Нужно ли в России минпечати?
Нужно ли в России минпечати?
Тридцать с лишним лет назад журналистика СССР по авторитету у населения, согласно тогдашним замерам общественного мнения, стояла на третьем месте. Ее опережал лишь авторитет церкви и армии. На волне гласности и перестройки (существовавшие за счет госфинансирования) СМИ внесли свою изрядную лепту в развал страны, и неважно – осознанно или нет. Нынче СМИ во многом превратились в бесправную обслугу сильных мира сего, элемент пропагандистской машины для продвижения какой-либо повестки.
И если раньше прекраснодушные мечтатели надеялись, уйдя от пропаганды политики единственной партии, получить «свободу и независимость», – но получили право «рыночно» обслуживать политику Березовского и Ходорковского, а также региональных бизнесменов, чиновников, политиков, губернаторов. Что лучше? Как говорится, оба хуже. Как писал литератор В.И. Ленин, «свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания. (Публикуется по тексту Сочинений В.И. Ленина, 5 изд., том 12, стр. 99-105)».
В лихие 90-е рухнули тиражи газет и журналов, исчезли многие центральные и региональные СМИ, уничтожились корсети, сократилось эфирное время теле– и радиостанций, приватизировались бумажные комбинаты и типографии, системы розничной торговли и распространения печати. Произошло «выдавливание» из редакций профессиональных журналистов еще советской школы, к руководству различных редакций (АО, ООО и так далее) пришли «эффективные менеджеры», получавшие деньги не за счет качественного контента, статей в защиту простых людей, а за счет «джинсы», «информационного обслуживания» и прочей политической рекламы. А если деньги уже получены руководством СМИ, то журналистам платились копейки, и качество кадров упало до неприличия. Некоторые федеральные и региональные СМИ еще держат планку, но для 40 000 остальных СМИ в нашей стране дела обстоят именно так. Свобода, независимость от здравого смысла, конституционный запрет на идеологию и цензуру, свобода выражения мнений каждого дебила – «рыночек все и порешал». И поэтому что же удивляться, что тысячи СМИ, работающих в России или финансируемых из бюджета или из-за рубежа, продвигают враждебную нашей стране повестку? Это все равно, как если бы во время Великой Отечественной войны «Правда» и «Красная звезда» с диктором Всесоюзного радио Левитаном во главе призывали к Победе, а тысячи других районных, краевых и областных, республиканских, ведомственных газет призывали, как сейчас про Украину – «нет войне, мы за мир, остановите кровопролитие» и так далее. А в промежутке – завывания «активистов» о нарушении прав человека в «Смерше» и «Гулаге», экологических проблемах залпов «Катюши», страданиях китов и сайры от советских подлодок…
Судя по всему, штаб информационной войны против России в своем подробнейшем плане мероприятий добрался и до такой, казалось бы, тихой и неприметной графы, как книгоиздание. Не так давно одно независимое книжное издательство выпустило огромным по современным меркам тиражом книгу – типа «Зулейха открывает глаза» и «Лето в пионерском лагере». В этих толстенных и дорогих в производстве книгах Зулейха открывает глаза, и видит вокруг толстых чекистов и большевиков, а про пионерский лагерь лучше не рассказывать. Покажите мне банк, который бы выдал кредит издательству на печатание таких изданий. А громкое название «Издательство» – скрывает лишь стол, стул, компьютер и кота. Принесли на флэшке текст, перечислили в типографию деньги – и все. Цензура запрещена. Каждый имеет право на свое мнение. Однако в лучших книжных магазинах эти книги выставлены на лучших местах. Маркетологи постарались – наверное за бесплатно. Казалось бы, деньги из-за рубежа лучше переводить на финансирование разных соцсетей, телеграм-каналов и прочих «независимых» СМИ. Однако через пару часов про информацию из Телеграма никто и не вспомнит, разные Дожди и Медузы стали гастарбайтерами. А вот книги отправятся в многолетнее свое путешествие по тысячам областных, городских, муниципальных и школьных библиотек. А кто закупает эти книги? Угадайте с трех раз. Раньше, в начале 90-х, лицензии на издательскую деятельность выдавало Министерство печати РФ, потом лицензирование отменили. А теперь любой идиот может издать любую шнягу– ведь цензура отменена, идеологии нету, я художник, я так вижу. «Я же пишу не репортаж, а роман, собирательное художественное произведение».
Кстати, вроде не по теме, но чтоб два раза не вставать. Союз писателей СССР был на порядок богаче Союза журналистов, ведь там было лишь 10 000 совписов. Сейчас союзов Писателей штук пять, собственность и Литфонд разбазарены. Но я спросил в одном толстом литературном журнале, который случайно уцелел в перестройку, пишут ли в него молодые авторы, ведь ни гонорара, ни массовых тиражей? Оказывается, поток рукописей все увеличивается! А кто занимается писателями? Правильно, никто.
А теперь вдруг (кто бы мог подумать) выясняется, что против России в мире развернута информационная война на уничтожение, и мы в ней пока проигрываем. Огромные деньги идут с Запада на финансирование редакций, блогеров, подкуп журналистов, на обучение и «перепрошивку» репортеров. Миллион штурмовавших Верхний Ларс появились за пять минут до начала СВО и частичной мобилизации? А где же противостоящая врагам наша информационная армия? Где центры информационной войны, где штабы, где отцы-командиры, учебные центры, аналитические структуры, финансирование, наука и техника для такого рода войны?
Увы, отдельные роты и полки информационной войны в отсутствие централизованного руководства к победе не приведут – спросите у Шойгу.
Главное – кто же отвечает у нас в России за идеологию, за контент СМИ, за ведение информационной войны? Ответ: никто.
«Роскомнадзор» отвечает за регистрацию СМИ и выдачу свидетельств, соблюдение отдельных положений законодательства. «Раша Тудей» вместе с М. Симоньян – ведет зарубежную пропаганду. ТАСС (учредитель – Правительство РФ) собирает и транслирует информацию о мире и России. «Минцифры» – Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Судя по сфере ответственности, СМИ у него на последнем месте. Российская телерадиосеть (РТРС) транслирует по стране и передает в эфир сигнал, не вникая в его суть. «Союз журналистов России» – всего-навсего общественная организация, к тому же городские организации СЖ Москвы и Питера, где расположены основные редакции СМИ, не входят в состав этой общероссийской структуры. Молодые журналисты на предложение вступить в члены СЖ резонно спрашивают: а что он может мне дать, чем помочь? Как защитит меня в случае чего? Кстати, фраза-анекдот: «Союз Журналистов РФ профукал журнал Союза журналистов «Журналист». Всякие Медиафорумы – жалкое освоение бюджетов. А как поживает Домжур в Москве и пансионаты в Гаграх и Прибалтике? Как пришедшие на волне демократии к власти люди с хорошими лицами их «скоммуниздили»? Несмотря на священное право частной собственности?
Кстати, раскрою последнюю тайну советского режима, она стала известна мне в 1980 году, когда я вступил в члены СЖ СССР и впервые побывал в Доме Журналиста. Согласно директивному указанию инстанции (эфемизм ЦК КПСС) три процента от годового фонда заработной платы любое СМИ обязано было перечислить в СЖ СССР. А СМИ (тогда еще не была популярна такая аббревиатура) были и большими (ТАСС, АПН, Правда, Гостелерадио), и их было много – в любом районе СССР была газета. Эта маленькая деталь говорит о включенности СМИ в систему госуправления, чего нет сегодня.
Факультеты журналистики университетов страны относятся к Миннауки. Действующий Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) – за 30 лет весь в поправках, ведь многое изменилось за эти годы… Кто должен подготовить проект нового Закона о СМИ? Госдума во главе с руководителем информационного комитета Хинштейном – это законодательный орган, тоже неплохо, но все-таки это законодательная, а не исполнительная власть.
Но кто же, скажем так, координирует работу со СМИ, разрабатывает информационную политику в масштабах страны, готовит кадровые предложения для назначения руководителей федеральных теле– и радиоканалов, СМИ и так далее? Ведь вряд ли Глава правительства сам будет искать кандидатуру на пост руководителя ТАСС или «Российской газеты». Может быть, Администрация президента РФ? Давайте посмотрим ее функционал. «Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.
В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту».
Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации. Основными задачами Управления являются: предоставление СМИ сведений о деятельности Президента, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием…»
Да, негусто. И в Конституции РФ о правах АП по руководству СМИ ничего не сказано…
Вот мы и подошли к главному– в РФ нет единого штаба информационной войны (типа Совинформбюро), который бы имел законодательно подтвержденные полномочия, наподобие Министерства печати при министре М. Полторанине в начале 90-х годов XX века. В СССР эту роль исполнял идеологический Отдел ЦК КПСС, а в нем – отдел печати. Был и Секретарь ЦК по идеологии. В республиканских, краевых и областных, городских, районных партийных комитетах были секретари по идеологии – это обычно были третьи секретари. Они и решали все вопросы управления СМИ. Хорошо или плохо работала система, но она была. Сейчас «ЕР» есть, а политики в области СМИ – нет.
Нынче, в условиях мирового экономического кризиса и информационной (гибридной) войны против нашей страны, нужен штаб, (министерство или называемую по-другому структуру), который бы разработал и внедрил новую модель работы СМИ. Иначе победить гигантскую, прекрасно финансируемую и организованную медиа-машину Запада, – не удастся. Тем более что тысячи телеграм-каналов и иных соцсетей, финансируемых грантами и НКО, учрежденные неизвестно кем СМИ как по команде воют про «кровавую СВО»… И кого десятки лет воспитывали журфаки, на которых учиняют буллинг патриотическим студентам? И каждая городская сумасшедшая может назваться независимым журналистом, брать интервью у маньяков и шантажировать чиновников и бизнесменов.
А уж про контент – достаточно какому-нибудь бывшему секретарю отставного министра какой-нибудь «Трибалтики» что-то сказать про Россию, – его мнение немедленно транслируют тысячи российских «независимых» СМИ. Они ведь «имеют право на мнение, они самостоятельно решают, что ставить». Это всерьез?
А по выходным в России развертывается захватывающая игра – «расскажи про аварию». Если в субботу на территории нашей огромной страны произойдет ДТП или взорвется бытовой газ (событие городского или областного масштаба), то до понедельника все СМИ тысячи раз продублируют эту «новость». Зачем? У меня ощущение, что в куче плывущих «информационных щепок» хотят скрыть плывущее бревно. Проще говоря, – саботаж.
Отрасль – «без руля и без ветрил» плывет в будущее. Сотни телеканалов действуют в РФ, а контента достойного не хватает и на один канал. Региональные корпункты федеральных СМИ превратились в карманные конторы по выкачиванию денег из областных структур «на информационное обслуживание». И они будут сообщать с периферии правду в Москву? Когда в нашей стране начался «великий дерибан» промышленности, науки и сельского хозяйства, олигархам нужно было получение объективной информации о происходящем в стране? А в Кремле или Правительстве такая информация кому-нибудь была нужна? Ну да, конечно. Каждый собкор Центральной прессы в СССР обязан был сообщать в ЦК отрицательную (ну, наверное, и положительною) информацию о действии местных властей. Это был еще один канал получения независимой информации о жизни страны. Китайское госагентство творчески переняло этот опыт. А сейчас – каждый корпункт обязан зарабатывать деньги…
А вот сейчас в условиях СВО власти судорожно решают вопросы импортозамещения, производства «оборонки», товаров и так далее. Причем самое смешное – в сети можно найти множество сайтов, порталов и прочих частных ресурсов, в которых излагается ситуация со строительством новых заводов, фабрик, соцобъектов. Ежемесячно сотни таких объектов вступают в строй. Но найти их можно, лишь покопавшись в сети. А так – любой главред СМИ на голубом глазу скажет – «пусть платят за рекламу».
Десять лет назад В.В. Путин подписал документ, учреждающий на базе РИА «Новости» медиахолдинг «Россия сегодня», и ликвидировавший иновещание (Голос России). Идея для дилетантов выглядела привлекательно – во всех мировых столицах – Вашингтоне, Париже, Лондоне, Риме и так далее – поставим хабы с арендованными ФМ – передатчиками, спутниковыми системами, и в соответствии с принципами свободной печати будем транслировать мнение России по широкому спектру вопросов (включая СВО?) Сейчас это даже не смешно. Интернет-СМИ радио «Спутник» еще работает, но мы знаем, где находится кнопка выключения интернета.
А как же до мирового сообщества через СМИ доносится точка зрения властей России по актуальным вопросам? Да никак. Барабаны иностранной «медийки» надежно заглушают наш интернет. А иновещание (его еще называют «Мощное вещание») было ликвидировано, сотни мощных коротковолновых радиопередатчиков пока стоят законсервированными (мощное радио ведь потребляет много электричества. А это дорого, посчитали «эффективные менеджеры». Ежедневно сотни часов вещания на десятках языков десятки лет транслировались на весь мир. И что бы мы в РФ не говорили про СВО, экономический кризис и так далее, нам просто не дают сказать. И даже в стране, в которой мы проводим СВО, не вещаем на русском (украинском) языке. А вот зарубежное иновещание ни на час не сократило свои передачи на русском языке. Даже «Международное радио Китая», созданное в свое время с помощью специалистов СССР, исправно ежедневно вещает на коротких волнах на русском языке. Это глупость или предательство, как спрашивал больше ста лет назад депутат Госдумы Российской империи? Руководство отрасли, если бы оно было, не допустило бы такого перекоса.
Кстати, заодно в России под «шумок» было ликвидировано и радиовещание на коротких, средних и длинных волнах. Вместо этого были поставлены передатчики FM-диапазона. Качество FM-вещания, конечно, хорошее, но только вот радиус их действия – 40-50 километров от города. Дальше – тишина, и тысячи километров нашей необъятной страны – без широковещательного радио. Понятно, что решения «эффективных менеджеров» будут в корне отличаться от мнения специалистов отрасли. К тому же специалисты могут сказать «эффективным менеджерам», что в случае атомного удара возникает электромагнитный импульс. (ЭМИ), который выжигает все FM-вещание, спутники, да еще и сотовую связь с незащищенными компьютерами в придачу. Останутся лишь ламповые приемники советских времен (их выпускали 60 радиозаводов) и ламповые же мощные передатчики. Либералы, конечно, могут сказать, что никто на Россию нападать не собирается. Некоторые этому даже верят.
А если специалисты копнут еще глубже, то выяснится, что в нашей стране есть со сталинских времен – еще и радиоточки. То есть в каждой квартире и домохозяйстве страны (а также в школах, конторах, детских садах и так далее) стояли репродукторы (потом по ним даже передавали три радиопрограммы сразу), независимые от электросетей. Строить жилые дома без радиосетей запрещалось. Сейчас, правда, этот запрет снят. Для чего нужны репродукторы? Не только для того, чтобы узнавать точное время, погоду и новости. Это – аварийное оповещение населения о разных ЧП. Но у нас же в XXI веке никаких ЧП не произойдет, правда? А кому принадлежат сейчас эти репродукторы и сети, построенные за десятки лет? Ростелекому. Ему абоненты и деньги платят. А чей контент? Российской телерадиокомпании. А где же РТРС, ГО и МЧС? А как развивается эта радиосеть? Тихо умирает, развития никакого. Так нужна ли радиосеть? Это должны решать специалисты.
В общем, резюмирую: система СМИ как отрасль была тихо развалена за прошедшие 30 лет, управления развитием нет и не планируется. За исключением перевода телевидения и радио РТРС в цифровой формат. Как пел В.С. Высоцкий: «Вот вчера мне дали свободу. Что я с ней делать буду?»
А с другой стороны, границы – мощные, отлично профинансированные, оснащенные, обученные войска информационной войны. А где наша Ставка, где Совинформбюро? Где хотя бы Минпечати?
Получается, что вбитый в головы еще со студенческих времен лозунг «Партийная печать – острейшее идеологическое оружие партии» воплощен в жизнь у них, а не у нас. Может, много переехало туда?