Преподобный Лаврентий Черниговский: «Будет Единая Церковь Православная – Русская»

Батюшка Лаврентий говорил настойчиво и строго, с предупреждением: «Наши родные слова – Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не Крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае».

Отец Лаврентий говорил простые и понятные слова, чистую правду: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте. …В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии». 

Наместник Киево-Печерской Лавры о. Кронид тогда возражал батюшке, что самосвяты и униаты на Украине, дескать, уже исчезли. Но батюшка провидчески отвечал: «Бес в них войдет, и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной веры и Церкви, но их будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя и Сил». И предупреждал: «Чтобы верны были мы Московской Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол…» 

Преподобный Лаврентий Черниговский. Фото

Когда мы читаем пророчества преподобного старца, данные им в простоте общения, сравнительно недавно, мы не можем не дивиться его прозорливости. 

«Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная – Русская». 

Восемь лет назад любимого народом батюшку, преподобного Лаврентия Черниговского (Проскуру), почившего 19 января 1950 г., на Крещение, внесли в месяцеслов для общецерковного почитания. В ситуации нынешнего массового бесовского помрачения граждан Украины, раскола в УПЦ, активизации сект ПЦУ и «киевского патриархата» и униатов, захвата канонических храмов раскольниками и исповедания претерпевающих гонения, провидческие слова преподобного, полвека назад воспринимавшиеся порой с недоумением, теперь обретают отчетливую подсветку, еще более поражают нас и назидают нам. 

Доживший до середины ХХ века, фактически являющийся нашим современником, о. Лаврентий Черниговский, прославленный церковью, день памяти которого мы отмечаем 11 января по нов. ст., занял особое место в духовном пантеоне нашего народа, а также среди «земных ангелов», а ныне – «небесных человеков», ходатаев за нас пред Престолом Божиим. Во времена новейшей фазы современной смуты, когда становятся очевидными слова евангелиста «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 15-16), а также «...Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12, 25), для укрепления в вере и способности понимания истины мы обращаемся к жизненным образцам и наставлениям таких украинских подвижников и пророков, как о. Амфилохий Почаевский или о. Лаврентий Черниговский. 

Удивительно, но живы духовные дети батюшки Лаврентия, и отреставрирован в Чернигове домик, где он скрывался в 1930-е и где являлись ему пророки последних времен – Илия и Енох. Именно в этом домике-келье в средине ХХ столетия Лаврентий Черниговский общался с маленьким мальчиком, коего к старцу привела мать.

Домик Лаврентия Черниговского до реставрации

Рассказывают, она сидела на стульчике, в уголке узкой комнатушки, а Лаврентий посадил маленького Владимира себе на ноги и сказал, что он станет светилом для украинской церкви. Спустя десятилетия Владимир Сабодан станет предстоятелем Украинской православной церкви Московского Патриархата. Именно Владыка освятил в 2010 г. открытие отреставрированного жилища старца, который напророчил ему такое будущее.
После реставрации в скромный домик преп. Лаврентия может прийти каждый. Тут можно увидеть и лежанку, на которой чернец благословил будущего Владыку Владимира, и личные вещи преподобного. Найдена церковная книга 1907 г. издания с пометками на полях, посох. Также найдены ноты, написанные рукой батюшки.

Домик Лаврентия Черниговского после реставрации

*** 

Кто же таков этот самый схиархимандрит Черниговского Троице-Ильинского монастыря Лаврентий (Лука Евсеевич Проскура), который родился в 1868 г. в сельце Карильское близ Коропа Черниговской губернии и скончался фактически уже в наши дни, прожив очень долгую жизнь, чтобы выполнить важную миссию – предупредить нас о тяжелых грядущих временах, которые, увы, сегодня настали.

Родители Луки, Евсевий и Христина, – выходцы из небогатого малоросского крестьянского рода – были строгой благочестивой жизни и имели семерых детей. Лука был одним из меньших. С раннего возраста мальчику пришлось тяжело трудиться по дому: отец умер, мать часто болела, не поднималась с постели, так что Лука выполнял и мужскую, и женскую работы. Рос он мальчиком одаренным, был благочестив и богомолен.

Рано научился играть на скрипке, часами разучивал сложные мелодии. И на склоне лет, будучи маститым пастырем, архимандритом, он любил во время отдыха поиграть для себя или своих духовных чад. 

Когда же обучался в деревенской приходской школе, пел на клиросе и научился так хорошо разбираться в Богослужебном Уставе, что в четырнадцать лет стал самостоятельно управлять приходским хором. Любил ходить на богомолье в мужской Рыхловский Пустынно-Николаевский монастырь, располагавшийся в девятнадцати километрах от его села. 

По кончине матери в 1890 г. Лука, отказавшись от своей части наследства, поступил в Рыхлов монастырь на послушание, где скоро стал регентом хора. На рубеже столетий Луку перевели в Чернигов – регентом хора при Троицком архиерейском доме, послушником Свято-Троицкого мужского монастыря. Здесь, по благословению Архиепископа Черниговского Василия (Богоявленского), 9 марта 1912 г., на 45 году жизни, Лука принял монашеский постриг с именем Лаврентий.

В смутные годы, к середине 1920-х, в Черниговской губернии было расстреляно около 80 священнослужителей; в 1919 г. Святитель Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский, после жестоких мучений был сброшен в реку с движущегося на большой скорости поезда. 

И одним из духовных вождей православия на Черниговщине стал отец Лаврентий. Вокруг него и о. Алипия (Яковенко) сплотились братия Свято-Троицкого монастыря и прихожане.

В 1928 г. после закрытия Свято-Троицкого монастыря братия перешла в Свято-Ильинскую церковь, что под Троицкими горами. Эта небольшая, маловместительная церквушка стала средоточием духовной жизни в Чернигове. Настоятелем Свято-Ильинской церкви был сподвижник о. Лаврентия игумен Ефрем (Кислый). 

К слову, среди мирян, близких к о. Лаврентию, был известный церковный писатель С. А. Нилус, с апреля 1926 г. проживавший в Чернигове, куда был сослан новой властью. В августе 1927 г. его выслали во Владимирскую губернию, где он и скончался в 1929 г.

В декабре 1928 г. из ссылки возвратился святитель Дамаскин и сразу же, тайно, возвел игумена Лаврентия в сан архимандрита. В конце ноября 1929 г. епископа Дамаскина вновь арестовали, позже не избежал этой участи и отец Лаврентий.

В июле 1936 г., в Чернигове по доносу были арестованы игумен Лаврентий, игумен Смарагд (Чернецкий), иером. Михаил (Корма), иером. Малахия (Тышкевич), иеродиакон Мисаил (Стишковский) и многие другие. Постановлением судебной тройки от 2 июля 1937 г. они были приговорены к лишению свободы сроком на пять лет с отбыванием лагерей строгого режима, иеродиакон Мисаил был приговорен к расстрелу, что и было исполнено в том же году. 

Чудом не сослали только отца Лаврентия, да и то лишь «в связи с его старческим возрастом (68 лет)», как было сказано в судебном протоколе. Из всех сосланных в лагеря (а значит – на каторжные работы) в живых остался один отец Малахия, вышедший на свободу лишь в середине 1950-х. В 1960-е он принял схиму с именем Пимен, почил в 1986 г.

Чернигов. Троицкая горка

…После изгнания из храма архим. Лаврентий поселился на Лесковице, под Троицкой горой, у одной из своих многочисленных духовных чад, где занимал маленькую комнатку. Духовных чад принимал только по ночам, тайно. По его благословению в Холодном яру (ул. О. Десняка на Лесковице), во дворе благочестивой прихожанки, тайно была вырыта небольшая, тесная пещера, где о. Лаврентий по ночам совершал Божественную литургию. Вход в пещеру шел через коридор дома в кладовую, а из кладовой через погреб прямо в храм. Здесь же, во дворе, жило несколько тайных монахинь; они следили за порядком в катакомбном храме, а в отсутствие о. Лаврентия сами вычитывали службу мирским чином.

Еще перед Великой Отечественной войной отец Лаврентий говорил: «За то, что все делается не по закону, да в праздники, то все сотрется и сгорит. А потом откроются монастыри и люди будут каяться и молиться, и Господь по Своей милости даст немного времени...»

В 1941 г. немецкое оккупационное командование в пропагандистских целях сразу издало разрешение на возобновление православных монастырей и храмов. Очевидцы рассказывают, что храмы тогда были полным полны народу: люди с радостью шли на молитву ко Христу.

Архимандрит Лаврентий, собрав своих монашествующих чад, устроил в Свято-Троицком монастыре женскую обитель, а позже еще и Домницкую.

В сентябре 1943 г. разрушенный Чернигов был освобожден Красной Армией. Долгожданный приход советских войск вместе с радостью освобождения принес и новые скорби, страдания, репрессии священства. 

В убеждении православной веры архим. Лаврентий стоял твердо и отвергал всяческие компромиссы с еретиками, поступая в жизни своей по слову апостола: «Еретика, после второго и третьего вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). Всегда благодушный, смиренный, снисходительный к немощам человеческим, в этом он проявлял удивительную твердость. И часто говорил со своими чадами о последних временах: как нужно быть бдительным. Он знал и всегда напоминал о том, что наше время – последнее – время апостасии, т.е. всеобщего и полного отступления от Христа и Церкви Его. 

Как рассказала монахиня Н., игумения Домницкой обители с двумя келейницами однажды зашла к отцу Лаврентию на чай. А за обедом он сказал: «Мы с тобой, матушка игумения, не доживем до антихриста, а эти твои келейницы доживут!» Это было в 1948 г. Обе инокини были 1923 года рождения. 

Конечно, мы не знаем в точности, что под этими словами подразумевал отец Лаврентий. Но понятно, что батюшка как бы предчувствовал скорое попрание многими иерархами догматической чистоты Православия, искажение учения Церкви, т.е. отпадение в ересь.

Осенью 1949 г. о. Лаврентий сильно занемог. Т. к. он уже не в силах был самостоятельно ходить на службу, к храму его подвозили на лошади. Последнюю Литургию он посетил в день памяти Святителя Николая, после чего окончательно слег и больше не поднимался. Хлеба он не вкушал уже полгода, а питался только овощами.

Скончался батюшка в возрасте 82 лет. Только перед самой смертью открылось, что о. Лаврентий еще в 1923 г. был тайно пострижен в схиму Лаврским схиигуменом Гавриилом. Батюшка никогда и никому об этом не рассказывал, одеяния схимника не носил и всегда ходил в простеньком монашеском подрясничке и клобуке.

Отец Лаврентий не хотел, чтобы его хоронили в соборе, а просил – на православном кладбище, дабы, как он говорил, когда настанет Страшный Суд, «встречать Судию со всеми вместе». Эта воля батюшки, как и многое другое, не была исполнена. 

Пять дней гроб с телом усопшего стоял посредине храма на возвышенном месте. По вечерам служились парастасы, а по утрам – заупокойные литургии и торжественные панихиды при многочисленном стечении народа. Ярко горели свечи вокруг дубового гроба, который батюшка приготовил себе еще при жизни.

Вид с колокольни на Троицкий собор Чернигова XVII в.

После отпевания гроб был перенесен в храм-усыпальницу. Двадцать дней простоял открытым, и еще двадцать был закрыт крышкой. Ежедневно служились панихиды, и всегда было очень много народу. 20 февраля 1950 г. гроб был торжественно опущен в специально вымурованную гробницу в усыпальнице Свято-Троицкого собора Чернигова и заложен большой бетонной плитой. Ныне чудотворные мощи преподобного Лаврентия Черниговского пребывают в Свято-Троицком соборе, слева от алтаря. Возле них по средам и субботам в семь утра читается акафист.

9/22 августа 1993 г. Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых в чине преподобного. 

2–3 февраля 2016 г. Русская Церковь прославила давно уже всенародно чтимого святого как общецерковного. 

Тропарь, глас 4, гласит: «От юности Христа возлюбил еси, и Тому тесным путем последуя, сосуд избран Духа Святаго быв, дар чудотворения и прозрения восприим: сего ради в невечернем свете Пресвятыя Троицы присно радуяся, поминай чад твоих, Лаврентие преподобне, отче наш».

Преподобный Лаврентий Черниговский. Икона

***

В завершение приведем пять духовных свидетельств преп. Лаврентия Черниговского. 

Cтрашное время 

«Незадолго до воцарения антихриста и закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Будут золотить купола как храмов, так и колоколен, а когда закончат главный, то наступит время воцарения антихриста. Молитесь, чтобы Господь продлил нам это время для укрепления: страшное ожидает нас время. Ремонты храмов будут продолжаться до самого коронования антихриста, и у нас благолепие будет небывалое», – говорил старец Лаврентий Черниговский. 

«Видите, как все это коварно готовится? – продолжал со слезами батюшка. – Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет, так как там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа. Поймите: церкви-то будут, но православному христианину нельзя будет их посещать, так как там будет все «сатанинское сборище» (Апок. 2;9)! Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет: благодати в них не будет!» 

Главный «миротворец» 

Преподобный старец Лаврентий Черниговский часто говорил об антихристе:
– Придет время, когда будут биться-биться и начнется война всемирная. А в самый разгар скажут: давай изберем себе одного царя на всю вселенную. И изберут! Антихриста будут избирать как всемирного царя и главного «миротворца» на земле. Надо внимательно слушать, нужно быть осторожным! Как только будут голосовать за одного во всем мире, знайте, что это уже он самый, и что голосовать нельзя. 

Спасаются немногие 

Батюшка часто сидел и плакал: жалел людей, которые погибают. «Сколько же людей набито в пекле, словно в бочке селедки», – говорил старец Лаврентий. 

Чада его утешали, а он отвечал сквозь слезы: «Вы не видите. А если бы видели, то как жалко!.. А в последнее время ад наполнится юношами». 

О Киевской Руси

«Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и перезвали Окраиной. Слово окраина – это позорное и унизительное слово! Какая окраина?! Чего и почему окраина, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова “Украина” и “украинцы”, чтобы мы охотно забыли свое название “русский” и навсегда оторвались от Святой и Православной Руси».

Господь Святую Русь помилует

Батюшка Лаврентий с улыбкой радостно говорил: «Русские люди будут каяться в смертных грехах: что попустили нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя, церкви православные и монастыри и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие. Но будет духовный взрыв! И Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь православный Божий Помазанник. Благодаря ему в России исчезнут все расколы и ереси. Гонений на православную Церковь не будет. Господь Святую Русь помилует за то, что в ней уже было страшное предантихристово время. Русского православного Царя Самодержца будет бояться даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании. В России же будет процветание веры и ликование, но только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых».

5
1
Средняя оценка: 2.81818
Проголосовало: 11