Если в душе есть храм – его не расстрелять

К выставке «Живопись донецких художников» в Санкт-Петербурге

Эта выставка – не из тех, к которым художники готовятся загодя, пишут картины и ваяют скульптуры. Здесь нет экспонатов из музейных фондов. Есть лишь работы разных лет, которые сами художники принесли из своих мастерских, доверив их транспортировку и сохранность организаторам. Этой экспресс-выставке, формировавшейся под нестихающую канонаду вражеских орудий, могла помешать любая случайность. Но, тем не менее, она состоялась.

Афиша выставки

Выставка «Живопись донецких художников» открылась в самом сердце культурной столицы России – в Инженерном доме Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Петропавловская Крепость). Она включила в себя около полусотни работ 31 автора. Это живопись, графика, скульптура. Выставка стала возможна благодаря Автономной некоммерческой организации «Центр культурного и творческого развития “Арт Про”», содействию Союза художников ДНР, общественной организации «Ленинградский доброволец» и Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Особое значение имеет и тот факт, что пройдет она в канун 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

 

ДОНБАСС В РАДУЖНЫХ ТОНАХ

– Было время, когда мы кричали о том, что у нас происходит, – сказала, выступая на открытии выставки, ее координатор секретарь Союза художников ДНР Анаит Агабекян. – К сожалению, тогда мало кто нас слышал. Мы не сломились, мы выстояли, стали сильнее, но мы очень устали от войны. И сегодня мы хотим показать вам Донбасс в светлых и радужных тонах, хотим говорить, в т. ч. и языком живописи, о том, что нас переполняют надежды и радость от того, что в прошлом году мы наконец возвратились домой и воссоединились с Россией. Хотим, чтоб каждый из вас почувствовал духовную близость людей, живущих там – в Донбассе, и жителей большой России, несмотря на сотни и тысячи километров, которые нас разделяют. 
Есть один момент, который особенно ценен для меня. То единство, искренность и взаимопомощь, которые мы ощутили в ходе подготовки выставки, заслуживают особой благодарности. Это качества, которые лежат в основе любой нашей победы. И сегодня, когда эти качества живы в нас, мы можем противостоять любым внешним вызовам. И мы обязательно одержим победу, потому что за нами правда и справедливость. 

Анаит Агабекян и Владимир Кириллов

 

«ИЗ ОСАЖДЕННОЙ КРЕПОСТИ НЕ БЕГУТ»

«Местом, где сегодня бьется сердце России» назвал Донбасс генеральный директор Музея истории Санкт-Петербурга Владимир Кириллов. В приветственном слове он отметил, что сюда «устремлено внимание и сопереживание всех наших соотечественников». И что, несмотря на тяжелейшие условия жизни, на ужас и страх, которые окружают сегодня жителей Донецка, полотна художников излучают свет, дарят добро, красоту и уверенную надежду на будущее. В этом посетители могли убедиться сами: в весеннем свете, исходящем от небольшого полотна «Мартовские тени» народного художника Алексея Полякова, в окутанном теплом родного дома «Дворике в Раздольном» заслуженного художника Ларисы Джарты, в тихой вере и надежде «Троицы» Анны Попереки, в нежных чувствах к родному краю, разлитых и в пейзажах, портретах и натюрмортах других авторов.

Анна Поперека «Троица»

Но отвлечемся от созерцания и мысленно протянем ниточку от Донецка к месту расположения выставки, вернее, к точке притяжения русской души. Ведь Петропавловка – это не просто место на карте, бывшее несколько веков назад просто Заячьим островом. Это место сакральное – считает режиссер, общественный деятель, представитель «Ленинградского добровольца» Михаил Чуманков, и размещение здесь картин является невероятной удачей для художников. Почему? – спросит наивный читатель. Да потому, что именно здесь зарождался Петербург. И Екатерина Великая, развившая идеи Петра I, причастна к тому, что территории Донбасса, Новороссии стали русскими землями. 
Почти 10 лет эти русские земли, населенные людьми с твердым «шахтерским» характером, враг держит в осаде. Защитники «крепости», к которым пришли на помощь их собраться из России, сдаваться не собираются. Гибнут, терпят лишения, живут то без света, то без воды, но не сдаются. 
Это как будто о них сказал влюбленный в русскую сказку великий советский художник Иван Билибин: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают». Так он ответил на неоднократные предложения об эвакуации из осажденного Ленинграда… и принял смерть вместе с 1 млн ленинградцев. Эти слова стали путеводной звездой для Михаила Чуманкова, чей дед, как и художник Билибин, погиб в блокадном Ленинграде, а он сам со товарищи регулярно ездит в Донецк с гуманитарной помощью. 
«Мы вместе с вами, – говорит Чуманков, – каждый на своем месте, стоим в обороне. Ваша боль становится нашей, ваша стойкость нас вдохновляет. Спасибо вам за это!»

Алексей Поляков «Мартовские тени»

 
ГДЕ ВЫ, ОДНОКЛАССНИКИ И ОДНОКУРСНИКИ?

Виктор Татаренко – известный питерский художник-монументалист, чьи работы хранятся во многих музеях, а мозаичные панно украшают православные храмы, – приходит на все вернисажи донецких художников, потому что, говорит он: «я родился в Донецке». Он не просто помнит свои корни – Виктор Алексеевич надеется встретить своих одноклассников по донецкой художественной школе, однокурсников по Одесскому художественному училищу им. Грекова. В разное время их жизненные пути разошлись, связь прервалась. Сам он после окончания знаменитой «Мухинки» – Ленинградского высшего художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной – остался жить и творить в Ленинграде. 

Юрий Коровушкин «Раненая»

Знакомых лиц не было, но знакомые имена – да, есть! Вот изваяния из дерева скульптора Юрия Коровушкина. С ним мой собеседник учился в художественной школе. Радость узнавания – и у полотен заслуженного художника Ларисы Джарты – однокурсницы по Одесскому училищу. На одном из них – воспаряющий в небо красивейший храм, воздвигнутый на меловой горе. Хоть картина и названа «Дубы Святогорья» центром ее вне всякого сомнения является Святогорская Святоуспенская Лавра, которую так любят писать наши художники. Лавра стоит на берегу Северского Донца, через который, по одной из исторических версий, в 1185 году переправлялся князь Игорь (тот самый, из «Слова о полку Игореве»). Лавру писал когда-то и мой собеседник. А теперь и сама Лавра, и его работа, которую он в свое время подарил уже ушедшему в мир иной отцу, – находятся по ту сторону фронта… 
Но, если храм существует в душе – его не расстрелять.

Лариса Джарты «Дубы Святогорья»

 

ХРАМ 

Экспозиция не изобилует картинами войны. Но без нее портрет Донецка будет неполным. По-разному отражена она в живописных работах Мелика Агабекяна, Александры Илюхиной, скульптурах Владимира Киселева и Юрия Коровушкина. 
Из этого ряда, пожалуй, самой показательной стала работа Юлии Шабаевой «Ибо не ведают. Иверский», изобразившей побитый снарядами храм Донецкого женского монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери, который находится неподалеку от разрушенного в песок и щебень ещё в 2014 году донецкого аэропорта. Сама Юлия, кстати, присутствовавшая на вернисаже, до войны участвовала в оформлении внутреннего убранства храма, а через несколько лет вынуждена была запечатлеть кощунственные деяния «воинов света». Картина лаконичная, но дончане знают и другой ужас: за её рамками в реальной жизни осталось разбитое кладбище, где похоронены мирные жители. В разрушенный храм, который до сих пор находится в зоне обстрела, время от времени приезжают батюшки, проводят службы. Регулярно нельзя – опасно. А у местных после каждого «прилета» в тревоге сжимаются сердца: не порушены ли могилы их родственников, не осквернили ли их заморскими «хаймерсами» и другими смертоносными сатанинскими игрушками нацистские уроды?..

Юлия Шабаева «Ибо не ведают. Иверский»

Антиподом этой живописи служат яркие, брызжущие солнцем работы, открывающие экспозицию. Может строгий ценитель сочтет их излишне декоративными, но, повторю еще раз: дончане устали от войны…

 

АРТ-ТЕРАПИЯ

Искусство способно лечить. Эта формула впервые прозвучала в биографии известного норвежского художника Эдварда Мунка, а позже плотно вошла в осознанную или неосознанную практику психологической коррекции человека. Лучшим примером этого для меня, например, является замечательный русский и советский художник Борис Кустодиев, который, будучи тяжело больным, писал развеселые гулянья и пышнотелых купчих, которые до сих пор радуют его поклонников.
– Тема войны очень сложна для наших художников, – говорит Анаит. – Мастерские неоднократно подвергались обстрелу, потому что так сложилось, что они расположены в той части города, которая давно пристреляна и находится в досягаемости вражеской артиллерии. Для многих художников добраться из дома до мастерской – сродни подвигу. Творчество для наших художников – это способ прийти от тревожной реальности к тем лекарствам, с помощью которых они врачуют и себя, и своих близких, создавая мирные и светлые сюжеты на своих полотнах.

Организаторы выставки

Да, искусство может врачевать донецкого художника, вспоминающего мирные времена или мечтающего о сказочном будущем, а также его ближний круг – родных и близких, раскрывать сердца жителям городов и весей, расположенных за тысячи километров от Донбасса. А как «лечиться живописью» остальным дончанам, ведь массовые мероприятия в связи с угрозой жизни давно запрещены, музеи для посещения закрыты? Число горожан сокращается. За 9 с лишним лет обстрелов одни погибли, другие уехали, третьи приобрели посттравматическое стрессовое расстройство. Вот они и передают вовне послания о помощи живописным языком художников. Потому что нет искусства для искусства. Все его формы рождаются жизнью и отображают ее. А зачастую и задают новое направление. Эти новые направления должны быть светлым и жизнеутверждающим – иначе человечеству не выжить! 

 

Фото Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

5
1
Средняя оценка: 4.12121
Проголосовало: 33