Профессия – нас защищать

18 февраля исполнилось 105 лет со дня образования транспортной полиции.

Дату образования транспортной милиции сегодняшние защитники правопорядка отметили широко. Исторические аналогии проводить нет причин, а вот вспомнить подвиги первых наборов в эту структуру очень полезно. 
Отсчет времени ведётся от 18 февраля 1919 года – дня принятия Декрета ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Тогда же было утверждено «Положение о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции». Обязанности структуры – борьба с преступностью и оборона в случаях нападения, а также контроль за уборкой подвижного состава и организация очистки железнодорожных путей.
В первые годы Советской власти железная дорога была территорией преступности. Подвиги транспортников в погонах известны стране. Исторически понятные, художественно воплощённые сцены разбоев, убийств, грабежей и даже похищения людей давно проанализированы и описаны. Сотрудники транспортной милиции с первых лет её создания были на самом переднем крае борьбы с преступностью, боролись за целостность и стабильность экономического развития государства. Передалось ли это дню сегодняшнему? Стало ли легче выполнять обязанности?

Праздничное награждение

Начальник ЛУ МВД России на станции Москва-Ярославская, подполковник полиции Сергей Смаль в день празднования 105-летия сказал об этом так:

– Праздник, конечно, даёт нам ощущение преемственности в профессии. Мы наследники подвигов всей цепочки поколений. Ответственность? Конечно! И гордость за то, что мы стараемся для блага наших пассажиров и государства в целом. Что такое железная дорога? Это не только увеличившийся за последние годы пассажиропоток. Наша страна третья в мире по длине сети железных дорог после США и Китая. В России она достигает 85 500 километров. Железнодорожный транспорт отличают универсальность, возможность перевозить практически все виды грузов, высокая пропускная способность. Всю эту сложную систему обслуживают наши граждане, пользуются ею в личных и профессиональных целях. Транспортная полиция обеспечивает в пределах своих полномочий защиту прав и свобод в многоплановой структуре РЖД. Мы люди в погонах. Этим всё сказано. 

Ветеран А. Горлов с полицейскими ЛУ МВД

 

СЛОВО ВЕТЕРАНУ

В праздник особое отношение к ветеранам, к их опыту. Подполковник в отставке Александр Горлов двадцать лет проработал на Ярославском вокзале. Последняя должность – заместитель начальника следственного отделения. А начинал с постового милиционера. Потом служба в ППС, дежурной части, ОБХСС, уголовном розыске, дознании, следствии и, как естественная ступенька, – пятилетняя работа в Центральном аппарате МВД, в Главке на транспорте. На просьбу вспомнить какой-нибудь важный эпизод в милицейской жизни, Александр Васильевич отреагировал нестандартным рассказом:

– Опасности, неудачи и прочие служебные страсти описаны многократно. Я лучше поделюсь психологически важным для меня воспоминанием. 
Шли семидесятые годы двадцатого столетия. У меня в производстве было дело: молодой человек нападал на женщин в электричках. Покушение на изнасилование. Оперативники сработали отлично, по горячим следам задержали подозреваемого, доставили ко мне на допрос. Парень молодой, не закоренелый преступник. По всем показателям скоро должен уйти в армию. У меня получилось разговорить его, показать, какую дорожку выбрал и чем это кончится. Очень мне хотелось уберечь его от тюрьмы. И получилось достучаться. Чистосердечно признался во всём, раскаялся. Отпустили на подписку о невыезде, потому что ничего страшного не было совершено, только незначительные попытки, которые очень напугали девушек. Снисхождение было за чистосердечное раскаяние. Можно сказать, я взял его под свою опеку. Хотели уже направить дело в суд, которого, конечно, нельзя было избежать. После суда, опять же по договорённости, парень должен был сразу пойти служить в Советскую армию. Там, мы надеялись, ему поставят мозги в нужном направлении. И вдруг поступает материал, что опять молодой человек напал на трёх девушек в электричке. Начинаю примерять факты и чувствую, что тут не обошлось без Лёшиного участия (так звали нашего подсудимого). 
Не хотелось снова затевать большое расследование, а признание получить сложно. Я пошёл на хитрость.
 Говорю Лёше: «Ты, как договорились, сейчас в армию пойдешь, но давай съездим в такой-то город, я его плохо знаю. Там дело есть. Будешь моим гидом?» Он, конечно, согласился помочь милиции. Приезжаем в город, где жили трое потерпевших. Я говорю: «Лёша, посиди здесь, в сквере, подожди, я сейчас приду». А на самом деле решил провести опознание. Девушки по одной должны были пройти мимо Лёши и постараться вспомнить нападавшего. Первая не опознала. Вторая вернулась в стрессе, вся трясётся. Это он! 
Пришлось мне открыться. Я нарисовал всю картину моему неудачнику-подопечному. И пошёл Лёша вместо армии в тюрьму. 
Почему этот случай лёг тяжёлой ношей мне на сердце? Я так хотел, но не смог в общем-то незрелому человеку спасти жизнь. Понятно ведь, что неокрепшая психика в тюрьме не получит правильного отношения к людям, да и к себе самому. А ведь мог судьбу изменить, и все мы на это шли. Кстати, правоохранительная система не нарушала закон, стараясь избавить человека от заключения. Прокурор пошёл навстречу, договариваясь с военкоматом, потому что Лёшино дело прекращалось с формулировкой «…в связи с изменением обстановки». Была такая статья.

А. Горлов и С. Смаль. Награда к 105-летию транспортной полиции

 

ТЕХНИКА В ПОМОЩЬ

Прогресс не стоит на месте. Что нового в техническом оснащении полиции – разговор особый. Первые интеллектуальные камеры под название «Сфера» появились на станциях метрополитена ещё в 2018 году, когда шла подготовка к проведению 21-го чемпионата мира по футболу. Тогда система биометрической бесконтактной идентификации человека по лицу проходила апробирование и функционировала в тестовом режиме. «Сферу» испытывали лишь на некоторых станциях: «Спортивная», «Воробьёвы горы», «Фрунзенская» – ближайших к стадиону «Лужники».
В 2021 году Министерство внутренних дел запустило в пяти регионах России систему, которая может распознавать не только лица, но и силуэты людей и машин, находящихся в розыске. Кроме того, камеры могут обнаружить потерявшихся детей и пожилых граждан. Сейчас они работают при входе и на выходе на станцию, на платформе и в вагоне поезда. Программа позволяет предотвратить серьёзные правонарушения и снизить уровень преступности. По данным правоохранителей, «Сфера» ежемесячно помогает задерживать несколько сотен преступников, сопоставляя их изображения с фотографиями из базы лиц, находящихся в розыске.
Ещё одно новшество последнего времени – система видеофиксации «Дозор». По сути, это видеорегистратор, прикреплённый к одежде инспектора. Теперь «Дозор» есть у каждого полицейского. Все контакты с гражданами отслеживаются, записываются, и эти записи становятся материалом, если есть необходимость, для административного и уголовного производства. 
Нередки случаи, когда против сотрудников линейного управления устраиваются провокации, набегают блогеры и выкладывают всё это в интернет. Раньше, чтобы защитить полицейского, нужно было искать свидетелей конфликта, проводить много другой доказательной работы. Сейчас «Дозор», размещённый на верхней одежде, закрывает этот проблему. 

А. Горлов с личным составом ЛУ МВД

 

КОМУ НА ВОКЗАЛЕ ЖИТЬ ХОРОШО

На вопрос о сложностях дня сегодняшнего Сергей Смаль опускает свой рассказ на самое дно социальной жизни. 
Много лет на территории у трёх вокзалов по распоряжению администрации Москвы работает пункт, где кормят граждан без определённого места жительства. Понятно, что оперативная обстановка здесь непростая, если учесть, что асоциальные личности стекаются сюда со всей Москвы. Бездомные, ранее судимые – контингент этих мест. Хорошо, что людям дают приют, даже выделяют сменное бельё, возможность помыться, постричься. После таких процедур их не отличишь от законопослушных граждан. В таком приличном виде эти люди с большим успехом, расходясь по трём вокзалам, собирают какие-то деньги, идут на кражи, более тяжкие преступления, втираются в доверие к пассажирам. Естественно, весь этот планктон плавно перетекает в электропоезда и создаёт гражданам и полицейским серьёзную нагрузку. Работы много, но взаимодействие с Росгвардией и ОМОНом даёт хорошие результаты: к январю количество краж уменьшилось на двадцать процентов. И в свой профессиональный праздник сотрудники ЛУ МВД получили за это награды. 

5
1
Средняя оценка: 3.66667
Проголосовало: 3