котлина превышает два десятка километров, но из-за преобладающего там мелководья реальным фарватером – маршрутом, пригодным для прохождения крупнотоннажных морских судов – является проток Финского залива лишь южнее Котлина.
Ширина его судоходной части сравнительно небольшая – так что фортификационные сооружения, построенные с двух сторон этого прохода, позволяли простреливать его полностью, несмотря на весьма небольшую дальнобойность тогдашних пушек, даже крупнокалиберных морских.
Именно с этой целью уже в конце 1703 года по приказу Петра и стал строиться форт Кроншлот, возведение которого закончилось в рекордные сроки – всего за одну зиму, когда мощный шведский флот из-за замерзания Финского залива ушёл зимовать на свои базы.
А когда шведы с потеплением возвратились, их ожидал неприятный сюрприз – «запертый» русскими укреплениями проход к Петербургу. В связи с чем шведское командование было вынуждено предпринять попытку наступать на город с двух направлений – морского и сухопутного. Обе эти попытки – и в 1704, и в 1705 году закончились полным фиаско. Не в последнюю очередь, именно из-за упорного сопротивления гарнизона острова Котлин, раз за разом сбрасывавшим в море шведские десанты и отбивавшим атаки шведского флота метким и мощным артиллерийским огнём.
Русских пушек на укреплениях острова во время этой кампании было свыше трехсот – почти в полтора раза больше, чем в Петропавловской крепости Петербурга. Это, не считая ещё более двухсот пятидесяти пушек на кораблях Балтийского флота, также отражавших атаки на Котлин.
Но, всё же, если строго подходить к точным географическим названиям – Кронштадта, как такового, в это время ещё не было. Да и имя «Кроншлот» относилось не столько к городу на острове Котлин, сколько лишь к искусственному островку к югу от него, возведённому в сжатые сроки на положенном на дно Балтийского моря фундаменте, по технологии напоминающем строительство опор мостов на реках.
К тому же, вооружение форта Кроншлот не составляло заметной доли котлинского арсенала. Базисно здесь было установлено чуть больше десятка пушек; при необходимости их количество увеличивалось в разы. Однако больше всего береговых батарей находилось именно на котлинских берегах, но они носили больше временный характер.
Это имело свои преимущества – пушки таких батарей ночью можно было скрытно перебазировать на другое место, мешая канонирам неприятеля пристреляться при новых атаках. Заодно появлялась возможность устроить вражеским кораблям сюрприз в виде неожиданного залпа из места, которое их капитаны считали безопасным.
Но, так или иначе, о единой системе оборонных сооружений острова Котлин речь ещё не шла, как и о городе с названием Кронштадт. Хотя фактически этот город уже развивался полным ходом. Важной базой Балтийского флота России он стал с 1704 года, но это была база временная, так сказать летняя. Поскольку с наступлением холодом и замерзанием Финского залива нашим кораблям приходилось уходить в гавани Петербурга.
Однако после триумфа Полтавской битвы с фактическим выигрышем сухопутной составляющей войны со Швецией, царь Пётр резонно обратил максимум внимания на пока ещё не выигранную морскую составляющую Северной войны. Именно тогда Котлин и стал превращаться в полноценный город и военно-морскую базу.
Там начали строить гавани, мастерские, склады («магазины», как их тогда называли), казармы для экипажей кораблей и дома для офицеров, верфи, военно-морской госпиталь и т.д. Символичным и немаловажным в глазах современников была и постройка на острове летних дворцов самого Петра, а также и его ближайшего соратника, князя Меньшикова.
В это время и остров Котлин, и возводимые сооружения продолжали находиться под надёжной защитой и Кроншлота, и строящихся других фортов (всего их построили 30, в том числе 23 – на искусственных островах), и временных береговых батарей. Но всё же общей линии фундаментальных крепостных сооружений на уже фактически главной базе Балтийского флота пока не было.
Этот пробел Пётр I и решил заполнить в начале 20-х годов XVIII века. Именно с упором на их основательность, а не только на практическую эффективность.
К тому времени, когда было принято решения о постройке единой системы крепостных укреплений на Котлине, Северная война была близка к завершению, её финалом стало подписания Ништадского мира в августе 1721 года. Соответственно, можно было, не торопясь и не опасаясь набега шведской эскадры, начать строить полноценную крепость и другие важные компоненты главной военно-морской базы России на Балтике.
18 октября 1723 года состоялась торжественная закладка единой системы крепостных укреплений острова Котлин. В церемонии принял участие сам император, он же впервые дал новое имя уже фактически существовавшему городу – Кронштадт («Коронный город»).
Первоначально укрепления были деревянно-земляными, но это не слишком отражалось на их оборонной мощи. Ведь на стенах крепости было расположено почти 400 орудий разных видов, а гарнизон составлял почти 3 тысячи человек. Это, не считая находившихся там же экипажей боевых кораблей Балтийского флота и тысяч не менее грозных корабельных пушек.
Сама планировка укреплений производилась по новейшей на то время фортификационной системе голландского военного инженера и полководца Кегорна: огонь с многочисленных бастионов делал вражеские атаки на крепостные стены крайне опасными для атакующих.
Первая попытка «облечь в камень» укрепления крепости, предпринятая в 1734 году, вскоре была прекращена – началась война с Турцией, и большинство средств пришлось перенаправить на финансирование этой кампании. Заодно и главный российский фортификатор фельдмаршал Миних возглавил поход на Крым.
Вновь к идее строительства каменной крепости в Кронштадте вернулись лишь спустя полвека, в 1784 году – в правление императрицы Екатерины II. Такое замедление было обусловлено не только дефицитом государственного бюджета, но и вполне рациональными соображениями. Наводнения на острове Котлин случались с регулярностью всего лишь чуть меньшей, чем в Петербурге. А восстанавливать после них деревянную городскую инфраструктуру было гораздо дороже, чем каменную: все строительные материалы на остров приходилось завозить с материка.
Так или иначе, но с возложенной на Кронштадт при основании задачей – надёжной защитой Петербурга – он справлялся отлично, хотя пушкам его фортов в последний раз пришлось стрелять по неприятелю лишь в начале XVIII века. В последующих войнах врага отгоняли на дальних подступах, как например в целом ряде морских битв со шведским флотом в ходе русско-шведской войны 1788-90 годов, когда амбициозный шведский монарх во чтобы то ни стало жаждал овладеть российской столицей.
А, например, в ходе Крымской войны 1853-56 годов британская эскадра просто не рискнула подходить к грозным кронштадтским фортам, тем более что проливы вблизи них ещё и были заминированы новейшими морскими минами с электрическим детонатором конструкции российского академика Якоби.
То же самое можно сказать и о поведении флота Кайзеровской Германии в Первую мировую войну. Когда, несмотря на то, что он численно превосходил наши военно-морские силы на Балтике, на попытку захвата Петрограда так и не решился, резонно побоявшись испытывать судьбу в поединке с кронштадтскими артиллеристами.
Да и в самую тяжелую для нашей страны войну, Великую Отечественную, гитлеровцы тоже ограничились лишь массированными авианалётами, да ещё установкой минных заграждений при входе в Финский залив, не рискуя атаковать Кронштадт и Ленинград силами своего флота.
В итоге, за триста с лишним лет своего существования, главная база моряков-балтийцев ни разу не подверглась захвату противником – редкое и очень почётное достижение в мировой истории, лишний раз доказывающее правильность выбора Петра I, сделанного им в начале XVIII века.
Художник: А. Тронь.