Московская «прописка» туркменского дутара
Московская «прописка» туркменского дутара
Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки (ГЦММК) в Москве — крупнейшая сокровищница, не имеющая аналогов в мире, в которой представлены памятники музыкального искусства. Основан в 1912 г. как Музей имени Н.Г. Рубинштейна при Московской консерватории. Именно здесь с первого момента её создания энтузиасты начали собирать по собственной инициативе редкие музыкальные материалы — документы и автографы, а также рукописи, инструменты, которые и стали основой сегодняшней коллекции.
В 1941-м на базе консерваторского подразделения по решению Сталина — «Вождь народов» высоко ценил роль музыки в сближении и дружбе народов Совесткого Союза! — был создан Центральный музей музыкальной культуры. Уже в 1943-м ему был присвоен статус государственного учреждения.
Символично, что реорганизация консерваторского музея в самостоятельный совпадает с годом начала Великой Отечественной. Ведь музыкальное искусство, занявшее своё достойное место в жизни советского общества в мирное время, столь же важнейшую роль сыграло и в годы войны, в Победе над фашизмом, одержанной благодаря единству всех народов СССР.
Как не вспомнить добрыми словами концерты фронтовых бригад, выступающих перед бойцами и командирами в преддверии важнейших сражений!
Как подбадривали бойцов в перерывах между боями национальные музыкальные инструменты, которые они взяли на фронт из дома.
… С 1954 года Музей носит имя М.И. Глинки.
В 1995 году указом Президента России Музей Глинки включили в Государственный свод, в который занесены особо ценные объекты наследия культуры.
Главное здание музейного объединения (улица. Фадеева, 4) выстроено специально для этой коллекции в 1980-е годы.
Здесь несколько постоянных экспозиций. А экспозиция музея «Музыкальные инструменты народов мира», рассказывающая об истории происхождения и широком разнообразии музыкальных инструментов, — одна из самых крупных в мире. Она включает в себя около 1000 экспонатов всех эпох и народов из России, Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии. Эта экспозиция расположена в пяти залах второго этажа.
Посетители смогут увидеть уникальные предметы: от реконструкции «скифской» арфы III века до нашей эры, звончатых гуслей XIII века, найденных при раскопках Древнего Новгорода, раритетов ХVIII в., в числе которых цитра, шалмей, испанские гитары, «серебряную коллекцию» духовых инструментов времён Отечественной войны 1812 г. до современных электромузыкальных инструментов.
***
В витрине одного из залов представлены инструменты сопредельных России государств.
Здесь находится старейшее собрание, которым по праву гордится Музей имени Глинки. Это коллекция из 36 музыкальных инструментов, на которых играли народы Средней Азии. Её собрал Август Фёдорович Эйхгорн (1844—1909) — капельмейстер Туркестанского военного округа.
В коллекции Эйхгорна представлены и все основные инструменты, распространенные на территории Туркменистана.
У каждого из этих инструментов — своя судьба. К сожалению, большинство имён мастеров неизвестно.
…Особенно долго рассматриваю старый дутар. Ему около 150 лет. В 1875 г. этот дутар изготовил уста Хуммет из нынешнего Гекдепинского этрапа (района).
Неспроста добавил народ к имени этого человека уважительное слово «уста», что значит «мастер»: Геок-Тепинская земля всегда славилась и своими музыкантами, и мастерами, оживляющими мёртвое дерево.
Вот стою в музейном зале.
Мысль рисует твой портрет.
— Ну, каким же, ну, каким ты,
мастер был — уста Хуммет?!
За стеклом витрины вижу
дело рук твоих — дутар.
— Расскажи, какие песни
пел, бывало, сазандар?!
Кель-бахши по этим струнам,
может, прежде ударял?
Полукруг, внимая, слушал,
одобрительно кивал.
— Ну, каким же, ну, каким ты,
мастер был — уста Хуммет?!
Вдруг в Москве, в музейном зале,
ты пришёл сквозь дымку лет.
Дутар — символ туркменской национальной культуры, символ, пришедший из глубины веков.
А прообраз туркменского дутара — лютня, которая имеет длинную шейку и маленький корпус с двумя струнами (это подтверждают академики Г.А.Пугаченкова и М.Е.Массон!) обнаружен в Старой Нисе — столице некогда могущественного Парфянского государства. Среди уникальных находок здесь сосуды из слоновой кости — ритоны.
На них, в частности, изображены музыканты, играющие на множестве инструментов, в том числе и на лютне,
***
Только в руках уста, а затем и музыкантов — дутарчи, певцов — бахши мёртвое дерево тута, которое уже отжило свой век и его спилили, вновь оживает и превращается в музыкальное чудо — дутар.
«Строение дутара кажется довольно простым, — пишет Аллаберды Эргешев («Над прекрасным не властно время. Про музыкальный инструмент — дутар, состоящий из двух струн», «Нейтральный Туркменистан», 14.09.01). — Но его изготовление требует высокого профессионального мастерства. Родиной дутара считают Гекдепе, Гызыларбат, Бахарден и другие районы. Именно там была создана высокая школа изготовления дутаров. По сей день живы в памяти народа имена Гулгельды, Мамметмурата, Хуммета и других уста».
Только тот мастер, принято считать, добьется успеха, который смог прочувствовать инструмент душой.
«Заслуженную славу бахши по праву могут разделить мастера по изготовлению дутаров — уста. Они пользовались не меньшим почётом, их работа ценилась очень высоко — за хороший дутар давали породистого коня», — пишет известный в Туркменистане журналист Владимир Зарембо («Дутар — душа туркмен», Ориент, 29.08.2017), с которым мы вместе, ещё в школьные годы, в 1969 году начинали творческий путь в газете подростков «Ровесник» при «Комсомольце Туркменистана». — Ремесло дутарных дел мастеров передавалось по наследству, из поколения в поколение. И сегодня бахши могут назвать имена мастеров, которые жили и делали прекрасные инструменты сто и более лет назад.
В принципе, дутар можно сотворить из любого дерева, но время его службы и качество звука будут совершенно разные. Чтобы сделать хороший дутар, нужно, прежде всего, хороший материал.
Лучше всего для этого подходит тутовое дерево. Дутар из него получается лёгкий, прочный с красивой текстурой и прекрасными резонансными способностями. Ни одно другое дерево не даёт такого сочного, неповторимого звука. При этом большое значение имеет его возраст. Тутовнику должно быть не менее пятидесяти лет. Дерево, как и человек, мудреет с годами, становится крепче, красивее, благороднее».
Во время одной из моих командировок в Геок-Тепинский район осенью 1987 г., когда я работал в Ашхабадской областной газете «Знамя Октября», земляки уста Хуммета рассказывали мне, что каждый из его детей тоже выбрал себе дело по душе.
И хотя они занимались другими ремёслами, но унаследовали от отца чувство ответственности, профессиональную честь. И поэтому их тоже называли уста.
***
В годы Великой Отечественной войны роду уста Хуммета, как и сотням их земляков, довелось защищать в то время общую нашу Родину — Советский Союз.
Возможно, потомкам мастера и не было известно, что один из дутаров, изготовленных их предком, хранится в самом сердце страны, в Москве, к которой рвались ненавистные враги.
…Но заиграл вдруг Дутар, словно очнувшись от глубокого сна.
Его мелодию, зовущую на подвиг во имя высокой цели, услышали потомки уста Хуммета, услышали все сыны Туркмении. И долг свой перед Родиной с честью выполнили.
Саг бол, старый Дутар!
Спасибо тебе, Хуммет, замечательный туркменский мастер!
***
«Имена знаменитых бахши долго хранятся в памяти народа, — писал известный режиссёр, народный артист Туркменистана Ренат Исмаилов /.../ (Так зарождался туркменский театр, — Turkmenistan.Ru). — Туркмены не отождествляли тот или иной период своей истории с именами шахов и эмиров, как это было в Хиве, Бухаре или Коканде. Прошлое у туркмен нередко определялось по именам прославленных бахши: «Это было, — скажет пастух или дайханин, — когда Еген-Ораз-бахши ещё не закончил петь свои песни» или: «Ещё Курбан-бахши только брал уроки у Анна-Назара», или этим определялось время события, так как каждый туркмен хорошо знал, когда именно Курбан-бахши проходил ученичество у Анна-Назара или когда Еген-Ораз-бахши выронил свой дутар.
Существует хронологическая таблица прославленных бахши. Открывает этот список имя легендарного Гёроглы — главного героя великого эпоса туркменского народа, бывшего, по преданию, богатырем и музыкантом».
…Да, музыка в Туркменистане издавна неразделима с поэзией.
Шелестит ли ветер в листве тутовника или руки бахши коснулись струн дутара, но стихи и звуки вновь и вновь сливаются в песню.
Летит эта песня птицей над просторами Туркменистана.
Много веков летит. От сердца — к сердцу.
Примечание:
В тексте использованы материалы с сайта «Туркменистан.ру»