Последний властитель независимого Казахского ханства
Последний властитель независимого Казахского ханства
Большинство историков сходится на том, что период правления хана Тауке был «золотым веком» для единого казахского государства. Увы, он же стал и завершением и государственного единства, и государственной независимости этой страны…
Несмотря на широкую известность этого крупного казахского политика, в биографии хана Тауке много «белых пятен», что вынуждены признать даже современные исследователи из Казахстана. Увы, даже в правление этого незаурядного человека такое понятие, как «государственный архив» в Казахском ханстве отсутствовало, а потому тогдашнюю историю, во многом, приходится воссоздавать по крупицам, например, по сохранившимся в архивах других государств писем к их главам казахского лидера.
В связи с этим нет даже полной уверенности ни в дате рождения, ни в дате смерти Тауке. Его рождение приходится на период между 1635 и 1645 годами.
Дата смерти датируется между 1715 и 1718 годами. Достаточно точно известно лишь время, когда Тауке-хан стал править всеми тремя Жузами (административно-территориальные единицы) – 1680 год. Подробные сведения об обстоятельствах того, как второй сын правившего до 1652 года и убитого в бою с джунгарами хана Жангира стал во главе государства, опять же отсутствуют. Приходится довольствоваться гипотезами. Согласно одной из них, вначале Тауке был ханом лишь одного из трёх, младшего Жуза, а всей страной правил его старший брат.
Мать последнего независимого казахского хана происходила из ойратов – монгольского племени, которое образовало в начале XVII века обширное Джунгарское государство, в период своего расцвета занимавшее территорию, по площади сравнимую с современным Китаем. Это государство было страшным врагом не только казахов, но практически всех народов, мешавших экспансии джунгар на запад.
Приблизительно 37-летний период правления хана Тауке и народная память, и сохранившиеся летописи, называют «золотым веком». Однако, казахам в этот период приходилось вести едва ли не постоянные войны с джунгарами, да и с остальными соседями тоже.
С соседями на юге, севере и западе столкновения обычно не выходили за рамки пограничных конфликтов, когда в итоге обходилось без существенного изменения линии границ. Но с воинственными джунгарами ситуация складывалась более тревожная – с каждой новой войной джунгары всё глубже проникали на занимаемую казахами территорию.
Секрет их успеха заключался не только в полководческом умении и храбрости воинов, но и в лучшем вооружении – помимо луков, сабель и копий, они обладали в достаточном количестве и ружьями, и пушками.
Тем не менее, при хане Тауке Казахское ханство успешно сопротивлялось завоевателям. Фактор внешней угрозы, по сути, и стал важнейшей причиной успеха реформ нового хана.
Строго прописанного порядка престолонаследия среди казахов не существовало. Обычно ханский трон (символическая белая кошма, на которой высоко поднимали для всеобщего обозрения победителя на выборах нового хана) передавался чаще всего от отца к сыну. Но при этом кандидату надо было заручиться поддержкой не только знати, но и старейшин родов, да и рядовых кочевников тоже. Каждый мужчина тогда был не только воином, но и полноправным гражданином и избирателем, подобно «военной демократии» в ранней истории Древнего Рима.
К последней четверти XVII века большинству и простых казахов, и знати непрерывная борьба за власть изрядно надоела, особенно в условиях угрозы вражеского нашествия. Поэтому новый хан и смог опереться на широкие массы подданных в своих начинаниях.
Основная суть его нововведений заключалась в фактическом изъятии большинства властных полномочий у султанов – местной высшей знати. А «вакуум власти» заполнялся за счёт «биев» – авторитетных старейшин родов, знатоков исламского права, судей.
Совет биев стал созываться ежегодно, решая важнейшие задачи внутренней политики. А ханский совет, также состоящий в основном из биев, занимался больше вопросами внешней политики.
Но при делегирования ряда властных полномочий Тауке оставил немало важных «рычагов» власти и в собственном ведении, будучи уверенным, что широкая поддержка населения и его лидеров позволит их успешно реализовывать.
Важнейшими среди таких «рычагов» были:
– право на владение всеми землями Казахского ханства;
– право на окончательное решение о дележе земель и о перераспределении земель между родами;
– право объявления войны и заключения мира (хан является главнокомандующим);
– верховное право ведения переговоров с другими государствами, решение внешнеполитических вопросов;
– право выносить смертные приговоры, выполняя функции верховного судьи;
– право издавать законы и обязательные для всех членов казахского общества приказания (Указы).
Тауке разработал свод законов «Жеты жаргы», что буквально означает «Семь установлений». Речь идёт о семи обширных развёрнутых разделах, определяющих порядок разрешения споров о земельных и водных угодьях, правах собственности, семейных отношениях, военной службе, уголовных преступлениях и т.д.
Несмотря на то, что общие основы этого законодательства в целом зиждились на архаичных подходах, некоторые положения были весьма прогрессивными.
Так, например, члены семьи (а также рабы) обвиняемого в каком-либо преступлении освобождались от ответственности за недонесение о нём властям.
Интересно выглядит ситуация с преступлениями «на любовном фронте». С одной стороны, женщина за прелюбодеяние подлежала смертной казни, но, с другой стороны, похитивший чужую жену без её согласия наказывался смертью или взысканием куна (штрафа); а если похищение было с согласия увезённой, то похититель мог удержать её при себе, заплатив мужу калым.
Также примечательно, что жена, убившая мужа, подлежала смертной казни, но если убийство было совершено во время беременности, наказание ограничивалось лишь «общественным осуждением».
Мусульманам, принявшим христианство, смертная казнь не грозила (реально применяется в ряде современных мусульманских государств), они карались лишь конфискацией имущества, но даже не в пользу государства, а в пользу их ближайших родственников.
Но даже реформы, высочайший авторитет и полководческие таланты хана Тауке, не смогли уберечь Казахское ханство от череды поражений в столкновениях с наседавшими всё сильнее джунгар. Видимо, полномочия и коллегиальных органов власти, и самого Тауке были недостаточны для максимальной мобилизации всех сил для сопротивления. А «курултай», кочевой съезд, обладавший со времён Чингисхана наивысшей легитимностью, для защиты от иноземного нашествия удалось созвать лишь в 1710 году.
Хан пытался найти союзников за рубежом, в том числе и в лице России. Только с 1683 по 1694 год зафиксировано 6 его писем на этот счёт.
Вот только шли они к разным адресатам. Первые – ещё к старшей сводной сестре Петра I, правительнице Софье, которая после прихода царя-реформатора к власти оказалась в монастыре. Ну а самого Петра I больше интересовали проблемы модернизации собственной страны на западный манер, «пробитие окна в Европу», что вылилось в многолетнюю Северную войну со Швецией, отнимавшую все силы у Российского государства.
Оказалось, что даже прогрессивная политическая система Казахского ханства за счёт широкого народного представительства сама по себе не может стать надёжной гарантией политической стабильности. И формального преемника Тауке, Каип-хана, многие казахские элиты уже просто не восприняли в качестве действительно настоящего правителя.
Нового хана единой страны удалось избрать лишь спустя несколько десятилетий, когда большая часть казахских родов уже присягнула тем или иным иноземным государям, а пока государство распалось на три независимых Жуза. Что закономерно повлекло за собой катастрофические последствия в виде небывалого раньше джунгарского нашествия, именуемого в местной историографии не иначе, как «великое бедствие».
Но до этой катастрофы хан Тауке не дожил, заслуженно оставив по себе память как о талантливом государственном деятеле и полководце, храбром воине и мудром законодателе.