«Я думаю, очень важно собирать Русский мир, который рассеян…»
«Я думаю, очень важно собирать Русский мир, который рассеян…»
5 декабря 2023 года – 15 лет со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Вся его жизнь была служением Отечеству, духовным подвигом. Его сердце вмешало в себя и скорби нашего времени, и надежды на духовное возрождение России. Много зримых реалий этого возрождения удалось увидеть Святейшему в своей земной жизни.
И вот утром 5 декабря 2008 года в загородной Патриаршей резиденции в Переделкино его сердце остановилось. Он совсем немного не дожил до своего юбилея – 23 февраля 2009 года ему исполнилось бы 80 лет. Для многих кончина Святейшего Патриарха Алексия II стала личным горем.
Художник: В. Павлов
***
Молитвенное служение Предстоятеля Святейший Патриарх Алексий II нёс до самого последнего дня своего земного пути.
Накануне кончины он поздравил верующих с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому кончина его для всех стала шоком.
Несомненным знаком милости Божией к Святейшему стало то, что он имел возможность перед смертью причаститься святых Христовых Тайн. …Символично, что накануне кончины Святейший Патриарх Алексий II совершил последнюю в своей жизни Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где 91 год назад состоялась Патриаршая интронизация святителя Тихона – первого Патриарха после восстановления Патриаршества на Руси в 1917 году, возглавившего Собор Новомучеников и Исповедников Российских.
За годы своего Патриаршества Алексий II не раз отмечал исключительную важность для дальнейшей судьбы Русской Православной Церкви подвига святителя Тихона.
***
Святейший Патриарх Алексий II во многом стал символом той драматичной для нашего Отечества эпохи, которая пришлась на восемнадцать с половиной лет, прошедших с момента его избрания на Патриарший престол. Преодолевая вызовы времени, он мудро и твёрдо управлял «церковным кораблём», спасая его от множества бурь. Сохраняя единство Церкви, он крепил единство страны, готовил грядущее единство Русского мира.
Святейший Патриарх Алексий II войдёт в историю как «Патриарх – Строитель» и собиратель утраченных святынь. Главная из них – Храм Христа Спасителя – для многих стала символом возрождения России.
С именем Святейшего Патриарха Алексия II связано массовое обращение людей к вере в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Именно при нём открылись православные университеты, новые духовные семинарии, возросло целое поколение священнослужителей.
«Главная наша задача была не восстанавливать, реставрировать здания храмов, стены храмов, а помочь людям реставрировать их искалеченные души», – говорил Святейший Патриарх Алексий.
***
Святейшему Патриарху Алексию II суждено было начинать Первосвятительское служение в то время, когда СССР распадался на глазах. Миллионы славян в бывших советских республиках не по собственной воле оказались за пределами исторической Родины. Ельцинским реформаторам было не до них.
Единственной реальной опорой для так называемого русскоязычного населения в новых государствах оставалась по сути лишь Русская Православная Церковь.
Невзирая на политические катаклизмы и экономические взрывы, которые обрушились на Россию в 1990-е годы, наперекор всем крушениям и катастрофам, нескончаемым военным конфликтам, кровопролитиям и национальной розни Русская Православная Церковь под омофором Святейшего Патриарха крепла и прирастала добрыми деяниями.
Поддерживая полнокровную деятельность прежних приходов и возводя новые храмы повсюду, где оставалось жить славянское население, Церковь сохраняла и продолжает сохранять те историко-культурные и духовные традиции, которыми испокон веков жил и вдохновлялся православный народ.
С самого начала Патриаршества Алексия II посещение епархий, поездки в ближние и дальние уголки России и зарубежья стали неотъемлемой частью его Первосвятительского служения.
Святейший Патриарх Алексий II сумел сотворить то, о чём никто из его предшественников не мог даже помышлять. За годы Патриаршего служения Алексий II совершил свыше ста поездок по епархиям.
Благодаря его поистине апостольским поездкам, несущим в себе отпечаток особой значимости и торжественности, Россия постепенно восстанавливает разорванное единство своей истории.
И всегда рядом с сухими и официальными циркулярами звучал собственный голос Святейшего Патриарха – негромкий, срывавшийся от терзавшего его в последние годы недуга и бесчисленных устных выступлений. Но каждый раз – взволнованный, неравнодушный, неизменно пламенно призывавший.
«Он был наделён какой-то силой, даже не убеждением, не красноречием, а какая-то харизма в нём была, – вспоминает в одном из интервью настоятель храма мученицы Татианы при МГУ, писатель, литературный критик, публицист, создавший пресс-службу Московской Патриархии, протоиерей Владимир Вигилянский (работал с Патриархом Алексием II с начала 2000-х годов до кончины Предстоятеля). – Я видел, что люди мрачные, чиновники – и вдруг он появлялся, и у них сразу возникали улыбка, умиление. Он как-то действовал на людей, магнетически что ли. Конечно, он был и очень обаятельный человек в общении. Кстати, и Патриарх Кирилл обладает в личном общении очень большим обаянием. Патриарх Алексий нёс с собой особую атмосферу, мир, причём он мог молчать – и это чувствовалось и при его молчании. Атмосфера надёжности и силы. У него была сила и власть. Но власть не в вульгарном понимании, а внутренняя власть, какая бывает, например, у какого-нибудь творца: поэта, композитора… Мы знаем, в музыкантах, в писателях есть власть над звуками, словом. Вот у него тоже была эта власть. Не от властолюбия. А власть истины, которая за ним стоит. Он обладал силой утверждения истины.
Достаточно увидеть, как человек молится. Как он глубоко уходит в молитву. Это большая редкость. Я это видел у некоторых старцев, например, у отца Кирилла Павлова. И у Патриарха Алексия это было».
***
Он стал для нас примером самоотверженного служения. Примером личного человеческого опыта – от скорбного юношеского потрясения (ранняя смерть матери), определившего его будущую судьбу священнослужителя, до добровольно принятой на себя «ноши» Патриарха Московского и всея Руси. Ноши, уже по определению, может быть, самой тяжёлой и, вместе с тем, «самой лёгкой», как сказано в Священном Писании. Ноши нашей общей ответственности перед Образом Божиим и перед Его Словом.
Именно об этом писал Святейший Патриарх в последнем своем приветствии, адресованном нам, писателям, – участникам Соборной встречи возглавляемого им многие годы Всемирного Русского Народного Собора «Духовная сила слова: основа единства народа» в честь 50-летия Союза писателей России, которая проходила в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя:
«Сердечно приветствую вас, участников и гостей Соборной встречи Всемирного Русского Народного Собора “Духовная сила слова – основа единства народа”, собравшихся в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, чтобы обсудить задачи современной отечественной словесности в деле правдивого и высокохудожественного свидетельства перед современниками и потомками о времени, в которое Бог судил вам жить и трудиться, высказаться по актуальным проблемам духовно нравственного возрождения современного российского общества, объединить свои усилия во имя утверждения средствами литературы высоких христианских идеалов жизни, упрочить творческую связь между национальными литературами народов, населяющих Россию. Сегодняшние российские писатели являются наследниками, приемниками и продолжателями великой отечественной традиции, прославившей нашу культуру <…>. Не забудем, что в годину атеистических гонений, воздвигнутых в двадцатом веке на православную веру и церковь, только русская классическая литература, проникнутая духом евангельской истины, оставалась <…> общедоступным источником. Ныне писатели России продолжают творить, обращаясь к дорогим для всех нас сюжетам из славной истории отечества, к деяниям прославленных подвижников и молитвенников земли русской, к героическим свершениям и к повседневному негромкому подвигу самопожертвования достойных сынов и дочерей.
В рядах Союза писателей России сегодня не редкость встретить священнослужителей и вообще людей церковных. Это не должно удивлять. В частности и потому, что профессиональное объединение отечественных литераторов в былые годы не мало потрудилось, стремясь разрушить то рукотворное средостение, которым на протяжении десятилетий церковь была противоестественно отделена от общества. В наши дни в человеке пишущем, обращающемся напрямую к многомиллионной читательской аудитории, лежит особая ответственность за сохранение и сбережение нашего общего исторического и культурного достояния, нашего великого и прекрасного национального сокровища – русского языка. Слово есть уникальный дар Бога человеку, ибо Господь вложил в своё любимое творение удивительную способность к наречению имени всему сущему в природе и к постижению мира через язык, речь, письмо.
Однако обстоятельства современной жизни приводят на память исполненные тревоги поэтические строки Николая Гумилёва:
Но забыли мы, что осияно
Только Слово средь земных тревог.
И в Евангелие от Иоанна
Сказано, что слово – это Бог.
Ныне русское слово подвергается множеству всевозможных и весьма жёстких испытаний. И долг всякого пишущего по-русски состоит сегодня не только в выявлении его неисчерпаемых смыслов, но и в его защите от агрессивной внешней среды. Ибо сказано Спасителем: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Евангелие от Матфея).
Нынешняя соборная встреча приурочена к 50-летию со дня образования Союза писателей России. С чувством особой благодарности отмечаю его деятельное участие в трудах Всемирного Русского Народного Собора, соучредителем которого наряду с Русской Православной Церковью явился Союз писателей России. Актом высокого международного признания деятельности Всемирного Русского Народного Собора стала его аккредитация при Организации Объединённых Наций.
Славный полувековой юбилей Союза писателей России является общим праздником для всех соотечественников, как на Родине, так и за её пределами, кому дороги наша литература, наша культура <…>.
Желаю участникам и гостям соборной встречи в стенах Храма Христа Спасителя благословенных успехов в трудах на благо Отечества и родной словесности, всесильной помощи Божьей в дальнейшем преумножении богатств великой русской культуры!»
***
Словно сегодня, помню эти мгновения: в Зале Церковных Соборов только что было оглашено приветствие Его Святейшества, начались выступления участников Соборной встречи. И вот – скорбная весть…
Зал, где присутствовали такие выдающиеся писатели России, как Валентин Распутин, Владимир Карпов, Егор Исаев, Валерий Ганичев, Владимир Крупин и другие, замер в оцепенении. Когда мы пели «Вечную память», на глаза наворачивались слёзы.
Прекращать или продолжать заседание?
После короткого перерыва по благословению владык, которые отбыли в Московскую Патриархию, заседание всё-таки продолжилось. Мы сочли, что это – промыслительно оказаться рядом единомышленникам в такую скорбную минуту. Сочли долгом провести общественную дискуссию и наметить ориентиры в серьёзной работе по отстаиванию истинных ценностей отечественной культуры.
Думаю, горе ещё больше объединило нас, и мы поработали плодотворно. Одно из последних Обращений Его Святейшества стало для нас духовным завещанием.
***
У каждого из нас своя память о Святейшем Патриархе Алексии.
О чём вспоминал я, когда все – и в России и в рассеянии – вдруг почувствовали, как мы осиротели?!
В памяти моей проносились теперь счастливые мгновения, когда мне довелось видеть вблизи этого великого человека нашего времени.
…Вспоминал теперь и короткий, но очень важный в моей жизни период – это было в 2005–2006 годах, когда мне довелось работать в пресс-службе Московской Патриархии в Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Помню и официальные приёмы, когда Святейший принимал в своём рабочем кабинете государственных деятелей и дипломатов, частые Патриаршие службы…
…Но не менее важно мне было знать и видеть, как Предстоятель нашей Церкви внимательно относится к людям, сотрудникам, которые работают рядом с ним.
Так, вспомнил, как Святейший Патриарх по-отечески благословил своего личного фотографа Сергея Власова. У него был перелом ноги. Поэтому Сергей долго не работал.
И вот однажды, увидев его, опиравшегося на костыль во дворе своей резиденции, Святейший, несмотря на жёсткий рабочий график, нашёл время побеседовать с ним, расспросить о здоровье.
***
Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II превратилась в один из столпов нашей жизни – то, на чём держится целостность Русского мира.
«Я думаю, очень важно собирать Русский мир, который рассеян. Шли мы к этому долгое время – это плоть от плоти и кровь от крови, это люди, которые вынуждены были покинуть родину, но сохранили любовь к Родине, к своей культуре», – подчеркивал в одном из интервью Святейший Патриарх Алексий II.
Господь призвал Святейшего к себе, когда он вместе с главой Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром, также почившим в 2008 году, сумел совершить главное, быть может, самое сокровенное дело своей жизни – воссоединить Русскую Православную Церковь, разделённую и ослабленную катастрофами XX века, во всей полноте, и тем самым – духовно сблизить Восток и Запад.
…Вспоминал я в скорбный день и о работе в Фонде «Андреевский флаг», который по благословению Святейшего Патриарха Алексия с мая 2007 по июнь 2008 года провёл восемь крестных ходов Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы».
Наша программа была посвящена воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии – исторической миссии, которую осуществили почившие в один и тот же 2008 год как праведники во время постов: Великого – Предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополит Лавр и Рождественского – Святейший Патриарх Алексий.
Все восемь крестных ходов встретились в Коломенском, где в марте 1917 года после отречения Царя Николая, была обретена одна из величайших святынь России – Державная икона Божией Матери.
Эта святыня была главным символом программы. А пять из восьми её списков, освящённых самим Святейшим Патриархом в день празднования Державной иконе Божией Матери 15 марта 2008 года, замироточили. Теперь о таких знаках думаешь с особым благоговением.
И вот 8 июня 2008 года после молебна в Казанском храме в Коломенском у Державной иконы Божией Матери наш объединённый многотысячный крестный ход, пройдя более 20 километров, завершил свой путь у Храма Христа Спасителя.
Обращаясь после состоявшегося здесь молебна к участникам программы «Под звездой Богородицы», Предстоятель, в частности, сказал:
«Благодарю многих православных людей за их подвиг участия во всероссийском крестном ходе. Не все дошли до храма Христа Спасителя, но все они внесли свой вклад в молитву ко Господу и Его Пречистой Матери. Укрепляя себя духовно, они молились об Отечестве, народе земли нашей, Святой Русской Православной Церкви. Спасибо всем участникам крестного хода за их подвиг, за их молитвы. Знаменательно, что этот крестный ход завершается сегодня, в период празднования Вознесения Господня и в День 125-летнего юбилея с момента освящения первого храма Христа Спасителя».
Конечно же, каждому из нас эти слова запали в душу, и мы не забудем их до конца наших дней.
***
Вновь и вновь слышу его голос. Святейший и теперь, надо думать, стоит в молитвенном предстоянии «за всех и за вся». Одним молитвенником стало у нашей «всея земли» больше.
…Последнее Патриаршее богослужение, на котором мне довелось присутствовать и молиться, состоялось в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове вечером 3 ноября 2008 года, во время празднования дня Казанской иконы Божией Матери, в преддверии нового государственного праздника – Дня народного единства.
Празднование совершалось у одной из святынь России – чудотворного списка этого образа, с которым народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освобождало Москву от поляков.
Святейший не выглядел тяжело больным. С благодарностью поцеловал я его руку после помазания в конце богослужения, мысленно пожелав ему многая и благая лета.
Этот старинный московский собор, который не закрывался в годы богоборчества и до возрождения храма Христа Спасителя был главным кафедральным собором России, Предстоятель особенно любил.
Здесь, в Богоявленском соборе, покоятся мощи его Небесного Покровителя – святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, возглавлявшего Церковь в судьбоносном для Руси XIV веке.
Когда скончался великий князь Иоанн, святитель Алексий взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Тем самым он духовно подготовил победу в Куликовской битве.
Здесь, в Богоявленском соборе, после избрания на Патриарший престол состоялась интронизация Святейшего Патриарха Алексия в непростые, переломные для нашего Отечества годы, когда Церковь наконец-то получила свободу.
Теперь здесь, в Богоявленском соборе, согласно воле Святейшего Патриарха, 9 декабря 2008 года состоялось его погребение.
***
«Дай Бог, чтобы Россия нашла дорогу к Свету. Путь этот, конечно, лежит через сердце каждого из нас… Нам предстоит поистине молекулярная работа по освящению и христианизации мира… Жизнь государства и общества на канонической территории Русской Церкви остаётся весьма нелёгкой, однако всё же подаёт знаки доброй надежды. К нашему народу возвращается историческая память, издревле присущий ему духовный и культурный облик. Это как Второе Крещение Руси. И далеко не случайно идёт оно рука об руку с возрождением России, с постепенным переходом от «смутного времени» к созданию гражданского мира. На этом поле, как мне кажется, и следует, наконец-то, обрести то, что в миру называется национальной идеей».
В этих словах – завещание всем нам великого человека, одного из создателей новой России Алексия II, 15-го Предстоятеля Русской Православной Церкви.
***
Когда президиум Соборной встречи в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя совещался – продолжать или закрыть заседание – успел позвонить некоторым знакомым. Повсюду – грустные голоса.
Среди тех, кому звонил 5 декабря 2008 года, был и протоиерей Константин Кобелев, клирик храма святителя Николая в Бирюлёве.
Уже вечером в интернете, наполненном множеством откликов со всего мира на блаженную кончину Святейшего Патриарха Алексия, я прочитал в блоге отца Константина:
«Ангел нашей Церкви улетел, чтобы молиться о нас и предстательствовать пред Господом уже в Небесных обителях».
…Да, почивший в Бозе Святейший Патриарх – и своими неустанными молитвами, и своей мудростью – все эти 18 с половиной лет, как Ангел своими крылами, прикрывал нас от множества скорбей.
Верю, многие верные чада Русской Православной Церкви ощущали на себе Божию благодать, изливающуюся от самой личности Первоиерарха. Ощущал на себе её и я.
Верю словам о заступничестве Первосвятителя за нас, грешных, «в Небесных обителях».
Верю, что «Ангел нашей Церкви» и дальше не оставит нас в беде. Печаль моя – светла!
Помолимся же и мы вместе о великом человеке, который столько молился о нас. Вечная ему память!
Фото из открытых источников.