Пушкин: «Россия! встань и возвышайся!»

190-летие полного прижизненного издания «Евгения Онегина» в этом году стало одной из важных дат для тех, кто любит Пушкина.

Роман вышел в мае 1833 года в Литературной гостиной Центрального дома литераторов, которую более двадцати лет ведёт директор Бюро пропаганды художественной литературы СП России Алла Панкова. Говорили об этом событии не раз – и в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, и в День лицея, вспомним и под занавес года. Пушкинские вечера проводятся при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, в рамках проекта «С Пушкиным в XXI век», руководит которым депутат Госдумы, н. а. Дмитрий Певцов.

Вечер в ЦДЛ

Именно он открыл вечер в День лицея чтением пушкинского стихотворения «Паж или пятнадцатый год». «Пятнадцать лет мне скоро минет; \ Дождусь ли радостного дня?» – вопрошал лирический герой Пушкина в возрасте Керубино из «Севильского цирюльника». «Уж я не мальчик – уж над губой.\Могу свой ус я защипнуть; \Я важен, как старик беззубый;\ Вы слышите мой голос грубый, \Попробуй кто меня толкнуть» – забавно то, что написал эти строки 30-летний Пушкин. В Литературной гостиной любят разбирать пушкинские произведения «по косточкам», в качестве «объектов» уже побывали «Капитанская дочка», «Сказка о золотом петушке», не раз – «Евгений Онегин» и многие другие шедевры. В исполнении артистов они звучат и полностью, и фрагментами, в музыкальном сопровождении и в полной тишине, часто с комментариями специалистов. Так, в своё время в вечерах принимал участие один из ведущих пушкинистов современности, доктор филологических наук, лауреат Госпремии РФ Валентин Непомнящий. Теперь зрители слушают комментарии Валентина Семёновича по видеозаписи, его формула о том, что «Евгений Онегин» – «монументальное воплощение характера и души народа, обозначившее главный вопрос бытия – о смысле жизни и месте человека в мировом порядке» не теряет актуальности. 

Валентин Непомнящий

Говоря о лицейском периоде бытия Пушкина, когда развитие отечественной культуры и литературы определяли, с одной стороны, декабристы, с другой, патриоты, верные нравственным законам допетровского времени, славянофилы и западники, лицей выпестовал не одного великого мыслителя. Достаточно назвать имена легендарного министра иностранных дел Александра Горчакова и декабриста Ивана Пущина, которому поэт посвятил строки – «Мой первый друг, мой друг бесценный», когда тот находился на каторге в Сибири. Программы обучения и уровень цивилизаций могут меняться, но невероятная дружеская спайка, которая навсегда объединила лицеистов, остаётся примером на все времена. 

Пушкин на выпускном экзамене

*** 

Рассказ ведущей о Пушкине перемежается отрывками из «Евгения Онегина» в исполнении н. а. Валентина Клементьева и з. а. Татьяны Шалковской. Звучит стихотворение «В альбом Пущину», отрывок из повести «Метель» со знаменитыми строчками – «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слёзы свидания!..» и «Бородинская годовщина» – с прямым обращением к России: «...Победа! сердцу сладкий час!\ Россия! встань и возвышайся!» 

Ария Онегина

«Евгений Онегин» – роман новаторский, – сказала Алла Панкова, – такие эпопеи в стихах и сегодня трудно представить, Пушкин настолько чётко обозначил основные линии сочинения, что Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». На самом деле, у Пушкина был редчайший дар откликаться на самые важные проблемы времени, и главным для него всегда было то, о чём сказал уже на открытии его памятника Достоевский, – душа человеческая. Писать «Евгения Онегина» Пушкин начал в южной ссылке, в Молдавии, когда для него была важна проблема характера типичного представителя дворянства. Будущее показало, что этот класс полностью ушёл из нашей истории, более века его не существует. И уязвимые черты характера молодого дворянина Пушкин показал в образе Евгения Онегина, о котором Герцен написал, что это человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти, желая увидеть, не стала ли она лучше. Онегин много чего начинал и ничего не доводил до конца, чем больше размышлял, тем меньше делал, в двадцать лет стал стариком, а в старости помолодел, благодаря любви. Тема любви по-новому раскрывается в романе: сначала она его любит, он её нет, потом он её любит, но, несмотря на то, что и она продолжает любить, быть им вместе не суждено.
Об этом очень интересно размышлял Валентин Непомнящий. Школа пушкинистики в советское время была очень сильной, не говоря о том, что к Пушкину с трепетом относились классики Серебряного века Анна Ахматова и Марина Цветаева, наши философы и писатели, кому-то из них и принадлежит мысль о том, что если хотите найти ответы на самые жгучие вопросы современности, читайте Пушкина. 

Юный Пушкин

Панкова напомнила, что Пушкин, основоположник русского языка, сделал огромный вклад в развитие культуры в целом, включая тип «лицейских» отношений между людьми, творческое наследие поэта проникнуто уважением к достоинству человека. По словам Панковой, Пушкина называют поэтом не земной, а вечной жизни, поскольку он постоянно обращался к вечным вопросам бытия и находил на них ответы, либо давал материал для того, чтобы примирить человека с его проблемой. Это видно в его исторических романах: Пушкин не только великий поэт, но и потрясающий прозаик. Ведущая обратила внимание зрителей и на вклад Пушкина в развитие музыки и живописи, достаточно вспомнить романсы, оперы, музыкальные пьесы, написанные на его произведения, а также иллюстрации к ним. Кто не знает гениальную музыку Георгия Свиридова – к пушкинской «Метели», написанную сто с лишним лет спустя после гибели Пушкина? А иллюстрации Лидии Тимошенко, Елены Самокиш-Судковской, Дмитрия Белюкина – мы знаем их по изданию романа в разные годы. Героев «Евгения Онегина» рисовали Надя Рушева и Илья Репин, Мстислав Добужинский и Константин Коровин, Михаил Клодт и Дмитрий Кардовский, Павел Соколов и Николай Кузьмин.

Лидия Тимошенко. Встреча Татьяны с Онегиным

Очень точно выстроен видеоряд Ириной Панченко, создатели литературно-музыкальной композиции приглашают зрителей в удивительное путешествие по России первой трети XIX века, в котором звучат пленительные пушкинские строфы, пленительная музыка одноимённой оперы Чайковского, а на экране чередой проходят с детства знакомые иллюстрации. Зрители захвачены в плен этим чудом и, забыв обо всём, как в первый раз, переживают сцены письма Татьяны, нравоучительной беседы в саду – «Учитесь властвовать собою…», её «Сна», который невозможно не выучить наизусть, прочитав первый раз (это ж надо было придумать такую сцену с медведем, который в лапах-руках «мчит её лесной дорогой»! Можно представить, как волновала эта сцена художников-иллюстраторов, если судить по огромному количеству её интерпретаций… А как оживает она в спектакле Театра имени Вахтангова «Евгений Онегин»…), отъезд в Москву, замужество «за кадром» и наконец финальная встреча с Онегиным, который у её ног, и – роковое «нет» Татьяны. 

Лидия Тимошенко. Рукою стиснув пистолет...

*** 

…Перед тем как предложить вниманию читателей комментарии Валентина Непомнящего, который, считаю, ответил на самые жгучие вопросы читателей романа: почему Онегин убил Ленского, и почему Татьяна не сказала ему «да» в финале, – авторы композиции возвращают наше внимание к началу романа. И прежде всего к эпиграфу, который кто только из знаменитостей не расшифровывал на свой лад. Пушкин взял его из частного письма, и, если внимательно вчитаться, со всей очевидностью увидим, что в нём тайно изложено всё, что произойдёт с Онегиным, и он, действительно, будет «испытывать жизнь вплоть до самой смерти». Разве не так: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – следствие чувства превосходства, быть может, мнимого»?! И какой радостный дружеский тон, так и видишь Пушкина в возрасте Христа, предлагающего читателю «собранье пёстрых глав» – «Полусмешных, полупечальных, \Простонародных, идеальных...»
У Валентина Непомнящего необычный взгляд на роман, литературовед выносит историю отношений Татьяны и Онегина из гостиных и садов на просторы Вселенной, где решается судьба России. «“Евгений Онегин” – это роман жертв, – говорит он, – Ленский принесён в жертву автором – ради того, чтобы не погибла Татьяна. Он знал, что Ленский должен погибнуть. А Татьяна жертвует собой, чтобы спасти Онегина, жертвует своей любовью, своим счастьем, которое “было так возможно”. Причём, жертвует сама, известна фраза Пушкина: “Какую штуку удрала моя Татьяна – она замуж вышла!..”

Лидия Тимошенко. Она бесчувственно покорна...

Сон Татьяны – это что-то закодированное о судьбах России. Сон являет образ истории России после Петра – как длящуюся катастрофу. Россия с огромным трудом входит в систему, которую ей придумал Пётр, это западная система ценностей… И это продолжается который век – та чудовищная бесовщина, которая кричит на Россию: “Моё, моё!” Вот Онегин – Россия и Татьяна – Россия, Россия элитарная и Россия народная, Татьяна любит Онегина, но во сне понимает ужас его положения и его сущность, какую-то странную. 
Этот человек – потребитель, всё время соблазняем разными чуждыми силами, интересами, идеологиями. Он хозяин мира и в то же время раб собственных хотений. И тут-то как раз и возникает самое страшное для Татьяны. Вот этот “нежный” взгляд. Он этой девочке сказал, что любви нет, и что ничего не получится, пришёл и тут же посмотрел на неё “нежно”, как тогда – “Я вас люблю любовью брата, \И, может быть, ещё нежней”. На всякий случай посмотрел... Это преступление перед девочкой, он о ней совершенно не подумал, он думал только о том, чего хочется ему. После этого она совершенно рассыпалась… А Онегин, оживив сердце Тани, пошёл флиртовать с Ольгой, и этого она уж никак не могла понять. И она исчезает из действия главы, потому что абсолютно выключилась из того, что происходит, она занята только этим ужасом, который не может понять. 
Девушка с её характером и в такой ситуации: есть человек, которого она любит, и никогда не перестанет любить, но хода в этот мир ей нет. Только “с медведем” – замуж или в монастырь. И она решает ехать в Москву. Они едут по той трассе, по которой Пушкин ехал из Михайловского в столицу, и почему-то появляется Наполеон… Татьяна едет на ярмарку невест, а тут Наполеон. Пушкин вспоминает, как он ехал на встречу с императором, и как Россия спасла Европу от узурпатора. Москва – это грандиозное авторское отступление – с комком в горле».

На балу

***

«А вот и “архивны юноши” – будущие русские любомудры, передовые люди, которых Жуковский называл “демократией”. Они неблагосклонно смотрят на Таню, она им не нравится. И никому она не нравится, только три человека обратили на неё внимание – Вяземский, друг, второй – какой-то “шут печальный”, который пишет стихи и в Татьяне видит идеал, ой, кто бы это мог быть… И, наконец, генерал. 
И вот идёт странный финал в духе Гомера – “Пою приятеля младого” (которого нет в этой главе вообще). “Благослови мой долгий труд,\ О ты, эпическая муза!” – это он говорит, как бы стоя рядом с Татьяной. Эпическая муза – сестра музы трагедии, предмет которой судьба народная, так этот частный сюжет двух людей готов окончательно выплеснуться в судьбы России». 

Онегин

Напомним, что происходит с героями: «Оставил он своё селенье, \Лесов и нив уединенье,\ Где окровавленная тень \Ему являлась каждый день, \И начал странствия без цели, \Доступный чувству одному;\И путешествия ему, \Как всё на свете, надоели; \Он возвратился и попал, \Как Чацкий, с корабля на бал». …Онегин видит Татьяну: «Она была нетороплива, \Не холодна, не говорлива,\ Без взора наглого для всех, \Без притязаний на успех,\ Без этих маленьких ужимок,\ Без подражательных затей... \Все тихо, просто было в ней…» 

Юная Наталья Гончарова

Непомнящий пишет о последней встрече Татьяны с Онегиным: «Это попытка всё-таки выглянуть за пределы положенного твоему разуму и посмотреть, в пространстве какой тайны существует Россия, которая ею всё время мучается. Евгений (с греч. – благородный) тоже бросает свой крест человеку, он не понимает, что такое настоящее благородство, он благороден только тогда, когда ему легко, и это тоже в своём роде самоубийственно, и Татьяна, сама этого не зная, пытается его спасти. Онегин упал к ногам Татьяны, она глядит на него, “не сводя очей”, она всё ему прощает – и убийство, и его разговоры в саду, и потом начинает свой монолог, который многими воспринимается как монолог мести. Ничего подобного, она объясняет, что ему нравится вот эта мишура, которой она окружена, а её саму он не видит, вот что она ему объясняет.
А что было бы, если бы Татьяна сказала Онегину “да”? Это было бы ужасно прежде всего для него, и для неё тоже. Это была бы ещё одна победа в “науке страсти нежной”, ещё одно любовное приключение, только более яркое, чем другие. И всё упало бы в грязь, он перестал бы её уважать, сам не желая этого, и она бы перестала его уважать и любить. Вся эта любовь бы кончилась, и дальше с ним уже ничего не могло бы произойти. Она сказала – “нет”.
…Существует две России – настоящая, истинная, и беглая, которая эту истину хочет тоже сделать беглой. И от того, которая из них перевесит, зависит, уйдёт ли моё Отечество, как град Китеж, погибнет, как крейсер “Варяг”, или истинная Россия поможет человечеству спастись. Думал об этом Пушкин, не думал, не знаю, может, и не думал, но он сделал эту сцену, написал: когда женщина – одна Россия говорит другой России: “Я тебя люблю, но за тобой не пойду, я тебя люблю и не хочу, чтобы ты погиб, и я вместе с тобой”. И уходит, а он остаётся как громом поражённый и стоит вот уже почти два века: это мы стоим, а она не даёт ответа, потому что ждёт его от нас».

Наталья Гончарова

*** 

Завершая вечер, Алла Панкова припомнила строки Пушкина, обращённые к либералам 1831 года: «Ты просвещением свой разум осветил, \Ты правды чистый лик увидел.\ И нежно чуждые народы возлюбил \И мудро свой возненавидел». 
«Влияние чуждых идей, рождённых не на национальной почве, – сказала она, – встречаем и сейчас. И самое время вспомнить слова Гоголя: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”». 

Пушкин стал символом России, и в нашем времени в противостоянии России и Запада оказался на передовой: это его памятники сносятся, и всё, что направлено против России, в первую очередь падает на него. Во время южной ссылки Пушкин подружился с семьёй генерала Раевского, героя Отечественной войны 1812 года, был дружен с его сыновьями, нежно привязан к Марии Николаевне Раевской, которая вышла замуж за декабриста Сергея Волконского и последовала за мужем на каторгу. Перед отъездом она встретилась в Москве, в литературной гостиной своей родственницы Зинаиды Волконской, с Пушкиным, и через неё он передал послание своим друзьям в Сибирь. Специально для этой встречи Зинаида Волконская, которая прекрасно пела, заказала романс «Погасло дневное светило» на стихи Пушкина, написанные во время южной ссылки. Именно этот романс на музыку чешского композитора Иосифа Геништы исполнила в завершение вечера солистка «Новой оперы» им. Е. Колобова, з. а. Республики Башкортостан Елена Терентьева. 
Также в вечере приняли участие солист Большого театра Андрей Бреус, профессор Московской консерватории им. Чайковского, з. а. Полина Федотова, лауреаты международных конкурсов София Федотова и Давид Ардуханян. 

5
1
Средняя оценка: 3.26316
Проголосовало: 19