305 боевых вылетов Талгата Бегельдинова

Талгат Бегельдинов участвовал в Великой Отечественной войне с 1943 года. И успел стать дважды Героем Советского Союза. Несколько раз лётчик оказывался на краю гибели, но спасался. А потом, залечив раны, возвращался на фронт. 

Талгат Бегельдинов родился 5 августа 1922 года. Его малой родиной является небольшое селение в Акмолинской области Казахской АССР. А происходил Талгат из простой семьи казахских крестьян. Однако с родителями он прожил лишь несколько лет. После чего мальчика отдали на воспитание бездетным родственникам. И Талгат начал жить в городе Фрунзе (современный Бишкек, столица Кыргызстана). 
Детство у Талгата было тяжёлое, голодное. Новые родители постоянно пропадали на работе, однако выравнять финансовое положение никак не получалось. Несмотря на многочисленные трудности Бегельдинов окончил среднюю школу, а в 1938 году стал заниматься в аэроклубе. Как и большинство советских мальчишек и девчонок того времени, Талгат мечтал о небе и рекордах. И не просто мечтал, а делал всё возможное, чтобы стать лётчиком. В постижении поставленной цели ему помогла армия. На службу Талгат ушёл в 1940 году. А вскоре поступил в Оренбургское военное авиационное училище, которое окончил в 1942 году.
Уже полным хода шла Великая Отечественная война. Бегельдинов прибыл на военный аэродром возле города Калинин (сейчас – Тверь) в расположение штурмового авиационного полка. Но сразу в бой парня не пустили. Вплоть до середины февраля 1943 года он получал новые знания, которые могли бы пригодиться ему в бою, а также перенимал опыт у матёрых пилотов. 
17 февраля Талгат отправился в свой первый боевой вылет. Перед советскими лётчиками стояла конкретная задача – атаковать вражеский железнодорожный состав. Первый вылет прошёл успешно, Бегельдинов вернулся на аэродром. И после короткого отдыха, пилоты отправились выполнять следующее боевое задание. С того дня началась насыщенная фронтовая жизнь Бегельдинова. Постоянные вылеты, бомбардировки, сражения под Старой Руссой. 
А через несколько дней Бегельдинову удалось одержать и свою первую победу в воздушном бою. Он сумел подбить вражеский истребитель Ме-109. Поскольку Талгат хорошо проявил себя за короткое время, его поставили сначала ведущим, а затем и командиром звена. Спустя время, когда уже шли ожесточённые бои за Харьков, Бегельдинова в первый раз сбили. Он потерял свою крылатую машину, оказавшись на территории, занятой фашистами. Выжить удалось и стрелку, который тоже совершил прыжок с парашютом. 
Необходимо было каким-то образом добраться до своих, а значит, дойти до линии фронта. Оценив обстановку, советские воины начали путь. Та земля кишела немцами. И постоянно скрываться от отрядов противника у них всё-таки не получилось. В одной из боёв пилот и стрелок сумели ликвидировать несколько вражеских солдат. Затем они долгое время прятались в болоте, напоролись на минное поле. Там погиб стрелок. И Бегельдинов продолжил путь в одиночку. 
Рано утром ему удалось добраться до реки Северский Донец. На противоположном берегу находились уже советские части, которые готовились к форсированию водной преграды. Просто переплыть реку у Бегельдинова не получилось. Его заметили немцы и открыли огонь. Несмотря на ранение, Талгат всё-таки сумел добраться до берега. Там его и обнаружили советские бойцы, которые доставили раненого лётчика к санитарам. А те, в свою очередь, определили его в медсанбат. 

Меньше чем через месяц Бегельдинов отправился в очередной полёт. Его полк в то время участвовал в ожесточённых боях на Курской дуге. Фронтовые будни были похожи друг на друга, как братья-близнецы. Постоянные боевые вылеты, бомбардировки вражеских объектов, воздушные бои… Взрывы, огонь, гибель фронтовых товарищей. Короткая передышка и снова – в бой. 
В феврале 1944 года Талгат сражался с противником, участвуя в Корсунь-Шевченковской наступательной операции. Командование поставило его полку важную задачу – находить и уничтожать вражеские путеразрушители. Так назвали немецкую технику, которая приводила в негодность железнодорожное полотно. За один час путеразрушитель мог уничтожить около пятнадцати километров железных дорог. И это было серьёзной проблемой на участке между Первомайской и Малыми Висками. Немцы, понимая, что разгрома Корсунь-Шевченковской группировки не избежать, решили разрушить за собой все дороги, чтобы замедлить наступление Красной армии. Здесь как раз и пригодился путеразрушитель. И именно Бегельдинову было поручено найти и уничтожить вражеский паровоз. 
Вот что об этом вспоминал сам Талгат Якубекович: «Должен сказать, что противник попался на редкость хитрый, опытный и осторожный. Ещё вчера, пролетая над этими местами, я видел стальные нити рельсов. Сегодня их уже нет. Нет и паровоза. Тщетны все попытки обнаружить врага. На помощь пришла наземная разведка.
Однажды я находился на КП аэродрома в первой готовности. Получаю сведения, что паровоз орудует около Малых Висок. Лечу туда, вижу следы его варварской работы, а самого паровоза и след простыл. И так день за днём. Начинаю терять терпение. А командование не даёт мне покоя, требует немедленного уничтожения проклятого паровоза. Ведь за день он причиняет столько вреда, что нужна неделя для восстановления, нужны материалы, затраты труда сотен солдат и офицеров инженерных войск. Мало того, пока восстанавливается путь, задерживается доставка грузов нашим наступающим войскам».
Началась настоящая охота за паровозом, который стал главной целью Бегельдинова. В день по нескольку раз он вылетал на поиски путеразрушителя. Но всё было тщетно. Вражеский паровоз как будто предугадывал маршрут лётчика и успевал ретироваться. Тот день изначально от других ничем не отличался. Бегельдинов провёл разведку, запечатлел расположение вражеской техники, после чего направился в сторону аэродрома. И вдруг он заметил тень. 
Спустя время Талгат вспоминал: «Тень движется, но дыма нет, не видно и самого паровоза. Я резко снижаюсь и тут только понимаю, почему бесплодной была моя охота. Сверху на паровозе, во всю его длину, смонтирована площадка, на которой уложены снег, комья земли, кусты и камни… Сам же паровоз окрашен в белый цвет. При встрече с нашими самолётами он просто останавливался и, пользуясь своей хитрой маскировкой, пережидал пока они пролетят мимо».
Однако сразу расправиться с противником у Талгата не получилось. Оказалось, что поездом управлял очень опытный машинист, который был готов к противостоянию с крылатой машиной. Когда было необходимо, он резко тормозил состав или же, наоборот, увеличивал скорость. И несколько заходов Бегельдинова на цель оказались безрезультатными. 
Лётчик вспоминал: «Необычайный поединок паровоза с самолётом длился около 15 минут. Наконец, снаряд попал в котел. Облако пара поднялось метров на 20, паровоз остановился. Я зашёл сбоку, прошил его очередями из пушек и пулемётов. Развернулся и, зайдя с другой стороны, в упор выпустил все реактивные снаряды. Паровоз превратился в груду металла. Сделав круг и убедившись, что сработал чисто, фотографирую его и лечу домой…»

***

Лето 1944 года старший лейтенант Бегельдинов встретил в должности заместителя командира эскадрильи 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии. К этому моменту за его плечами было уже более 150 боевых вылетов. Он совершал разведку, штурмовал вражеские аэродромы, железнодорожные узлы, укрепления и скопления живой силы. Талгат участвовал в освобождении Знаменки, Кировограда и лично сбил четыре немецких самолёта. Блестящий послужной список позволил Бегельдинову получить самую главную награду – звание Героя Советского Союза. Произошло это в октябре 1944 года. 
Однако фронтовые будни продолжились. Талгат Якубекович участвовал в освобождении Праги, в боях за Краков, Опельн, Бреслау, совершил разведку боем над Берлином. Его подвиги не остались незамеченными. И 27 июня 1945 года Бегельдинов удостоился ещё одной «Золотой Звезды», став дважды Героем Советского Союза.  
За два фронтовых года Талгат Бегельдинов сумел добраться до звания капитана, став командиром Гвардейского авиаполка. Он совершил 305 боевых вылетов (в общей сложности около 500 часов в небе), уничтожил свыше двух десятков вражеских танков, 5 самоходных артиллерийских установок, 7 самолётов в воздухе (5 из которых – лично) и 5 на земле, около 40 автомобилей, 2 локомотива, а также 7 вагонов с техникой и живой силой противника. А 24 июня 1945 года дважды герой Советского Союза Бегельдинов принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. 
После окончания войны Бегельдинов продолжил службу в Военно-воздушных силах, стал депутатом Верховного Совета СССР. Окончил Военно-Воздушную академию и прошёл Высшие курсы усовершенствования офицеров и штурманов. Однако Талгата Якубековича подвело здоровье. Из-за чего ему пришлось отказаться от полётов. А в 1957 году Талгат Якубекович был демобилизован. Он занял должность заместителя начальника Казахского территориального управления Гражданского Воздушного флота. Затем перешёл в систему Госстроя Казахской ССР. 
Дважды Герой Советского Союза умер 10 ноября 2014 года. Похоронили его на кладбище «Кенсай-1» в Алма-Ате. 

5
1
Средняя оценка: 3.91837
Проголосовало: 49