Цветы, плоды, музыкальные инструменты — итальянское искусство эпохи барокко

Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко можем увидеть на выставке в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве. В выставке приняли участие коллекции из более десяти музеев и частных собраний. Центральное место заняла картина «Мужская голова / Корзина фруктов» художника из Милана Джузеппе Арчимбольдо, написанная около 1591 года. Изображенная композиция из фруктов заключает в себе двойственную реальность.

С одной стороны это причудливая фантазия художника, а если ее перевернуть, то это — картина с фруктами, которую он писал с натуры. 

Натюрморт — это мир малых величин, взятых отдельно от человека, конкретного эмпирического опыта. В натюрморте главным героем картины может стать кувшин или персик, бокал вина, цветок или морская раковина. Роль предмета в картине не зависит от его функционального значения, автор картины может наделить его глубинным смыслом и сделать эстетически прекрасным. В натюрморте мы можем видеть разницу между образом созданным художником и теми же самыми предметами и вещами, которые используются быту. Мастер в картине передает суть вещей, которая ускользает в процессе бытового пользования предметами. «Здесь ярко проявляется способность искусства к трансформации реальности, к обнаженной потаенной, скрытой от глаз сущности вещей», — отмечают организаторы выставки. 

В XVII столетии натюрморт пережил расцвет, каждая страна дала ему неповторимую окраску. Большое влияние на развитие западноевропейского искусства в жанре натюрморта оказали школы Голландии, Фландрии, Италии. Главное отличие итальянских работ в том, что мастера писали не будничную повседневность человека, а создавали работы на более высоком уровне. Картины переносят зрителя в другие миры и услаждают глаз — они сродни музыке. 
Итальянская школа превосходит другие школы по многообразию форм и типов натюрмортных композиций. Местные художественные центры играли большую роль и имели свою самобытность. Живописцы Неаполя разрабатывали тему рыбных уловов, специализировались на изображении фруктов и цветов, а в Бергамо — музыкальных инструментов.


Бонавентура Беттера, 1663–1718. Натюрморт с муз. инструментами, нотами, глобусом (фрагмент)

В Генуе художники включали натюрморты в свои композиции на аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты, и сюжеты с животными. Во Флоренции создаются богатые ботанические сюжеты, используя натюрморт в качестве иллюстраций атласов растений. Однако в Венеции натюрмортом занимались в основном приезжие мастера. Главным центром расцвета натюрморта в эпоху возрождения стал Рим.

В ответ на запросы коллекционеров и частных лиц жанр натюрморта расцветал, украшая дома и загородные виллы картинами даров природы и другими композициями предметов. Рассуждая о мастерах натюрморта, Джустиниани приводит в пример Караваджо, которому «требовалось столько мастерства, чтобы написать хорошую картину с цветами, как и картину с фигурами». Авторитет Караваджо во многом способствовал утверждению права на существование натюрморта в итальянской живописи. Натюрморт писали выдающиеся мастера монументальной формы от Караваджо и Бернардо Строцци до Луки Джордано, Франческо Солимены, Джузеппе Марии Креспи и Франческо Гварди, что является лучшим доказательством.


Джованни Станки, 1608–1675. Натюрморт с цветами, фруктами (фрагмент)

Е.Лихачёва, директор ГМИИ им. Пушкина

На обложке: Микеланджело дель Кампидольо. Натюрморт с тыквами и красным попугаем. Эрмитаж (фрагмент).
 

5
1
Средняя оценка: 4.5
Проголосовало: 6