Главные призы XVII МКФ «Русское зарубежье» вручили фильмам «Святой архипелаг» и «Портной из Бруклина»

Фестиваль по традиции провели в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына в Москве. Зрители увидели 57 картин, в создании которых принимали участие кинематографисты из десяти стран, в том числе из России, Беларуси, Германии, Франции, Испании, Канады, Швеции. В конкурсную программу форума вошло четыре игровых и 22 документальных фильма.

Открывая 17 МКФ «Русское зарубежье», президент фестиваля, кинорежиссёр Сергей Зайцев напомнил о главной задаче форума, которая заключается в том, чтобы сохранять память о русской культуре и науке, о людях, которые жили и работали в России. «Если я родился в Советском Союзе, это не значит, что я не понимаю и не чувствую тысячелетнюю историю нашего государства, она живёт во мне, и понять её нам помогаете вы», – обратился он к участникам фестиваля. 
В этом году исполняется 15 лет с момента учреждения Медали имени Чехова, выдающегося актёра, режиссёра и педагога. Медаль учреждена Домом русского зарубежья (ДРЗ) и киностудией «Русский путь» за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства. Вручена уже десяткам деятелей культуры разных стран, среди которых Джоанна Мерлин, ученица Чехова, Тонино Гуэрра, Юрий Соломин, Сергей Юрский, Марина Влади, Хелен Миррен, Юл Бриннер. 
В этом году Медалью Чехова наградили н. а. РСФСР, лауреата Госпремии РФ в области литературы и искусства Александра Збруева. «Плох тот народ, который не знает и не чтит свою историю, – сказал артист. – Именно эта наука рассказывает нам, какими путями двигалась жизнь с начала своих начал и до наших дней, и рано или поздно история и нас рассудит. Чем старше становишься, тем острее понимаешь, что такое жизнь, и что свою историю имеют не только великие империи, но и каждое живое существо, да и просто вещи… Не могу себя сопоставить с людьми, которых вы показали на экране, это, действительно, великие люди, но я рад, что получаю награду имени Михаила Чехова, все мы знаем, что этот артист работал со Станиславским, был участником Студии Вахтангова, возглавлял 1-й МХАТ. Он прошёл большую жизнь, побывал во многих странах и везде, где жил, оставлял учеников. Многие зарубежные артисты с великими именами учились у Михаила Чехова, и сам Станиславский говорил – «Если хотите меня изучать, изучайте через Михаила Чехова». Михаил Александрович, действительно, великий артист, но, к сожалению, мы очень мало говорим о нём, мне кажется, театральным деятелям надо постоянно напоминать, кто такой Михаил Чехов и что он сделал для мировой культуры».

Александр Збруев

Главный библиограф ДРЗ, кандидат исторических наук, член наградного комитета Виктор Леонидов отметил «тончайшее» актёрское мастерство Збруева, абсолютную «правдивость и естественность» его манеры, сказал, что от его героев всегда исходит ощущение надёжности: такие не предадут, не отступят в трудную минуту. «Вы много сделали для того, чтобы в людях жили эти черты настоящих мужчин, – сказал он, – неслучайно в комнатах девчонок в институтском общежитии висели ваши портреты…» 
Собственно, Збруевым была задана точная нота вечеру, именно истории посвящены многие фильмы-лауреаты, да и жизненные пути героев, например, кинооператора Игоря Храплюка-Познанского, в честь 95-летия которого, а также к 125-летию русского города Харбина на фестивале показали документальный фильм «Пока крутится плёнка», всегда история. На церемонии закрытия Игорю Феофановичу вручили почётный диплом «За сохранение исторической памяти о русском Харбине». Оператор из тех русских, которые родились и выросли в Китае, а в 50-х, получив советский паспорт, уехали в Советский Союз. 
Храплюк-Познанский с первой партией уехал в Советский Союз, на целинные земли. Окончил ВГИК, работал на Свердловской киностудии, Челябинском телевидении, Ростовской студии кинохроники, на Киностудии Министерства обороны РФ. Кинооператор высшей категории, за свою жизнь он снял более 70 игровых и документальных фильмов. В 90 лет закончил курсы сценаристов и режиссёров, в качестве диплома снял короткометражный фильм, который получил четыре приза на международных фестивалях. 

*** 

На фестивале работало два жюри, конкурс игровых фильмов судили актёры и кинорежиссёры Альгис Арлаускас (Испания) и Игорь Васильев (Беларусь) под председательством кинорежиссёра Веры Сторожевой (Россия). Вручая главный приз, она сказала: «Есть фильмы с огромным бюджетом, а есть картины с огромной эмоцией, с душой и сердцем, которые не оставляют равнодушным, таков фильм-победитель “Портной из Бруклина” Евгения Серова». Действие фильма происходит в 1973 году, в Нью-Йорке. Авдон Московиц, некогда эмигрировавший с родителями из России, занимается пошивом мужского платья. Однажды на пороге мастерской появляется представитель страховой компании. Опрос, проводимый агентом, заставляет пожилого человека погрузиться в пучину воспоминаний. «Когда Сергей Пускепалис прочёл сценарий, у нас не было средств на картину, но он сказал: “Я хочу это сыграть”», – поделился режиссёр. Съёмочная группа работала бесплатно. Роль в этом фильме стала последней работой актёра, вышедшей на экраны. Сергею Пускепалису и Юрию Ваксману жюри присудило диплом за яркий актёрский дуэт.

«Портной из Бруклина»

Специальный диплом жюри – вторую по значимости награду – получил режиссёр Руслан Магомадов за создание ленты «История одной картины». Спасаясь от войны, мать увезла героя фильма – Адама Тайсумова из Чечни в Европу. Став известным художником, он приезжает в родной город, чтобы забрать у друга детства Николая Савельева свою первую картину, продав которую рассчитывает получить большую прибыль...

«История одной картины»

Жюри конкурса неигровых фильмов в составе общественного деятеля, историка русского зарубежья Димитрия Рара (Германия), писателя, сценариста, доктора исторических наук Дмитрия Володихина (Россия), возглавляемое режиссёром, сценаристом, продюсером Наталией Гугуевой (Россия), признало лучшим фильмом «Святой архипелаг» Сергея Дебижева. Кинорассказ о Соловецком монастыре, основанном в XV веке, об одном из мощнейших символов русского духа. В картине насельники обители размышляют о смысле бытия. «Мне кажется, нам всем повезло, что мир пришёл в движение, – сказал Сергей Дебижев, – и стремительно меняется. Перед нами открывается картина глобальных и невероятно вдохновенных изменений, несмотря на трагедии и потери. Наша страна должна выйти из этой ситуации обновлённой, поэтому огромное количество процессов, которые происходят сейчас, нуждается в перезапуске, в особенности в культурной сфере, потому что культура и искусство – единственное, что оправдывает существование человека на земле. Рождаясь, человек сразу сталкивается с культурой – сказки, мифы, песни, легенды, потом мультфильмы, фильмы, поэтому те, от кого зависит принятие решений, должны обратить серьёзнейшее внимание на культуру. И оно должно быть настолько пристальным, и настолько обществу должно быть понятно значение культуры, что её новый статус уже никак нельзя будет обойти. 
Что касается нашего фильма, вижу руку божественного провидения, конечно, мы вложили в картину много энергии, здоровья, времени, но, как это бывает, целое оказалось больше суммы составных частей. Тот путь, который проделала картина, беспрецедентен, начиная с победы на ММКФ, – ни разу русская картина не получала приз в категории документального кино. Фильм получил удивительное количество наград и признаний прессы, его посмотрели в Европе и Азии, в Королевстве Бутан и в Сингапуре, называю это “чудом о святом архипелаге”. …К сожалению, когда началась перестройка, не были приняты правильные решения относительно соединения русского зарубежья и России, и только сейчас, постепенно, шаг за шагом, история складывается. Жаль, что многие за это время ушли или уехали, не успев внести свой вклад в общее дело».
 

Cергей Дебижев

Дмитрий Володихин отметил, что в фильме есть сьёмки, для достижения успеха в которых требуется не только огромное искусство, но и самоотверженная стойкость и воля, потому что снимать на Соловках в таких условиях – это подвиг. 

«Святой архипелаг»

Специального диплома жюри удостоены режиссёры Николай Бурляев и Дмитрий Чернецов за создание картины «Боже! Чувствую приближение твое!» – о духовной сути творческого служения режиссёра Андрея Тарковского. 

«Боже! Чувствую приближение твое!»

Вердикт жюри был краток: кому-то нужно было внятно и чётко сказать о христианских корнях творчества Тарковского. Наконец это сделано. «Жюри не было единогласным, – призналась Наталия Гугуева, – поэтому я ввела дополнительную номинацию «Специальное упоминание председателя жюри». Этот диплом получил наш безусловный мэтр, режиссёр Андрей Осипов за фильм «Фаза Луны». За тонкую, пронзительную, художественно-образную картину». 
Приз Лучший фильм об искусстве имени художника Сергея Голлербаха получил фильм Станислава Раздорского «Цветаевы», повествующий об историке, филологе, искусствоведе, основателе Музея изящных искусств имени императора Александра III Иване Владимировиче Цветаеве и членах его семьи. Приз вручается с 2021 года. Помимо диплома лауреату вручили раритетную книжку «Заметки художника» Сергея Голлербаха (1983), изданную за границей, начинается она со статьи «Сергей Голлербах прозаик», хотя Голлербах, в первую очередь, выдающийся художник. На его выставку, открытую в Музее русского зарубежья, и пригласил всех президент фестиваля.
На церемонии закрытия также был вручён ряд дополнительных наград. Специальным призом президента кинофестиваля награждена Александра Андронова за создание фильма «Узкая дорога». Режиссер пояснила, что её фильм – одна из серий сериала, в котором снимают жизнь православных общин в разных странах. Дипломом киностудии «Русский путь» – режиссёр фильма «Женщина в черном» Ренато Боррайо (Гватемала) за утверждение основ христианского миросозерцания. Дипломом Дома русского зарубежья – автор фильма «Наследник даурских казаков» Сергей Головецкий за многогранное освещение традиций русского казачества. Специальный диплом президента кинофорума вручили Альгису Арлаускасу за создание документального фильма «Перевод». 
На фестивале, как всегда, было что посмотреть зрителям, так, вне конкурса показали фильм-эксклюзив Андрея Судиловского «Бунинъ», снятый по архивам Лидского университета, известным ранее лишь специалистам. Форум проводится при поддержке МИД России, Минкультуры России, Правительства Москвы, Россотрудничества, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Московской городской Думы, Фонда наследия русского зарубежья.

5
1
Средняя оценка: 3.07407
Проголосовало: 27