Воссоединение русских земель

Почему 370-летие Переяславской Рады прошло незамеченным?..

Это было, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников, когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек. Когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете. Когда бранным пламенем объялся древний мирный славянский дух и завелось казачество – широкая, разгульная замашка русской природы...

Николай Гоголь. Тарас Бульба

18 января этого года почти совершенно незамеченным прошёл юбилей события, которое в бывшем СССР, нет сомнения, отмечалось бы с большой помпой. 370 лет «воссоединения Украины с Россией», юбилей знаменитой Рады в городе Переяславле-Русском, как прежде именовался этот город, что ныне носит имя Переяславль-Хмельницкий – переименованный в честь гетмана Богдана Михайловича Хмельницкого, инициатора перехода казачьего «реестрового» войска от службы польскому королю Яну II Казимиру на службу русскому царю Алексею Михайловичу Романову. Вот этот самый переход казаков от службы одному правителю на службу другому и назвали впоследствии пышно и торжественно «воссоединением» двух держав. И сразу же в этом проявилась сугубая историческая неправда, ибо переход войска от подчинения одному правителю на службу к другому уж никак нельзя приравнять к объединению двух прежде независимых государств! Ведь всегда в советское время подразумевалось, что существовало Русское царство – суверенное независимое государство русской нации – и существовала некая страна Украина, населённая украинцами – совершенно отдельной от русских нацией, которая была завоёвана прежде поляками, восстала против польского гнёта, освободилась и выразила желание воссоединиться с Россией. Самим понятием «воссоединения», подчёркивалось, что Украина и Россия – это две равноправные, равновеликие, но разные державы, которые сейчас решили жить вместе, но раз они совершенно равноправны, то могут и развестись впоследствии, ведь они не составляют единое национальное целое, они разные и населены, якобы, разными народами. 

Вот в этом суть. И создание Украинской ССР как суверенной, самостоятельной республики со своим (подразумевалось) отнюдь не русским народом лишь подтвердило сию совершенно ложную и противоречащую истории единой Руси установку. Надуманность этой установки ещё усугубилась инициативой вождя СССР Иосифа Виссарионовича Сталина, который при создании Организации Объединённых Наций (ООН) настоял на принятие в эту организацию как самостоятельных членов не только СССР в целом, но ещё отдельно Украинской ССР и Белорусской ССР, словно подтвердив, что это – суверенные государства, отличные от России (тогда СССР). Конечно, Иосиф Виссарионович не предполагал в дальнейшем распада СССР, но задел этому был положен, увы, нашим «отцом народов». В дальнейшем его преемник на посту главы Советского Союза, «щирый» украинский хлопец Никита Хрущёв ещё усугубил этот задел, «подарив» от душевной щедрости русский Крым всё той же Украинской ССР, ликвидировав таким образом все остатки русской Новороссии. И подарил-то в честь какого события? – да в честь всё того же «воссоединения» Украины и России, к 300-летию этой даты в 1954 году! Политика этой исторической «украинизации» Украины, подчёркивание её отдельности от России даже в этническом плане продолжалась и в дальнейшем. На этнографических картах СССР, изданных уже в 70-е годы прошлого века, практически вся территория Украинской ССР закрашивалась в цвет, обозначающий только одну нацию – украинцев, в т. ч. и Донбасс, и большая часть Крыма, хотя это была чистой воды ложь, когда всем было известно, и подтверждалось результатами переписей, что в Крыму почти сплошь только русское население, не имеющее представление об украинском языке, также как и на восточной половине основной территории Украины, и даже в Киеве, который всегда был русским городом, а я уж не говорю о Харькове, Днепропетровске (русском Екатеринославе), Мариуполе, Николаеве, Херсоне, Одессе... список можно продолжать.

Таким образом правителями СССР утверждались и подкреплялись величие и историческая самодостаточность никогда прежде не существовавшего на самом деле государства Украины, сшитого на живую нитку, поспешно скомпонованного из исторических территорий древней Руси. Это всем очевидно сейчас, потому и не отмечается широко юбилей события 370-летней давности, ибо значение его было вовсе не то, чем мы привыкли его полагать исходя из сомнительного тезиса «воссоединения». А чем же оно было на самом деле? Обратимся к истории. В 1237–1240 годы Русь (страну, где правила династия князей Рюрикова дома) постигла страшная беда – нашествие азиатской орды моголов (так в действительности назывался этот народ, читайте Карамзина, «монголы» – термин, появившийся только в середине XIX века). На самом деле моголы стали ядром большого скопища восточных племён, зародышей будущих народов Азии. На эти народы впоследствии и распалась сия зыбкая масса племён, объединённых прежде железной волей могольских каганов. Можно считать это нашествие Азии на Европу в XIII веке последней волной великого переселения народов, начавшейся в IV веке нашей эры с наступления германских племён на Рим, впоследствии в этот процесс движения этнических масс с Востока на Запад затягивались всё более и более дальние восточные народы – гунны, авары, угры, тюрки, печенеги, половцы... – несть числа этим, выходившим из степей Азии племенам.

Последним аккордом этого азиатского нашествия, длившегося веками, и были завоевания моголов. Но моголы и прекратили этот процесс, создав сильную империю, восточным улусом этой империи стала Золотая Орда со своим великим городом Сараем на Ахтубе. А Русь Рюриковичей была повержена как национальное государство русских людей, она была фактически разодрана по частям. Апофеозом этого падения Древнерусского государства стало взятие полчищами моголов и фактическое уничтожение стольного града Киева, случившееся 6 декабря 1240 года. Огромный по тем меркам город, окружённый тройной стеной был взят и полностью разрушен за 6 дней ожесточённого штурма. Жители все перебиты или уведены в плен. «И только волки и лисицы на диком пиршестве своём весь день бродили по столице и тяжелели с каждым днём» – образно писал поэт Николай Заболоцкий в своей поэме «Рубрук в Монголии», где описывает путешествие католического монаха Рубрука, посланного апостолическим престолом Рима для переговоров в Каракорум – ставку могольского кагана. Рубрук проезжал через опустошённые южнорусские земли и оставил описание того страшного разгрома, коим подверглась киевская земля. Разгрому подверглась вся Русь – и владимирщина, и рязанщина, и киевщина. Более-менее уцелела самая западная галичина, где правил знаменитый князь Даниил Романович Галицкий. В поисках сил для защиты от ордынцев он обратился на Запад и впоследствии даже согласился принять корону короля «Руссии» из рук Римского папы. С этого начался процесс отсоединения Западной Руси от основного массива русских земель. К чему в конечном итоге привёл этот процесс – мы видим уже в наше время в том трагическом столкновении, что происходит сейчас... В это самое время другой великий русский князь Александр Ярославич Невский, правивший в Новгороде и прославленный в битвах с силами католического Запада на Неве и на Чудском озере, отказался принять таковую же корону короля «Руссии» из рук римских легатов, так как видел собственными глазами, чем это может обернуться для Руси. Ему пришлось пойти на союз с Ордой, другого выхода не было, и он даже одно время (после кончины своего отца Ярослава) был утверждён моголами Великим князем Киевским, и именно нашему святому князю Александру Невскому довелось восстанавливать Киев после могольского уничтожения и разгрома. Тщательно замалчиваемая нынешними властями Украины страница истории! Но события далее развивались так, что ему пришлось оставить Киев для спасения Владимирской Руси, которая подверглась очередному разгрому Орды, после того как тамошний князь Андрей Ярославич (младший брат Невского) поднял скоропоспешное восстание против Орды и потерпел поражение.

В дальнейшем так и повелось – Киев стал терять свои полномочия столицы Руси, эти полномочия уходили на север. Сначала великие князья перенесли свою резиденцию из Киева во Владимир-на-Клязьме (а после и в Москву), а затем и митрополиты киевские также отбыли из опустошённых южнорусских земель на север – во Владимирскую и Московскую Русь – там начиналось строительство новой русской державы. А что Киевская Русь, как сложилась её судьба? А участь Киевской Руси была горька. Киев, лишённый статуса столичного города, пребывал в запустении. Легко сказать, но его население, достигавшее перед нашествием моголов в середине века XIII почти полусотни тысяч человек (крупнейший город Европы тогда!) восстановило такую же численность... только к середине XIX века! Когда Киев уже два века был в составе Российской империи. А тогда, после нашествия Орды, население Южной Руси сократилось в разы. Под самыми стенами Киева бродили татарские кочевья. На Дунае угнездился беклярбек Ногай – знаменитый ордынский полководец и владетель дунайско-днепровского улуса, фактически ставший ханом отдельного западно-татарского государства, диктовавшего одно время свою волю и Сараю. Русские люди киевских земель были унижены и обложены тяжёлой данью. В этих обстоятельствах они покидали насиженные места и уходили на север – в Московскую, Владимирскую, Смоленскую Русь, на земли нынешней Белоруссии. Белая Русь! – то есть чистая, свободная от ордынского давления земля. А киевские земли – некогда оплот и сердцевина древнерусского государства, – в страшных снах никогда не являвшиеся какой-то украиной, стали опустыниваться, превращаться вот именно в окраинную территорию, такую «серую зону», как принято говорить сейчас, которую мог захватывать любой новый сильный завоеватель. Так и случилось в начале уже XIV века, когда перед тем в 1299 году пало ханство Ногая, разгромленное сарайским правителем Тохтой, а Киев в июне 1324 года заняли войска литовского великого князя Гедимина, установившего на киевских землях литовское господство. Перед этим была последняя битва князей Рюрикова дома на реке Ирпень под Киевом с литовцами, но последний Рюрикович на киевском престоле, князь Станислав, проиграл эту битву и бежал. Вот с этого 1324 года и можно вести отсчёт разъединению русских земель, так как литовец Гедимин до Киева захватил всю Белоруссию, а на Волыни стал править его сын Любарт, зять последнего внука несчастливого «короля Руссии» Даниила Галицкого. Так земли будущего украинского государства, а на самом деле Киевская и Черниговская, Галицкая и Волынская Русь насильственно были отсоединены от Московской и Владимирской, Рязанской и Смоленской, Новгородской и Псковской Руси, свершилось великое разъединение Руси – трагичнейшее событие в истории нашего русского народа, положившее начало бесконечным смутам и братоубийственным войнам, которые, как видим, продолжаются и сейчас. Тому событию в этом году исполняется 700 лет, а мы всё ещё воюем за «мать городов русских», за Киев!

Поразительно, с какой быстротой – всего за два-три года (1323–1325) – Гедимину удалось завоевать столь обширные русские земли. И последствия его завоевания были даже худшими для русских людей, чем завоевание Руси Батыем. Батый ведь не разъединил Русь, только поставил её в зависимость от Орды, а Гедимин разъединил, и последствия его разъединения сказываются, как видим, до сих пор. Это – пагубное влияние Запада на русский дух, на русскую идентичность. Западный дух агрессивен, он несёт чуждую культуру, нерусскую ментальность и уничтожает всё, что не подчиняется ему. Он русских людей превращает в какую-то нерусь, слепо копирующую некую Европу, а они не догадываются, что Европа обращает их в ничто, в стадо рабов и покорных слуг. Характерно в этом отношении представление поляков о взятии Киева Гедимином, что выражено на одной польской гравюре ещё от 1826 года. Вот Гедимин в рыцарской одежде, на благородном коне, в окружении своего «европейского» войска подъезжает к Золотым воротам русской столицы. В воротах на коленях, в униженных позах стоят эти русские холопы и, дрожа от страха, с выражением покорности, подают европейскому завоевателю хлеб-соль на большом блюде. Тут всё ложь, русский Киев заключил соглашение с Гедимином после упорной борьбы и стойкой обороны на почётных условиях, да и сам Гедимин тогда был не благородным христианским европейским рыцарем, а отпетым язычником. И умер язычником, сожжёный на погребальном костре.

Но это, заметьте, рисовалось тогда, когда и сама Польша была уже владением России, а дух высокомерия по отношению к «этим русским рабам» не оставлял «истинных европейцев». Можно представить себе, как поляки относились к жителям Галичины, которую в 1340 году захватил польский король Казимир, прозванный поляками «Великим». Он, кстати говоря, сразу присвоил себе титул «короля Руси», доставшийся ему от потомков Даниила Галицкого («Мы, Казимир, Божьей милостью, король Польши и Руси» – из его титула), далее и его преемники имели этот титул, и утешает здесь нас, русских, только то, что в годы правления этих «русских» королей жил и работал в Польше великий учёный Николай Коперник (род. в 1373 году), открыватель планетарной системы. Он, получается, был «русским» подданным! Хоть это приятно. Но ни о какой Украине тогда и понятия не было, её просто не существовало в принципе, этот проект ещё не начал разворачиваться.
Тогда это было ещё не нужно европейским завоевателям. Русь хотели присоединить к Западу целиком, без всяких «украин». Уже преемник Гедимина великий князь Литовский Ольгерд дважды ходил на Москву – в 1368 и 1370 годах, – подступал к самым недавно отстроенным белокаменным стенам Московского Кремля и дважды был вынужден отступать с позором. В отместку литовцы жгли и грабили русские земли и так «прославились» этим, что даже сам святой Сергий Радонежский принимал литовцев за бесов, вышедших из ада. Но своё государство Великое княжество Литовское Ольгерд сумел расширить и значительно округлить за счёт русских (черниговских и брянских) земель, а также за счёт татарских. В 1362 году он, собрав объединённое русско-литовское войско, двинулся на юг своего княжества, в причерноморские степи и там на Синих Водах (современная река Синюха в Кировоградской области) разгромил объединённое войско трёх татарских орд. Иногда эту битву называют «украинской Куликовской битвой». Вследствие чего татарскому господству на правобережье Днепра пришёл конец, потомки Ногая и Тохты откочевали на восток. Так сложилась территория, которую позже и назовут Украиной, на этих свободных землях, где жило некогда славянское племя уличей, стали селиться вольные русские люди, бежавшие с севера от власти польских и литовских господ. Сначала они называли себя черкасами (сравнивая с вольными племенами Северного Кавказа), а позже – казаками (от тюркского слова, обозначающего конника). Процесс складывания этих вольных русских общин шёл повсеместно по всем просторам южной степи – от Днепра и до Дона, и далее до Волги и до Яика (современная река Урал). На Днепре сложилась и знаменитая Запорожская Сечь (сечь – означает крепость, отсюда «засечная черта», то есть ряд укреплений), или по-другому – понизовое казацкое войско. 

Но в полную силу процесс складывания казацкого сословия на украинных землях пошёл после того, как Литва уступила южнорусские земли Польскому королевству. Подготовка к этому государственному акту шла ещё с 1385 года, когда Великий князь Литовский Ягайло, сын Ольгерда, принял предложение поляков жениться на принцессе Ядвиге и таким образом стать королём Польши, так как прежняя династия польских королей Пястов завершилась на Казимире Великом. Было много претендентов на польский престол, но хитрые поляки выбрали литовского князя, которому пришлось срочно перейти в католичество, так как у них созрел дальний расчёт на объединение со временем Польши и Литвы в единое государство, а южнорусские земли, захваченные Литвой, в таком случае даром доставались польской шляхте и магнатам. И ведь так всё и получилось! Спустя почти два века, в 1569 году, в городе Люблине представителями сеймов Польши и Литвы была подписана знаменитая Люблинская уния, по которой два государства объединялись в одно – Речь Посполитую, то есть «народную республику», как ни удивительно звучит это словосочетание для тех времён. На самом деле аристократическую республику для избранной шляхты и магнатов, но не для «хлопов», как презрительно называла простой народ вся эта «гонорная» знать. Крестьяне, «хлопы» – что польские католики, что русские православные из «Русского воеводства» (официальное наименование) с центром во Львове – окончательно закрепощались шляхтой и три дня в неделю должны были отрабатывать на своих панов на барщине в помещичьих фольварках (имениях шляхты). Такова была эта польская «народная республика»! На деле королевство, но где правил не король (фигура номинальная), а шляхетский сейм, имеющий право отменять любое решение короля, а король не вправе был изменить решение сейма, но на деле законов в этой «самой беззаконной стране Европы» (как называли Польшу даже на Западе) не было никаких, так как и сейм принимал решение только при полном согласии шляхты, а такое случалось редко. В этой обстановке русское население киевских и львовских земель пребывало в полной воле и самоуправстве своих польских панов, имевших право убить любого русского поселянина и отнять себе его жену, детей и всё имущество. Что и случилось впоследствии с семьёй Зиновия Богдана (у него было двойное имя) Михайловича Хмельницкого, отец которого Михаил Хмельницкий даже выслужил себе у польской короны шляхетское достоинство, постоянно сражаясь в польском войске против турок, погиб при штурме сильной турецкой крепости Хотин, но когда знатному польскому пану Чаплинскому захотелось прибрать к рукам хутор, где хозяином был сын Михаила Богдан Хмельницкий, то он не посмотрел, что Хмельницкий сам шляхтич, он же был русский, «пся крев» (пёсья кровь – в понимании поляков), а значит – его можно было безнаказанно ограбить, отнять всё имущество и жену. Самого Богдана хотели убить, но он успел бежать в южные степи, в Запорожскую Сечь. С этого момента он стал непримиримым врагом Польши.

Запорожская Сечь – вольное казачье войско с центром на острове Хортица на Нижнем Днепре (впрочем, местоположение Сечи несколько раз менялось) – имела неопределённый статус своего существования. Войско было автономно от польских властей, но территория эта считалась приграничной территорией польского королевства. Эти земли надо было защищать от набегов крымских татар, которые с середины XVI века перешли под покровительство турецкой Османской империи, осуществлявшей массированную экспансию в Европе. Турки уже захватили Венгрию, их войска доходили до Вены. На восточном фланге османские султаны покорили Валахию и Молдову и вышли к границам Польши. Крымские татары были им верные помощники и несли Польше серьёзную угрозу. В этих обстоятельства Речь Посполитая признала существование вольного казачьего населения на Нижнем Днепре, часть этих казаков была принята на официальную военную службу, внесена в так называемый «реестр» служилых людей и стала называться «реестровыми казаками». Число их было установлено в 20 тысяч человек. Им из королевской казны платилось жалованье, казацкая старшина была наделена и землями и стала жить наподобие польской шляхты, даже заводила себе крепостных. Из этого сословия и вышел Богдан Хмельницкий, в юности учился в иезуитском колледже и как человек учёный занял должность войскового писаря в ставке реестрового казачьего войска в городе Чигирине. Где имел свой хутор. Но после с ним произошло то, о чём я уже рассказал, и он нашёл убежище в Сечи.

А вот Сечь была совсем не реестровым войском. Это было вольное сообщество русских беглых от польских панов людей, число их не поддавалось учёту. Туда приходили и уходили любые беглые «хлопы». В Сечи их спрашивали: «Веруешь ли в Господа Иисуса Христа и Матерь Божью Пресвятую Богородицу?» – «Верую!» – «Целуй крест!» После целования креста беглый хлоп становился вольным казаком, «русским лыцарем» – как они себя называли. Его приписывали к какому-то «куреню», т. е. полку, и он садился в «чайку» – казачью лодку – и отправлялся в набег на ханский Крым, а казачьи чайки доплывали иной раз и до Стамбула и грабили турецкие селенья. Так они проявляли себя в сражениях с турками и татарами, делили добычу, потом расходились по своим хуторам и сёлам, обзаводились семьями, когда проживали нажитое – снова приходили в Сечь, которая стала таким своеобразным сборным пунктом всех этих удалых людей. Помните, как у Гоголя в «Тарасе Бульбе» старый запорожец Тарас ведёт своих сынов Остапа и Андрия в Сечь? Он, Тарас, не простой казак, а полковник, он имеет своих людей, во время очередного похода избирается куренным атаманом, то есть предводителем «куреня» – полка казаков. На казачьем сходе, Войсковой Раде, казаки всем обществом выбирают себе куренных атаманов (полковников) и кошевого атамана (гетмана), который в условиях войны имеет непререкаемые полномочия вождя – может карать и миловать своих казаков. В знак власти ему вручается булава гетмана. Так складывалось буйное, вольное, но свято верующее в Иисуса Христа и православную церковь сообщество ничего не боящихся людей, знающих, что они долго не проживут, но под власть польских панов не вернутся никогда.

Это запорожское войско иногда служило польскому королю, как служил ему отец Богдана Михаил, шло в набег на турок, иногда и на Московское государство особенно во время Смуты в Московском царстве в начале XVII века под руководством гетмана Сагайдачного, отчего этот гетман так мил нынешнему нацистскому режиму в Киеве. Но чаще всего запорожцы восставали против польской короны и шли в набег на польские города и костёлы. Один из таких набегов описан Николаем Васильевичем Гоголем в его гениальной исторической повести «Тарас Бульба». Причина восстаний была не только и не столько в тяжести крепостнического гнёта над мирными южнорусскими «селюками» – крестьянами украинных воеводств. Отношения «русских лыцарей» запорожцев со шляхтой особенно обострились после октября 1596 года, когда в городе Берестье (ныне Брест в Белоруссии) была подписана между Римским папским престолом и частью православных иерархов т. н. «Уния», по которому западнорусская православная церковь переходила в подчинение Римскому папе, хотя и сохранила службу на церковно-славянском языке. Это стало трагичнейшим событием в истории западных русских земель, ибо у тамошних русских людей отнимали их веру... Что для запорожцев было совершенно неприемлемо. На исконно русских землях закрывались православные храмы, их заменяли храмы униатские. А сохранившиеся церкви передавались местным содержателям кабаков, которые часто были евреями, которые взимали с православных плату за отправление богослужений в храмах. Православные люди были лишены всех прав, к ним прикреплялась кличка «схизматики», т.е. отступники от «истинной греко-католической церкви» под омофором Римского папы. Для польской шляхты русские селяне стали теперь не просто холопами, а ещё и язычниками, которых можно было убивать, грабить, унижать... ведь это были уже для них не люди. 

И в этой обстановке польская корона играла с огнём, ведь у православных, живших на польской «украине», бывших землях Киевской Руси, имелась в наличии вооружённая сила – казачье войско, и даже реестровые казаки, бывшие на службе у короля, стали переходить на сторону запорожцев. Тут и созрело у верхушки казаков стойкое желание найти себе нового владыку, уйдя из подданства польской короны. В 1648 году началась война казаков с польской властью. Богдан Михайлович Хмельницкий, вступивший на путь бескомпромиссной борьбы с поляками, был избран кошевым атаманом – гетманом запорожцев. Он был образованный человек, обладавший явным ораторским и литературным талантом. Он был писарем чигиринских реестровых казаков и знал все дела, связанные с обеспечением и жизнью войска. «Русским лыцарям» запорожцам, людям храбрым, но малообразованным, давно был нужен такой знающий человек – Хмельницкий оказался и талантливым полководцем. Тут и ошибки польских коронных полководцев пошли ему на пользу. Они вводили в сражения с казаками свои полки не сразу все под единым командованием, а порознь, по мере подхода отдельных частей. В результате Хмельницкий разбил эти польские армии последовательно в трёх сражениях: у Жёлтых Вод, Корсуни и Пилявец – и сразу за одно лето 1648 года освободил от польского господства огромную территорию Подолии и Волыни. В следующем 1649 году он во главе своих казачьих полков торжественно въехал в Киев. 

Можно ли эти события 1648–1649 годов считать началом исторической Украины, как независимого государства? – нет, ни в коей мере. Ибо Богдан Хмельницкий не был избран главой какого-либо государства, не был признан таковым иными державами, он был только гетманом казачьего войска, полководцем, но не суверенным правителем страны, которой вовсе и не существовало. Он сумел освободить три воеводства, расположившихся на старинных русских землях: Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые польское правительство короля Яна II Казимира передало ему в управление, согласно положениям Зборовского мирного договора 1649 года, заключённого после очередной победы казачьих войск. И что же – этот мирный договор утверждал создание независимого украинского государства? – нет, ни в коей мере. По этому договору, напротив, реестровые казаки оставались на службе польской короны, только численность их «по милости короля» увеличивалась с 20 до 40 тысяч человек. Земли же польских помещиков им возвращались, так же, как и их крепостные «хлопы». То есть Хмельницкий становился польским наместником этих воеводств и должен был служить короне.

И тут произошло то, что вывело Богдана в лидеры национально-освободительного движения. Он обратился с письмом к русскому царю Алексею Михайловичу, как к православному государю, единоверцу, с просьбой оказать помощь казакам и взять их под свою высокую руку! Речь шла о поступлении казачьего реестрового войска на службу царю России. И эта просьба была хоть и не сразу, но уважена в Москве на Земском соборе в октябре 1653 года. Не сразу московский государь Алексей Михайлович Романов решился на выполнение просьбы гетмана. Ведь удовлетворение такой просьбы неминуемо означало начало войны с Польшей... С соответствующими потерями и лишениями со стороны России. А ведь ещё были памятны тяжёлые события Смутного времени. Однако и Царь, и Земский собор пошли на это. Необходимо было спешить, пока польская шляхта не опомнилась, и потому спешно на киевщину отправляется русское посольство во главе с боярином Бутурлиным. Его сопровождают окольничие Алфёров и Матвеев и думный дьяк Лопухин. Торжественный акт принятия казачьего реестрового войска, численный состав которого теперь устанавливался в 60 тысяч человек (а им всем теперь должна была платить жалование царская казна – немалые расходы!) произошёл даже не в Киеве, в сравнительно малом, но древнем городке Переяславле-Русском, в том самом, в котором в XII веке правил князь Владимир Мономах, куда к нему приехала английская принцесса Гита, и где она родила ему сына Юрия, прозванного в зрелом возрасте Долгоруким. Он и стал основателем Москвы... Потому символичен был и торжественный акт присяги московскому царю на верность самого гетмана, полковников, старшин казацкого войска, а также представителей... 166 «черкасских» городов, то есть городов из подвластных гетману Хмельницкому воеводств. Нигде в этом документе и в следующих документах, подписанных уже в марте 1654 года, не употреблялось слово «украина», ибо никакой Украины в то время не было... 

Были русские киевские и черниговские земли, разорённые когда-то азиатской ордой в 1240 году, легко доставшиеся в 1324 году литовским князьям, даром переданные Литвой польским панам в 1569 году и только спустя четыре с лишком века (!) вернувшиеся в состав России. Но за них после Переяславской Рады Русскому государству пришлось воевать с Польшей с 1654 года ещё 13 лет до 1667 года! Да и после окончания русско-польской войны России фактически отошла только левобережная Малороссия, но с городом Киевом «с городками». А само казацкое воинство разделилось надвое, и на правобережных землях после кончины от тяжёлой болезни Богдана Хмельницкого, 6 августа 1657 года, были свои гетманы, служившие то полякам, то туркам, которые одно время захватывали всё правобережье Днепра, а на левобережье избирались свои гетманы, служившие России. Да и то не всегда. В 1708 году Малороссию пришлось отвоёвывать у шведов, к которым перекинулся гетман Иван Мазепа, но киевские казаки сразу избрали нового гетмана – Скоропадского, что привёл на поле Полтавской битвы свои полки, но не участвовал в сражении, а ждал – чья возьмёт. Взяли русские, Мазепа бежал к туркам. Окончательно древняя Южная Русь вошла в состав Российской империи только в конце XVIII века при Екатерине Великой, после трёх разделов Польши. Но вот Галичина досталась австрийской монархии и именно там, при покровительстве европейских кураторов стал развиваться дух «украинства» и злобных антирусских настроений. После Первой мировой войны Галичина и Волынь были переданы Польше, составили её, т. н. «восточные кресы», которые были объединены с Украинской ССР только в 1945 году. Украинская ССР единственный раз в своей истории, и только во время существования Советского Союза, смогла объединить в себе все исторические земли Малороссии, с прибавкой к ним земель русской Новороссии, Закарпатья, которое веками было венгерской территорией, после и Крыма. Только в советское время Украина была развитой в промышленном, научном и сельскохозяйственном отношении, полностью самодостаточной страной, развивалась и процветала. И на что она всё это променяла?..
История учит нас, как трудно приобретать, и как легко, в один момент всё растратить. Это касается и Украины, и России, которой теперь приходится «выцарапывать», как говорят нынешние военные сводки, «по метру» (!) ту русскую землю, которая уже была воссоединена с Россией ещё в далёком XVII веке тяжкой кровью и трудом «русских лыцарей» Богдана Хмельницкого и безвестными ратниками русских воевод. Вот почему нам стыдно сейчас отмечать очередной юбилей «воссоединения Украины с Россией», которого не было, а было Воссоединение исконных русских земель, длящееся и в наше скорбное время.

 

Художник: М. Хмелько.

5
1
Средняя оценка: 3.11765
Проголосовало: 17