Цветы, плоды, музыкальные инструменты — итальянское искусство эпохи барокко
Цветы, плоды, музыкальные инструменты — итальянское искусство эпохи барокко

Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко можем увидеть на выставке в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве. В выставке приняли участие коллекции из более десяти музеев и частных собраний. Центральное место заняла картина «Мужская голова / Корзина фруктов» художника из Милана Джузеппе Арчимбольдо, написанная около 1591 года. Изображенная композиция из фруктов заключает в себе двойственную реальность.
С одной стороны это причудливая фантазия художника, а если ее перевернуть, то это — картина с фруктами, которую он писал с натуры.
Натюрморт — это мир малых величин, взятых отдельно от человека, конкретного эмпирического опыта. В натюрморте главным героем картины может стать кувшин или персик, бокал вина, цветок или морская раковина. Роль предмета в картине не зависит от его функционального значения, автор картины может наделить его глубинным смыслом и сделать эстетически прекрасным. В натюрморте мы можем видеть разницу между образом созданным художником и теми же самыми предметами и вещами, которые используются быту. Мастер в картине передает суть вещей, которая ускользает в процессе бытового пользования предметами. «Здесь ярко проявляется способность искусства к трансформации реальности, к обнаженной потаенной, скрытой от глаз сущности вещей», — отмечают организаторы выставки.
В XVII столетии натюрморт пережил расцвет, каждая страна дала ему неповторимую окраску. Большое влияние на развитие западноевропейского искусства в жанре натюрморта оказали школы Голландии, Фландрии, Италии. Главное отличие итальянских работ в том, что мастера писали не будничную повседневность человека, а создавали работы на более высоком уровне. Картины переносят зрителя в другие миры и услаждают глаз — они сродни музыке.
Итальянская школа превосходит другие школы по многообразию форм и типов натюрмортных композиций. Местные художественные центры играли большую роль и имели свою самобытность. Живописцы Неаполя разрабатывали тему рыбных уловов, специализировались на изображении фруктов и цветов, а в Бергамо — музыкальных инструментов.
.%20%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D1%81%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%2C%20%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%BC.%20%D0%93%D0%9C%D0%98%D0%98%20%D0%B8%D0%BC.%D0%90.%D0%A1.%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0(%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82).jpg)
Бонавентура Беттера, 1663–1718. Натюрморт с муз. инструментами, нотами, глобусом (фрагмент)
В Генуе художники включали натюрморты в свои композиции на аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты, и сюжеты с животными. Во Флоренции создаются богатые ботанические сюжеты, используя натюрморт в качестве иллюстраций атласов растений. Однако в Венеции натюрмортом занимались в основном приезжие мастера. Главным центром расцвета натюрморта в эпоху возрождения стал Рим.
В ответ на запросы коллекционеров и частных лиц жанр натюрморта расцветал, украшая дома и загородные виллы картинами даров природы и другими композициями предметов. Рассуждая о мастерах натюрморта, Джустиниани приводит в пример Караваджо, которому «требовалось столько мастерства, чтобы написать хорошую картину с цветами, как и картину с фигурами». Авторитет Караваджо во многом способствовал утверждению права на существование натюрморта в итальянской живописи. Натюрморт писали выдающиеся мастера монументальной формы от Караваджо и Бернардо Строцци до Луки Джордано, Франческо Солимены, Джузеппе Марии Креспи и Франческо Гварди, что является лучшим доказательством.
.%20%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D1%81%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%2C%20%D1%84%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%2C%20%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%88%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B9.%20%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0%20(%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82).jpg)
Джованни Станки, 1608–1675. Натюрморт с цветами, фруктами (фрагмент)

Е.Лихачёва, директор ГМИИ им. Пушкина
На обложке: Микеланджело дель Кампидольо. Натюрморт с тыквами и красным попугаем. Эрмитаж (фрагмент).