Традиция и новаторство как факторы русской литературы и духовной жизни
Традиция и новаторство как факторы русской литературы и духовной жизни
В русской литературе есть ряд неизбывных проблем, выходящих на первый план в эпохи перемен и обострений. Эти проблемы не всегда имеют прямое отношение к сути художественного творчества; зачастую они всего лишь прикрывают, камуфлируют более глубокие бытийные, социально-политические коллизии, обусловленные противостоянием конкурирующих (а порой и откровенно враждебных друг другу) миропредставлений, образов настоящего и будущего. Одна из таких проблем – противостояние новаторства и традиции. В начале XX века, в эпоху рождения новой экономической и политической формации, борьба «нового» и «старого» в русской литературе имела диалектичный и амбивалентный характер. Те или иные явления играли то положительную, то отрицательную роль, то, в разной степени, одновременно и ту и другую, то уходили на периферию литературного и жизненного процесса (при этом объективно оказываясь на стороне реакционных сил, тормозящих развитие общества и литературы на главном, магистральном направлении). Но, в любом случае, субъекты литературного процесса – писатели и их произведения – являлись в первую очередь действительными факторами духовной жизни народа, выразителями его интересов в самых разных масштабах.
Всё богатство и многообразие русской литературы начала прошлого века подтверждает эту мысль. За каждым мало-мальски известным литературным именем стояла внятная позиция, носитель которой занимал вполне определённое место в существовавшей на тот момент системе координат – системе неустойчивой и зыбкой, как сама жизнь, но в каждом своём импульсивном изменении подчинённой глубинной логике. Все литературные явления того времени, вольно или невольно, объективно выражали онтологические интересы той или иной политической силы, претендующей на право дальнейшего жизненного переустройства в масштабах России того времени. Поэтому все они были настоящими, поэтому каждое из этих явлений оставило свой след в литературе как таковой и в истории литературы. Поэтому столь велик сегодня интерес к этому периоду русской литературы.
Сегодня, спустя столетие, ситуация столь изменилась сущностно, что, устанавливая и проводя какие-то параллели между нынешней и той эпохой, необходимо быть осторожным, дабы не впасть в невольную профанацию этой темы – противостояния новаторства и традиции. Прежде всего, употребляя эти термины, зачастую приходится вынужденно заключать их в кавычки. На стыке прошлого и нынешнего веков термины «новаторство» и «традиция» в значительной степени перешли в сферу идеологической борьбы и сделались инструментами процессов, порой весьма далёких от живого и непредсказуемого литературного творчества. Можно говорить, что произошло это по объективным причинам, но невозможно отменить тот факт, что нынешняя эпоха оказалась не состоянии явить многообразия ярких и значительных талантов, подобного тому, какое было явлено в начале XX века (речь идёт не только о так называемом Серебряном веке, но и обо всей литературе того периода в её совокупности и полноте)…
Для преодоления этой, увы, победившей тенденции необходимо, прежде всего, более пристальное внимание к литературному процессу в его стихийном, естественном движении и развитии. Уклонение от «премиальных» ориентиров, интерес к новым одарённым авторам, поиск и утверждение новых, живых смыслов на основе явлений действительности и т.д. И, конечно же, честная, квалифицированная, объективная и корректная критика. Возможно, всё это прозвучит банально, но в жизни вообще мало принципиально нового…
Художник: В. Кандинский.