«Человек и кувшин похожи: чем наполнишь, тем и будешь...»
«Человек и кувшин похожи: чем наполнишь, тем и будешь...»
В последних числах ноября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась церемония закрытия годовой программы XIV Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь».
Сам форум и его церемонию закрытия от других отличает то, что на «Золотом Витязе» звучат голоса всей России. В течение года зрителям страны было показано более 500 программ – фильмы, спектакли, симфонические концерты, хоры, выставки. В ходе церемонии были награждены лауреаты XXI Международного театрального и XIV Литературного форумов «Золотой Витязь», а также вручены награды выдающимся мастерам в области театра, музыки, изобразительного искусства и – военным корреспондентам. Ведущим церемонии, как всегда, был президент Славянского форума, н. а. России Николай Бурляев.
Ведущий церемонии народный артист России Николай Бурляев
Бурляев напомнил, с какими трудностями в начале 90-х рождался «Золотой Витязь» с немодным девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Перед тем, как появиться кинофоруму, он съездил в Лавру к старцу, которым его пугали – очень строг и прогнать может, но, услышав, что Бурляев хочет создать кинофорум «Золотой Витязь», старец промолвил: «Попробуй, если не получится, уходи». «Но всё стало получаться, – говорит Николай Петрович, – по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, нашего почётного попечителя. С его уходом эту миссию взял на себя Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сегодня Святейший не смог быть здесь и благословил прийти митрополита Воскресенского Григория». «Как известно, фестиваль проходит под актуальным девизом – "Любовью и единением спасёмся", – сказал митрополит, – и сегодня нас должно объединять то, к чему призывает патриарх, традиционные нравственные ценности и духовные идеалы. А через художественные образы, которые наблюдали в ходе фестиваля, каждый мог приобщиться к этим ценностям. Сейчас благодатное время для православных христиан: есть возможность широкого свидетельства о своей вере, об идеалах, к которым призывает Господь. Через кино, театральные постановки, литературные тексты человек, который далёк от веры, возможно, обратит своё сердце к Богу и найдёт дорогу в православный храм».
Митрополит Воскресенский Григорий
Главным событием года Николай Бурляев считает создание Культурного фронта России. В Грозном, во время проведения в Чечне 32-го кинофорума «Золотой Витязь», было создано отделение Фронта. Всего за три месяца отделения Культурного фронта России открылись в 63 регионах. В Госдуме удивлялись, как быстро и легко это сделали, ничего не пришлось «пробивать». «Для того, чтобы с “лёгкостью” всё это сделалось, – поясняет Бурляев, – “Золотому Витязю” надо было 33 года упорно работать, собирая лучшее из лучшего в области театра, кино, музыки, литературы, живописи. Отделения Культурного фронта России выполняют огромную миссию не только на прямых постах, деятели культуры занимаются ещё и своими оркестрами, театрами, ездят на СВО, отправляют гуманитарную поддержку, так, недавно из Чечни в Донецкую республику отправили две машины с продуктами и с музыкальными инструментами. Проведению кинофорума в Чечне придаю особое значение, мы соединили на поле культуры ислам и православие. И мусульмане, и православные понимают, что Создатель над нами один, просто пути к нему разные, недаром муфтий Талгат Таджуддин называет себя “мусульманином Святой Руси”, а генерал-мусульманин, воюющий в Донецке, говорит: “Мы воины Иисуса”».
Зрителям показали киноролик, посвящённый тому, как создавался Культурный фронт России. Известные деятели культуры, политики, учёные, руководители творческих союзов высказывали своё мнение о новом, принципиально не партийном, объединении. Бурляев в ролике резюмирует: «Только сплотившись, мы сможем противостоять агрессивному натиску антикультуры. Поддерживаю устав и Кодекс чести деятелей культуры, уверен в победе». Перед участниками церемонии выступила сопредседатель Культурного фронта России, заместитель председателя Госдумы РФ Анна Кузнецова, подчеркнув, что «с сначала СВО стало особенно видно, что борьба против России развёрнута во всех направлениях, и задача удержать Культурный фронт, сохранить наше наследие и преумножить его – это вопрос защиты нашей Родины и её дальнейшего развития».
***
По традиции на церемонии наградили высшей наградой Славянского форума – Золотыми медалями выдающихся деятелей культуры. Лауреату Госпремии РСФСР им. братьев Васильевых и Госпремии Казахской ССР, лауреату двух премий «Серебряный Лев» Венецианского кинофестиваля н. а. РСФСР Андрею Кончаловскому вручили Золотую медаль имени С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» (2020). Бурляев представил Кончаловского как человека, определившего его судьбу. «В 1959 году 22-летний Андрей Кончаловский увидел на улице Горького в Москве, у дома № 6 мальчика, мне было 13 лет, и я шёл из школы домой. “Иди сюда, мальчик, ты мне подходишь”, – сказал Кончаловский, и в его короткометражном фильме “Мальчик и голубь” я сыграл свою первую роль в кино».
Вручение медали народному артисту РСФСР Андрею Кончаловскому
«Журналисты как-то спросили Эйнштейна, – рассказал Кончаловский, – вы утверждаете, что законы природы очень просты, почему же они до сих пор не открыты, кроме вашей теории относительности? Учёный ответил: “Законы, действительно, просты, но у природы очень тихий голос, а у меня хороший слух”. Услышать этот голос, действительно, сложно, а твердит он об одном: “Не забывайте прошлое, не уничтожайте память, ибо уничтожите культуру”. И, наверное, задача каждого из нас напомнить всем, что российская культура процветала в лучах света, который шёл от Византии, и русские люди немало сделали для того, чтобы свет этот не угасал. Надеюсь, в каких-то своих работах и я сумел напрячь слух и иногда слышал этот тихий голос».
Золотую медаль имени А.А. Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство» вручили народному художнику России, живописцу, графику, мастеру портрета Виктору Шилову. «Отмечаем и лучших художников России, – сказал Бурляев, – тех, кто всю жизнь отдал постижению этого мастерства, а не пишет квадраты и треугольники. Андрей Тарковский называл авангард “ложью”». Виктор Шилов – автор галереи портретов Святейших патриархов Московских и всея Руси – от Ионы до Кирилла в Зале Высшего церковного совета Храма Христа Спасителя.
Вручение медали народному художнику России Виктору Шилову
«Для меня патриарх – ангел-хранитель Земли Русской, – сказал художник, – неслучайно только он имеет право носить головной убор с херувимами. Огромна моя благодарность вам, Николай Петрович, мой институтский педагог Николай Николаевич Третьяков помогал Тарковскому создавать фильм «Андрей Рублёв», где вы гениально сыграли молодого человека, который отливает колокол. Благодарю вас за этот образ, он окрыляет меня, особенно впечатляет, что в конце фильма, снятого в чёрно-белой гамме, появляется цвет. Иконопись звучит! И слава Богу, что в храм вернули икону “Троицы”. Этот колокол, который отливает в фильме ваш герой, для меня и есть живопись Андрея Рублёва, оказавшего огромное влияние на весь мир. И то, что вы руководите форумом “Золотой Витязь”, воспринимаю как продолжение звона колокола, который идёт из глубин веков, от Андрея Рублёва».
Золотую медаль Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» посмертно вручили н. а. Украинской ССР и ЛНР, заслуженному деятелю искусств РФ Михаилу Голубовичу. «Украина – родина моих предков, запорожских казаков, – сказал Бурляев, – и украинские деятели культуры до 2014 года всегда были рядом. После 14-го нас продолжали поддерживать лишь двое – з. а. Украины Алексей Колесник из Киева и главный режиссёр и худрук Луганского музыкально-драматического театра на Оборонной Михаил Голубович, к сожалению, оба ушли уже в мир иной». Медаль за отца получил сын Михаила Голубовича, священник, отец Артемий. «Михаил Васильевич в своей жизни, – сказал он, – руководствовался евангельской заповедью – относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Отец любил жизнь, был предан своему делу, которому прослужил 57 лет. Светлая ему память». Участники церемонии почтили минутой молчания память Михаила Голубовича.
С огромными трудностями, прямо с передовой, из Донецка в Москву приехал репортёр «Вестей» Николай Долгачёв. Ему вручили Золотую медаль имени Юрия Левитана «За выдающийся вклад в телерадиожурналистику». «Приятно находиться в Храме Христа Спасителя, с его особой атмосферой, – сказал Долгачёв, – чувствую ваше душевное тепло и вашу силу, вижу, что собрались здесь единомышленники. Большой коллектив «Вестей» работает на новых территориях, в зоне специальной военной операции. На днях мы простились на Троекуровском кладбище с нашим товарищем, военкором телеканала "Россия 24" Борисом Максудовым. Он погиб в Запорожье, выполняя профессиональный долг, для нас это большая утрата. Спасибо за награду. Считаю, что она для всех ребят, с которыми вместе работаем, рассказываем о том, что происходит, храним культуру и связи между людьми».
Вручение медали репортёру «Вестей» Николаю Долгачёву
Военная тема отчётливо прозвучала на церемонии. Призами «Золотой Витязь» были награждены лауреаты литературного форума – российский писатель Борис Лукин за книгу о сыне «Поэт-воин, морпех Иван Лукин» и выдающийся сербский поэт Селимир Радулович («В царстве арамейских ветров»). Иван Лукин погиб при освобождении Мариуполя. «Горд находиться в одном строю с “Культурным фронтом России”, – сказал его отец Борис Лукин. – Живу я теперь на улице Гвардии матроса Ивана Лукина. Сыну было 23 года, но он успел сделать многое. Сейчас работаю над книгой “Жил-был сын”, а в книжечке-прелюдии “Поэт-воин, морпех Иван Лукин” рассказывается о его судьбе – актёра, музыканта, спортсмена, поэта. Он мечтал снять фильм по своему сценарию, по которому его приняли в члены Союза писателей Москвы. О многом мечтал, но совершил главное в своей жизни – прикрыл отход своей разведгруппы. За несколько дней до гибели он написал письмо, с одним из последних своих стихотворений... В прошлом году я участвовал в концерте на Театральной площади Мариуполя, перед разрушенным нацистами зданием театра. Играл Государственный симфонический оркестр под управлением Константина Чудовского, а н. а. Александр Михайлов читал мои стихи. И когда перед 3-й частью симфонии Чайковского он объявил, что стихи посвящены памяти морпеха 810 гвардейской бригады, зал встал и стоял 14 минут, пока звучала музыка… Спасибо форуму, что заметил судьбу моего сына».
Награждение российского писателя Бориса Лукина
Селимир Радулович признался, что с благоговением относится к Фёдору Михайловичу Достоевскому и Ивану Александровичу Ильину, упомянул о великом сербском Святителе Николае Сербском. Отметив, что современный человек, освобождённый от церкви, движется к ложным пределам, высказал пожелание, чтобы русский и сербский народы восстановили своё единство и шли «единой дорогой свободы».
Награждение сербского поэта Селимира Радуловича
***
За годы существования XXI Международный театральный форум, отмечая лучшее, что есть в театральном искусстве народов России и стран славянского мира, стал одним из крупнейших в мире. В этом году его посетили 10 тыс. зрителей. В форуме приняли участие 18 театров из 14 городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Владикавказа, Владимира, Луганска, Минска, Белграда. На форуме, посвящённом 200-летию Александра Николаевича Островского, были показаны спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков. Призами «Золотой Витязь» награждены два спектакля большой формы – «Васса» Санкт-Петербургского Молодёжного театра на Фонтанке и «Идиот» Национального драмтеатра имени М. Горького в Минске. Владимирский академический областной театр драмы награждён «За верность традиции и приверженность социальной тематике в русском репертуарном театре». Специальный Золотой диплом – у з. а. Александра Олешко (Театр им. Евгения Вахтангова) за главную роль в спектакле «Павел I».
Награждение заслуженного артиста России Александра Олешко
Также Призами «Золотой Витязь» награждены два спектакля малой формы – «Ветеран» Школы драматического искусства (Москва) и «Спасти камер-юнкера Пушкина» Луганского музыкально-драматического театра на Оборонной.
Награждение Школы драматического искусства (Москва)
Специальный Золотой диплом вручён автору и исполнителю главной роли в монодраме «Дервиш», н. а. Республики Татарстан Раилю Садриеву (Буинский драмтеатр, Республика Татарстан).
Впучение диплома народному артисту Республики Татарстан Раилю Садриеву
Прямая речь
Послушаем голоса лауреатов. «Какая большая честь в день Иоанна Златоуста оказаться на этой сцене. Сегодня на воскресной службе говорилось о любви к ближнему, наш спектакль о слабых молодых девчонках, которые знали эту любовь и несли её сквозь суровые годы войны. Кто остался, несут до сих пор… Несут, чтобы передать современным девчонкам. Спасибо фестивалю за признание нашего скорбного труда, это вселяет надежду, что в Культурный фронт России вложена и частичка наших усилий» («Ветеран», режиссёр-постановщик Мария Зайкова).
Раиль Садриев начал с притч: «Человек и кувшин очень похожи, чем наполнишь, тем и будешь»; «У человека две дороги – одна лёгкая, другая твоя, нужно выбрать цель и бежать к ней, не можешь бежать, надо идти, ползти, наконец лечь в направлении цели, но первый шаг должен сделать ты. Ты шаг к Всевышнему, а он тысячу навстречу тебе, ускоришься, он побежит…». «Я живу в маленьком городе Буинске, в 30 км от матушки Волги. Живём дружно – татары, чуваши, русские, это маленькая Россия, а она вся соткана из таких этнических лоскутков. Когда мы вместе, она непобедима. И я хочу, чтобы в этой части России знали, что на средней Волге живёт боец, воин Культурного фронта России… В нашем спектакле на вопрос, почему мы все здесь собрались под куполом великой страны, отвечают так: “Судьба не дура, зря людей сводить не станет!..”» («Дервиш», Буинский драмтеатр).
Под впечатлением от выступления Раиля Садриева Александр Олешко прочёл обращение Павла I к сыну Александру: «Осторожно, Сашенька, думай, смотри, как постепенно вводятся в общество язва моральная, правила безбожные, поведение развратное, воспаляющее рассудок человеческий, – как будто нам прямо сейчас показывают богомерзкое правление Ирода». «В этот момент в зале либо гробовая тишина, либо – всклик “ахх…”, – сказал Олешко, – спасибо за то, что говорите об этом, отмечаете, награждаете, благодарю». («Павел I», Театр им.Вахтангова).
«Спектакль “Идиот” уже получал премию “Золотого Витязя”, – прокомментировал Бурляев, – но тогда его привозил классик сербского театра, выдающийся актёр, режиссёр-мыслитель Стево Жигон. И вот его дочь, удивительная Ивана Жигон, обладательница шести призов “Золотого Витязя”, за два с половиной месяца поставила в Минске “Идиота” Достоевского».
Награждение сербской актрисы, сценариста и режиссёра Иваны Жигон
Ивана Жигон произнесла страстный спич в защиту современной молодёжи, в заблуждениях которой обвинила старшее поколение, потому что молодым приходится жить в мире, в котором «всё продано за деньги». «И когда я думаю о том, – сказала актриса, – кто может уверить молодых, что они заблуждаются, покажет им идеал и скажет, что сострадание – это высший закон выживания человечества, мне одно имя приходит на ум – Достоевский!..» Ивана поблагодарила отца за инсценировку романа, за помощь с небес, поклонилась своей любимой героине Настасье Филипповне, которая единственная в мире бросила пачку денег в огонь и «переросла своё время», произнесла слова признания президенту «Золотого Витязя» за «Россию-сфинкса», которую он несёт в себе, и завершила выступление чтением блоковских «Скифов». Откровенным призывом всех народов к миру и согласию.
Золотым дипломом «За вклад в развитие и сохранение традиционной русской музыкальной культуры» наградили Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова ВГТРК. По традиции завершилась церемония духоподъёмным маршем «Прощание Славянки».
Вручение диплома Академическому оркестру русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова
Фотограф: А. Беланов.