Очарована Малым

15 ноября 2023 года – 30 лет со дня кончины великой русской актрисы, одной из легенд Малого театра Елены Гоголевой.

Елена Николаевна Гоголева (1900–1993) – актриса героического плана. Ей особенно были близки драматические и трагедийные характеры. 
Большинство постановок пьес Шиллера и Шекспира в советское время шли с участием Елены Николаевны и имели большой успех. 
Обладая яркой, разносторонней индивидуальностью, она создала на сцене Малого театра множество образов властных, гордых, сильных, волевых, энергичных, непокорных и своенравных женщин в спектаклях по пьесам русских, советских и зарубежных драматургов. 

Сегодня невозможно перечислить все роли Елены Николаевны, сыгранные в Малом театре, – их более трёхсот. 
Среди лучших ролей актрисы – принцесса Эболи («Дон Карлос»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Глафира («Волки и овцы»), герцогиня Мальборо («Стакан воды»), Надежда Монахова («Варвары»), Фру Альвиг («Привидения»), Мамуре («Мамуре» Ж. Сармана), княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы» П. Гнедича) и др.
На протяжении всей своей жизни Гоголева обращается к Островскому. Она играет Вишневскую в «Доходном месте». Мурзавецкую в «Волках и овцах», сумасшедшую барыню в «Грозе», Кисельникову в «Пучине»... 
Актриса получала множество писем – и от своих постоянных зрителей, и от людей, лишь раз видевших её на сцене. 

…В кинематографе она дебютировала в 1920 году, но снималась мало, оставаясь актрисой прежде всего театральной. 
Любителям кино Елена Николаевна знакома по фильмам «Гобсек», «Об этом забывать нельзя», «Две жизни».
В 1982 году Гоголева великолепно сыграла в фильме Игоря Масленникова «Пиковая Дама» в роли старой графини Анны Федотовны. 
…Одна из великих «старух» Малого театра, в котором она прослужила 75 лет, Елена Николаевна Гоголева была эталоном стиля, безупречного вкуса. 
Ровесница 20-го века, коренная москвичка, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий, Елена Николаевна Гоголева прожила долгую и тяжёлую жизнь, оставаясь красавицей до самого конца своей удивительной, блистательной карьеры на сцене Малого театра. 

***

С раннего детства театр для Елены Гоголевой был не мечтой, а реальностью. Вместе с матерью, провинциальной актрисой, она с шести лет выходила на сцену. 
Впервые выйдя на подмостки, маленькая Елена громко заявила суфлеру: «Вы мне, пожалуйста, не подсказывайте, я сама всё знаю». 
…Дочь офицера царской армии, участника Русско-японской войны Николая Гоголева, 8-летняя Елена была зачислена в Александро-Мариинский институт в Москве. Причём её приняли на казённый счёт как дочь раненого офицера. 
Учёба была весьма напряжённой: иностранные языки, музыка и танцы, а ещё кулинария, кройка и шитьё. Последний предмет ей явно не давался – Гоголева так и не научилась даже пришивать пуговицы, хотя в нарядах толк знала.

***

Окончив в 1916 году Александро-Мариинский институт Гоголева поступила на драматическое отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС) в Москве. 
…Когда юную Гоголеву – в то время студентку драматического отделения – её педагог Иван Андреевич Рыжов спросил, в какой театр она хотела бы поступить после выпуска, Елена Николаевна не колеблясь ответила: «В Малый, только в Малый!». 

В одном из интервью Елена Николаевна вспоминала: 
«Однажды весной 1918 года после одной из репетиций “Огней” Рыжов отозвал меня в сторону и сказал: “Я должен передать вам, голуба моя, что вам предлагают вступить в труппу Художественного театра. Вас смотрели Станиславский и Немирович-Данченко, приглашение исходит от них”. 
Я онемела. 
“Так что мне им ответить?” – продолжает Иван Андреевич. И вдруг я слышу внутри себя какой-то голос: “А Малый?!” 
Вижу, Иван Андреевич улыбается: “Ну, насчёт Малого ничего не могу сказать, а вот Художественный вас приглашает”». 
Идти в Художественный театр она отказалась и была права.

***

Успешно сдав экзамены за второй курс, юная артистка была принята в труппу Малого театра.
Из воспоминаний Елены Николаевны Гоголевой:
«1 августа 1918 года я подписала свой первый контракт в Малый театр. Несмотря на трудности 1919 года, никому не приходило в голову опаздывать. Хотелось есть, немного отогреться, но больше всего хотелось работать. Исключительный пример подавали нам старшие товарищи, и среди них – Вера Николаевна Пашенная. Постановщик «Электры» А. А. Санин был очень требовательным режиссёром: каждая репетиция превращалась в спектакль с максимальной отдачей, с полным темпераментом».

…Осенью 1918 года она сыграла Джессику в трагедии Шекспира «Венецианский купец». 
Восемнадцати лет от роду выступать на подмостках любимого театра вместе с прославленными артистами русской сцены... Это казалось сном! 
 «Все было очень по-старинному, – вспоминала об этом чудесном дне Елена Николаевна Гоголева. – После первого акта О. А. Правдин, игравший в спектакле Шейлока, взял меня за руку и подвёл к рампе – старейший артист представлял публике молодую дебютантку...» 

***

Она увлекалась Байроном и Шекспиром, ей было близко искусство романтическое, искусство сильных страстей, высоких чувств. 
Такое искусство юная Гоголева видела на сцене Малого театра – им блистательно владели его лучшие мастера и прежде всего Мария Николаевна Ермолова.
Великая русская актриса была для Гоголевой (и осталась на всю жизнь) идеалом вдохновенного творчества, художественной и нравственной гармонии. 
Этот высокий пример, как и талантливая деятельность Южина или человеческий и актёрский дар Остужева были для юной актрисы той питательной почвой, теми живыми уроками, что потом принесли свои достойные плоды.
Огромный внутренний огонь, которым так зажигала зрительный зал Мария Николаевна Ермолова, удивительная жизненная правда созданий Ольги Осиповны Садовской, острая характерность игры Гликерии Николаевны Федотовой, не передаваемая словами глубочайшая человечность образов Александра Алексеевича Остужева – всё это вбиралось творческим организмом актрисы, чтобы впоследствии найти своё, соответствующее её складу дарования проявление, чтобы обрести новые формы художественной выразительности.

***

В 1918 году Гоголева сыграла также на сцене Малого вместо заболевшей актрисы роль Дуни Веточкиной в спектакле по пьесе П. Гнедича «Холопы». 
Главную роль играла Мария Николаевна Ермолова. Очарованная игрой юной актрисы, Ермолова подарила Гоголевой овальную брошь со своим портретом. Эту брошь Елена Николаевна не будет снимать до конца своих дней. 

***

Две разные, но очень важные для Гоголевой роли – Софья в «Горе от ума» А. Грибоедова и Татьяна в пьесе М. Горького «Старик». 
…Молодая актриса играла Софью по-новому, по-своему, неожиданно отойдя от традиционного толкования этого образа. Гоголеву называют одной из самых интересных исполнительниц роли Софьи.
При поддержке А. И. Южина она шла, пожалуй, в чём-то едва ли не наперекор установившейся сценической традиции и играла не субтильную избалованную и своенравную барышню, а человека волевого и умного. 
Это позволяло ей в финале спектакля, после реплики Чацкого: «Карету мне, карету!» чуть ли не бросаться за ним вслед. 
Теперь она уже не думала ни о Молчалине, ни о том, «что станет говорить княгиня – Марья Алексевна...». Всем существом была она с Чацким...
Такой подход к образу внёс новые существенные оттенки в его театральную интерпретацию. 

Из воспоминаний Елены Николаевны Гоголевой:
«На открытии сезона 1919/20 года я сыграла Софью в “Горе от ума”. Я много читала и слыхала, как замечательно играла когда-то Софью Яблочкина. Вероятно, это было очень смело со стороны девятнадцатилетней актрисы, без году неделю играющей в прославленной труппе Малого театра, твёрдо отстаивать своё толкование роли и идти даже против режиссёра. 
Мне казалось, что эта девушка с сильным характером, безусловно, намного умнее и начитаннее окружавших её сверстниц. Все эти черты я находила в тексте Грибоедова. 
Мою трактовку приняли и одобрили Южин, игравший Фамусова, и все Чацкие – их было у меня целых три: Пров Садовский, Остужев и М. Ф. Ленин».
…В пьесе Горького для неё также открылось нечто новое, чего она раньше не знала, а только ощущала... «Играя Татьяну, я, как мне казалось, ничего не делала, – вспоминала Елена Николаевна. – Было, видимо, интуитивно верное ощущение, что в пьесах Горького нужно как можно меньше “играть”». 

***

Так начинался путь Гоголевой к большому реалистическому искусству. Выступая на сцене с такими корифеями, как Ермолова, Лешковская, Правдин, Южин, Садовский, Яблочкина, Остужев, актриса постигала «секреты» актерской профессии... 
Обучаясь мастерству «стариков», она вырабатывала свою собственную манеру игры... 
Гоголева уделяла большое внимание культуре сценической речи, выразительности внешнего рисунка роли, стараясь раскрыть каждый сценический образ приёмами яркой театральности. 

***

В голодные 1920-е годы Гоголевой, как и многим тогда, жилось трудно. Елена Николаевна подрабатывала в антрепризе. Деньгами за спектакли расплачивались редко, чаще – мукой, селёдкой или вязанкой дров… 
У неё и супруга – композитора Георгия Дудкевича – подрастал сын Игорь. 

***

За первые десять лет работы в Малом театре Гоголева сыграла более ста самых разнообразных ролей... 
Сто ролей – и каких! Софья и Лиза в «Горе от ума» А. Грибоедова, Аглая и Настасья Филипповна в «Идиоте» Ф. Достоевского, Вера в «Обрыве» А. Гончарова, Дездемона в «Отелло» и Катарина в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, героини Тургенева, Гюго, Скриба…  Наконец, многочисленные образы в пьесах великого русского драматурга А. Островского. Среди них – Лариса в «Доходном месте», Аксюша в «Лесе», Негина в «Талантах и поклонниках», Олёна в «Воеводе» и многие другие... 
Образ Олёны – русской женщины, сильной духом, верной и свободолюбивой, – близкий актрисе своим романтизмом – стал как бы отправочной точкой её сценических созданий. 
Огромная работоспособность, великолепное владение всеми компонентами сценического мастерства, прекрасные внешние данные и, главное, глубокое проникновение в сложный внутренний мир своих героинь – всё это способствовало тому, что Елена Николаевна Гоголева стала одной из ведущих актрис Малого театра, яркой представительницей его театральной школы... 

***

В первые годы сценической деятельности, когда на плечи актрисы легли все основные женские роли в театре, Гоголева создала одну из своих самых значительных ролей – Панову в спектакле «Любовь Яровая» К. Тренева (1926). 
В спектакле она воплотила яркий типический образ умного и злобного врага молодой Советской республики. 
Эта роль была высоко оценена критикой и имела огромное значение для всего дальнейшего творчества актрисы. 

***

Обличительными, сатирическими мотивами были проникнуты образы принцессы Эболи («Дон Карлос», 1932–1933), леди Мильфорд («Коварство и любовь», 1936–1937), Марины Мнишек («Борис Годунов», 1937), Лидии Чебоксаровой («Бешеные деньги», 1933), Глафиры («Волки и овцы», 1935), Коринкиной («Без вины виноватые», 1941), герцогини Мальборо («Стакан воды»). 
…В трагедии Пушкина «Борис Годунов» актриса отказалась от романтического толкования образа. Её ослепительная в своей неотразимой красоте Марина Мнишек была вполне «земной» женщиной, трезвый ум которой подавил своим холодным расчётом. 
…Одной из коронных ролей Гоголевой в театре была герцогиня Мальборо в «Стакане Воды». Перед зрителями предстала властная, жёсткая, надменная герцогиня Мальборо, филигранно владеющая искусством дворцовых интриг. Гоголева потрясающе доносила дух играемой эпохи, что всегда было свойственно манере её игры. 

***

В 1938 году Елена Николаевна отдыхала с мужем в Кисловодске, где врачи обнаружили у неё туберкулёз голосовых связок, от которого она потеряла голос. После болезни голос не прорезался долго. Она вспоминала: 
«Вернется ли он? А если нет? Что будет со мной? Нет голоса – значит, нет театра. Я не актриса, даже не смогу преподавать... 
Однажды я стояла на своём втором этаже, опираясь на балюстраду. Внизу, в холле, сидела сестра, принимавшая приехавших больных. 
Кажется, уже приехали все. И она куда-то отлучилась. Однако в это время прибыл ещё один больной. Не видя никого в холле, он заметил наверху меня и стал довольно нервно требовать сестру. 
Что я ему могла сказать? Мои жесты злили его ещё больше. И вдруг я невольно звучно произнесла: 
“Она вышла”. 
Голос! Голос! У меня голос! И он, этот человек, там, внизу, услышал меня! Это было невероятно! Это было и страшно и радостно. 
Я побежала в палату и, стоя перед зеркалом, чуть не плача и смеясь, говорила, говорила, пока ещё тихо, несмело, но говорила себе “здравствуй”. Голос звучал ещё хрипло и слабо, но звук был. Была и чистая нота. 
В Москву полетела сумасшедшая телеграмма: 
“Голос прорезался, голос есть!”».
…Гоголева вернулась в Малый. И вот новая встреча с драматургией Горького: Надежда Монахова в премьерном спектакле «Варвары». 
Образ провинциальной мещанки, начитавшейся романов и мечтающей о каком-то несбыточном счастье, был исполнен подлинного трагизма. 
Своей цельностью и душевной чистотой этот образ возвышался над мирком «варваров», мелких людишек, с их мелкими страстями и эгоистическими интересами. 
«Варвары» – последняя предвоенная работа Елены Николаевны. Гоголева играла пронзительно, остро, с только ей присущим изяществом. 

***

В 1942 году с первой актёрской бригадой Малого театра Елена Николаевна отправилась на Западный фронт. 
Вспоминая о суровой военной поре, о встречах с бойцами, замечательными советскими патриотами, актриса писала: 
«Все они помогли мне не просто понять, но и “пропустить через себя” характер героя моего времени, который я в меру своих творческих сил стремилась воплотить на сцене Малого театра в ролях военного врача Лавровой (“Великая сила” Б. Ромашова), актрисы Гореловой (“За тех, кто в море” Б. Лавренева), партийного работника Полозовой (“Московский характер” А. Софронова)». 

…Годы Великой Отечественной наполнены для актрисы постоянной тревогой за сына и, что самое страшное, полной неизвестностью. 
Военным лётчиком в 1940 году Игорь уехал на западную границу. После начала войны отправил матери телеграмму: «Жив, здоров, не волнуйся». 
И всё. Елена Николаевна разыскивала его, выезжая с концертами на фронт, расспрашивала о нём, обращалась к сыну по радио, прочитав горьковские слова из «Старухи Изергиль» о горящем сердце Данко. 
До неё доходили лишь отрывочные сведения, что он попал в плен и его видели в фашистском концлагере, откуда он несколько раз бежал. 
Но главное для неё было то, что сын жив. Она верила в это, хотя в 1942 году уже пришла похоронка. 
Наконец в июле 45-го она получила письмо:
«Дорогая мамуля! 9 июля 42-го года меня сбили фашисты, потом попал к нашим, прохожу так называемую фильтрационную комиссию. Что будет дальше – не знаю. 
Как мне хочется тебе рассказать о всём пережитом в фашистском аду. Я сильно обожжён, покалечен, но ни в чём не виноват, моя совесть чиста». 
По возвращении в Москву Игорю не позволили служить в его любимой военной авиации, и он работал режиссёром в Доме звукозаписи, а в 1969-м скоропостижно умер.

***

Основное место в репертуаре актрисы во второй половине 1940-х годов и в 1950-е годы заняли роли в пьесах советских драматургов: Лаврова («Великая сила» Ромашова, 1947), Горелова («За тех, кто в море!» Лавренёва, 1947), Полозова («Московский характер» Софронова, 1948), Падолист («Крылья» Корнейчука, 1955) и др. 

Исполняя роли своих современниц, сохраняя индивидуальные черты каждой из них, Гоголева создает обобщённый типический образ советской женщины, обладающей высокой моралью, волей к борьбе, беззаветной преданностью Родине. 
В классической драматургии играла: Вышневскую («Доходное место», 1948), Кручинину (1951). В ролях леди Макбет (1955), миссис Кроули («Ярмарка тщеславия» Теккерея, 1958) нашла продолжение трагедийная и сатирическая устремленность искусства Гоголевой.

*** 

«Когда я вижу себя по телевизору, – писала Елена Николаевна, – прихожу в ужас! Всё мне не нравится: и я сама, и я как актриса. Порой просто хочется сразу же подать на пенсию и закончить свою творческую жизнь. 
Но польза от телевидения огромная. Посмотрев себя в “Головлёвых”, я поняла, что надо исправить моей Арине Петровне в будущих спектаклях. Слишком дорога мне эта роль».

***

Последние роли Елены Николаевны – Мамуре («Мамуре» Ж. Сармана, 1978; спектакль был специально поставлен для Гоголевой режиссёром Б. А. Львовым-Анохиным) и княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы» П. П. Гнедича, 1987) – по достоинству вошли в золотой фонд русского театрального искусства.

…Гоголева виртуозно сыграла роль 106-летней француженки Селины Мамуре в пьесе Жана Сармана «Мамуре». В этой роли, впрочем как и во всех, она имела оглушительный успех. 
…В 1985 году Елена Николаевна случайно упала на скользком паркете, сломав шейку бедра. И далее – месяцы лечения, необходимость двигаться, превозмогая сильную боль. Впоследствии до конца жизни её день начинался с 40-минутной гимнастики. 

…Когда в сезоне 1986 – 1987 годов Елена Николаевна Гоголева вновь появилась на сцене Малого театра, это было похоже на чудо. 
86-летняя актриса, нашедшая в себе силы подняться после тяжелейшей травмы, вызывала удивление и восхищение. 

И поэтому зрители аплодировали не только её неувядающему таланту, благородной, величественной красоте, но и человеческому мужеству.
«Вопреки обстоятельствам, прогнозам медиков я на сцене, – говорила Гоголева. – Опять в атмосфере родного театра. Если бы я не верила в себя, в своих товарищей, моё возвращение не состоялось бы. Я по-прежнему актриса Малого театра. Это моя судьба».

Елена Николаевна играла роль княгини Плавутиной – Плавунцовой («Холопы» П. Гнедича). Четыре часа Елена Николаевна провела на сцене сидя в огромном кресле, вставая на поклонах, чтобы поблагодарить своих партнёров, которые были так внимательны и чутки к ней. 
Гоголева произносила длинный монолог и проживала на сцене судьбу, в которой было всё: любовь, предательство, разлука, поклонение, восхищение. 
Зал неистовствовал. Гоголеву обожали. Она была последней ниточкой времени связующей с Ермоловой, Остужевым, Южиным. 

***

22 октября 1993 года Елена Гоголева простилась в любимом Малом театре со зрителем, сыграв последний спектакль. Ей было 93 года. 
…Через три недели, 15 ноября в день рождения Александры Александровны Яблочкиной, Елена Николаевна Гоголева покинула этот мир. 
Проститься с ней пришли тысячи людей. На траурной панихиде Элина Быстрицкая сказала: «Смерть Гоголевой – это гордый уход жрицы, окончившей своё святое служение». 

Элина Авраамовна, как обычно, оказалась права. 
…Елена Николаевна Гоголева похоронена вместе с сыном Игорем на Ваганьковском кладбище. 
На надгробном памятнике Елена Гоголева изображена в образе Софьи Фамусовой, одной из своих любимых ролей на сцене Малого театра.

***

С творческим наследием Елены Николаевны могут познакомиться и сегодняшние любители театра. 
…В собрании Гостелерадиофонда хранится более 150 записей литературных произведений, спектаклей Государственного академического Малого театра с участием Елены Гоголевой. 

Это – пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые», «Гроза», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Пучина», «Воевода»; пьесы М. Горького «Варвары», К. Паустовского «Наш современник», А. Толстого «Иван Грозный», М. Лермонтова «Маскарад», Ф. Шиллера «Коварство и любовь», Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети» и многие другие. 
Здесь также представлены записи её выступлений о своём первом актёрском прослушивании, состоявшемся на квартире А. И. Южина, о своей семье, о дебюте на сцене Малого, о ролях, сыгранных за годы работы в театре, о традициях и выдающейся плеяде актёров Малого театра М. Н. Ермоловой, А. И. Южине, А. А. Остужеве, В. Н. Пашенной; о концертах артистов на фронте в годы Великой Отечественной войны… 

…И ещё нам осталась её книга «На сцене и в жизни», в которой Елена Николаевна рассказала о работе над ролями и поэтическими композициями, о психологических трудностях перехода от образов молодых героинь к образам возрастным, о коллегах не только по Малому театру, а по актёрскому «цеху» в целом, о повлиявших на формирование и развитие её индивидуальности режиссёрах, обо всех, кто был ей дорог.

 

Фото из открытых источников.

 

Художник: А. Лентулов (портрет Е. Н. Гоголевой).

5
1
Средняя оценка: 2.67857
Проголосовало: 28