…И джазовый мотив рождён в полотнах – из мига, света, истины, любви

Виктор Брегеда – художник из Таганрога. Но основное время проводит в маленьком селе на реке Миус, которая впадает в Азовское море. Там мастерская-скит, место затворничества и напряжённой работы. Член Союза художников. Его картины выставлены в Ростовском областном музее изобразительных искусств, в Музее библейского искусства в Далласе штата Техас США, находятся в частных коллекциях любителей живописи во всех уголках мира. 

Огнём до неба пылал волшебный гавайский остров Мауи. В этом огне горели картины русского художника Виктора Брегеды. В августе нынешнего года галерея острова лишилась многих шедевров современного искусства, собранных со всех концов мира. 
У Брегеды пожар поглотил более 60 картин, которые были выставлены на продажу. И на сколько должен быть отстранённым от мирских забот человек, если только после моего прямого вопроса о пожаре, уже в конце разговора, поделился своим сдержанным ощущением от этого!

– Сгорел город, в котором была галерея, где многие годы продавались мои картины. Сгорело всё! Красивое место было. Остались одни головешки.

Благословение

Искусство всегда воспринимается как достояние мировое, всечеловеческое, к какому направлению оно бы ни принадлежало. Кто такой Виктор Брегеда, полотна которого разъехались по миру и продолжают свой путь, проникая не только во все страны и континенты, но и в глубь сознания? 
На первый взгляд, трудно причислить произведения Виктора Викторовича к какому-то определённому направлению. Сюрреализм? Как у Пабло Пикассо и Сальвадора Дали? Но тут же ассоциативно возникает художественная эстетика полифизма Николая Рериха. А сирень, прописанная до мельчайшей детали соцветия? Идеальный реализм! Это от кого?

– Я определил своё направление как метареализм. Этот термин встречается в «Розе мира» Даниила Андреева. Он предсказывал появление метареализма, означающего реальное видение множественных уровней бытия, имеющих различную сущность и участвующих в битве космических сил. Витиевато? Проще сказать, в картинах этой ориентации сквозит нечто необъяснимое, но чувствуемое душой.

Лесная сирень

Чтобы это чувствуемое душой передать на холст и ещё продать за хорошие деньги, одного желания мало. У Брегеды есть квалификация художника, способного вписать свои идеи в мировой культурный код высшего сознания. Посмотрите на его окружение с раннего детства. Дед – живописец-копиист, мать – каллиграф, дизайнер, дядя – книжный иллюстратор. Как говорится, с молодых ногтей он слышал зов. Тончайшие детали его картин восхищают душу и снабжают её интеллектуальной пищей. В них -музыка не только много раз вписанной в полотна скрипкой, но и ощущаемый голос пространства. 
Это метареализм.
 А вот такое откровение:

– Мои наставники от живописи – Илья Репин и Исаак Левитан. Василия Верещагина считаю своим учителем. Он человек военный, реалист с большой буквы. Вспомните его «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Как выписана плитка! И Иероним Босх мне близок. Интересен глубиной и неизвестностью эпохи, в которой он жил и творил. Мы знаем о тех временах в основном из школьной программы. Но есть предчувствие, что жизнь была какая-то другая, непохожая на то, что описано в книгах. Люблю копаться в истории. Леонардо да Винчи – любимый рисовальщик.

Успех

Да, напитавшись всей красотой мира, можно позволить себе быть свободным. В выборе техники наложения мазков, например. Интересно бы увидеть её снятой в косых лучах, как это делают искусствоведы, когда защищают диссертации по картинам великих художников. Чёткость и скрупулёзность искусного мастера кисти – явно от увлечения плакатной живописью (тоже часть биографии Виктора).

– В плакате главное – композиция и лаконичность. Мало слов, но много смысла. Как у Маяковского. Тогда это было реальное идеологическое оружие. Советский Союз исчез, исчезла и необходимость в плакате. У меня эта техника перетекла в живопись – орнаменты, шрифты, изящность.

Сюжеты

Но отчего же такие маленькие люди? Ответ оказался простым. В детстве буквально шок получил от романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера».
 

– Так реально почувствовал, что я маленький в этом огромном мире! Мне интересны пространства другого масштаба. Оглянитесь: мы же все маленькие! Остановитесь на мгновенье – и найдёте внутри ощущение себя меньше Бога. От этого такая соразмерность. Где-то по жизни большой, но в картину проще поселить маленького. Часто у меня в полотно вписан миниатюрный человек с мольбертом. Это автопортрет как подпись внутри композиции. Такой приём – добавление к монограмме. Не от любви к себе, а желание пожить там, в пределах иного соизмерения.

Цепь фантазий

А ещё лесенки… Сложно проходимые, невесомые, часто ведущие к непонятным целям. Это, как объяснил художник, призыв к людям карабкаться вверх в развитии духа. В той же строке книги, сосуды. Символика познания мира. Много библейских сюжетов. Невероятных и неподсмотренных, с живым светом и огнём.

– Это и есть метареализм. В моих картинах часто встречаются лестницы, и меня спрашивают, что они означают. Лестница – путь восхождения, и, видимо, подсознательно у меня есть призыв к людям начать движение вверх во всех смыслах – повышать свой уровень познания, свою связь с божественными силами. Создание в полотнах некого таинства – основная идея моего творчества. Свет сложно изобразить. Он на моих картинах был всегда. Опять стану маленьким и скажу: я не волшебник, я всё ещё учусь работать с красками, цветом. Так же и вода – настоящее волшебство. Когда начинает удаваться, испытываю настоящий восторг.

Евхаристия

Виктор Брегеда всем своим творчеством помогает осознать, что маленький человек, стремящийся вверх, к свету и неизведанному пространству, добивается удивительных результатов. Это не пустые фантазии. Проверено жизненным опытом.

– Поистине волшебные моменты были. Написал картину: человек, как всегда, маленький, пускает мыльные пузыри. А вокруг много кошек. Тогда у меня в доме не было животных. Теперь их около двадцати! Домашние, приходящие, временно присутствующие. Всех кормлю, лечу.

Натюрморт

Из врождённой скромности Виктор Викторович не говорит о том, что много лет даёт деньги на содержание приютов для животных в Ростове-на-Дону и под Таганрогом.

– Ещё пример. В детстве любил рисовать необитаемый остров с пальмами. Играл в индейцев, обвешивался листьями хрена и с копьём мчался на охоту. На такой остров меня судьба и привела. Правда, обитаемый, но в центре Тихого океана, с очень узнаваемыми пальмами, где до сих пор есть традиция встречать туристов в лиственных юбках и с копьями. Видел эти национальные показательные концерты. Всё сбывается! Даже подсознательные, глубинные мечты обретают реальные очертания. Недаром известна фраза: бойтесь своих желаний. И фантазий!

Вседержитель

Так мы в разговоре вернулись на остров Мауи американского штата Гавайи, в огне которого исчезли картины Брегеды. Как они туда попали?

– Хозяин галереи случайно нашёл меня в интернете. Нужны были художники-сюрреалисты для его собрания. Увидел сайт с моими работами, который сделал любитель моих полотен. Американцы созвонились со мной и сразу отрыли визы, оплатили все расходы. Поначалу ездил к ним в Калифорнию с переводчиком. Отношения быстро стали доверительными. Заключили контракт. Мне показалось, что он замечательный. Когда разобрался, понял, что я гастарбайтер. По договору я получал десять процентов авансом от оценочной стоимости полотна. Сразу подписывал бумагу, что теперь не имею претензий и картина не моя. Десять процентов кажется мало. Но мои работы продавались очень хорошо, и для меня в то время это были нормальные деньги. Сотрудничал с ними пятнадцать лет. 
Мы не привыкли к такому стилю финансовых отношений. Но это американский бизнес. Он такой во всём. 
Сейчас американцы хотят продолжать работу со мной. Но я уже не хочу. Времена изменились. Я никогда не желал там остаться, несмотря на заманчивые предложения.

Старый кувшин

Этим всё сказано. Без пафосных патриотических изысков. Здесь, в России, у Виктора Викторовича золотое окружение – природа, в которую влюблён, верные друзья, семья в широком смысле слова, жена-оберег. Вот и выплёскиваются на холсты впечатления, не замутнённые цинизмом нашего века. 
В июле-августе в Ростовском областном музее изобразительных искусств прошла персональная выставка «Калейдоскоп сновидений» из 107 картин Виктора Брегеды, приуроченная к его 60-летию. Красивейший особняк на улице Пушкина, по свидетельству работников музея, давно не видел такого наплыва любителей живописи. Люди возвращались в залы по нескольку раз. Что манит? Вот отзыв: «Произведения автора – словно зашифрованные послания вне времени и пространства, вглядываясь в которые пытаешься распознать недосказанное, неуловимое, неосязаемое и неощутимое. И сколько ни задумываешься, всё равно не можешь понять их до конца. Его авторский почерк самобытен, он в работах говорит на своем языке символов, ищет индивидуальные способы самовыражения и познания. Виктор не просто художник, он мыслитель, философ, созерцатель и творец».

Автопортрет

Невозможно в разговоре о дне сегодняшнем не задеть тему современного отношения к живописи. Известные галереи заполнены людьми. Видно, насколько тяга к прекрасному востребована обществом. Но есть и другая тенденция. Появились частные коммерческие залы, где буквально каждый может вывесить своё произведение, невзирая на его художественное достоинство. Чтобы арендовать стенд в такой галерее, не нужно учиться, обладать элементарными навыками рисования, знать, что такое линия, перспектива, золотое сечение. Заплати за место – и неси в народ своё видение прекрасного. Возникают этакие блошиные рынки от «искусства». Эта тема, как мне казалось, заденет мастера за живое. Но он, как истинный философ, по праву умудрённого жизненным опытом ответил:

– Мы свидетели вялотекущего наступления так называемого виртуального конца времён. Всем заметны перемены. Молодёжь стала более жёсткая и менее образованная. Мир мутирует не в лучшую сторону. Хорошим такие времена не оканчиваются. Правда, все направления религии, эзотерики и прочих философских течений обещают нам последующее возрождение, как это было не единожды в истории человечества. Но историю творим мы уже сегодня. Я не люблю слово «верующий». Я уверенный, знающий! Бог есть! Неэтично говорить, что Бог существует. Существуем мы. Я – русский человек, православный. Уважительно отношусь к храмам, посещаю их, и в душе у меня свой храм. Именно поэтому я обращаюсь к людям пусть высокопарно, но от души: устремитесь внутрь себя, найдите в себе добро, обратитесь к Высшим силам. Давайте карабкаться по лестнице вверх!

Розовый сон

Вот такие они, художники новой России. 

5
1
Средняя оценка: 2.87879
Проголосовало: 33