Рiвне против Ровно, украинец Шакiрзян и беспамятство европейских столиц
Рiвне против Ровно, украинец Шакiрзян и беспамятство европейских столиц
Книга называлась «Это было под Ровно», мы школьниками зачитывались ее сюжетами про партизанское движение на территории оккупированной немцами Советской Украины, про злодеев-бандеровцев, про подвиги феерического и дерзкого героя-разведчика и диверсанта Николая Кузнецова. Спустя годы мы оказались не готовыми к тому, что враг, побежденный восемь десятилетий назад нашими отцами-дедами-прадедами, снова поднимет голову, выползет из схронов, выйдет из засад.
Причем выйдет на территориях, которые наши доблестные воины омыли кровью, в народах, которые нашими воинами были спасены от истребления. Враг, спустя десятилетия, продолжает подло бороться с нашими героями, величие которых не дает ему спокойно жить.
И теперь уже совсем не в Ровно, а именно что в беспамятном Рiвне сносится памятник павшим в годы Великой Отечественной войны — монумент Вечной Славы. А рiвненськи СМИ с удовлетворением отмечают, что это последний городской памятник, попадающий под закон о так называемой декоммунизации. Символично, что произошло это в последние дни апреля с. г., то есть накануне Дня Победы, еще совсем недавно свято чтимого на Украине.
Монумент был открыт в Ровно на Холме Славы в 1985 г. к сороковой годовщине Победы. Он представлял собою композицию из трех бронзовых скульптур (солдата, партизана и девочки), а также обелиск высотой почти 50 метров. Внизу памятник был украшен смысловым барельефом, а перед обелиском располагался Вечный огонь и Могила неизвестного солдата.
Кадры были душераздирающими — как живодерским тросом были повалены бронзовые фигуры. Как заявил «затятый» укр и.о. мэра Рiвне Вiктор Шакiрзян, снесенные скульптуры не будут отправлять в какие-либо музеи, как это происходило в ряде аналогичных случаев в других городах бывшей УССР, а попросту сдадут на металлолом, вырученные средства направят для закупки беспилотников для ВСУ.
***
Но не украми едиными полна европейская русофобская «коробочка», несть числа им и в восточно-европейских столицах, которые освобождались немалой кровью советских солдат.
К примеру, Прага. Очень трогательный памятник И. С. Коневу был воздвигнут в столице Чехословакии на площади Интербригады еще при жизни маршала, в 1970 г. Знаменитый воин-освободитель был увековечен скульптором Зденеком Крибусом с букетом сирени — символом и весны и пробуждения надежд, и Великой Победы.
«Будучи командующим 1-го Украинского фронта, 9 мая 1945 года он спас Прагу от разрушения» — такие слова написали благодарные горожане на гранитном постаменте, на котором высилась трехметровая бронзовая фигура военачальника. Когда советские войска входили в Прагу, пражане буквально закидывали сиренью наших воинов: с балконов, просто на улицах.
Улица Коневова (так она звучит по-чешски) была и в Праге, и в других городах Чехии и Словакии — Микулове, Усти-на-Эльбе, Младе-Болеслави. Вряд ли название сейчас сохранилось.
В 2012 г. пражане, не давшие нынешним властям перенести монумент Конева в парк, посадили у памятника кусты сирени. В ночь на 22 августа 2019 г. памятник был облит красной краской. А 3 апреля 2020 г. — был демонтирован по решению городских властей, яро русофобских. 12 апреля в телеинтервью чешский президент Милош Земан высказал своё отношение к произошедшему:
«Считаю это смешным и глупым. Маршалу Коневу, который освободил не только Прагу, но также Освенцим, принадлежит место в Праге».
Но совсем не до смеха было министру обороны России С. К. Шойгу, который уже 8 апреля обратился к председателю Следственного комитета А. И. Бастрыкину с просьбой о привлечении к уголовной ответственности представителей государственных и местных органов власти зарубежных государств. Которые причастны к сносу мемориальных сооружений, увековечивающих память погибших граждан Советского Союза. Сергей Шойгу написал также письмо министру обороны Чехии Любомиру Метнару с просьбой передать России памятник маршалу Ивану Коневу:
«Прошу Вас как можно скорее передать памятник Российской Федерации. Ожидаем от Вас информацию о месте и времени его передачи. Если решение данной проблемы требует финансовых расходов, мы готовы полностью их оплатить».
В ночь на 9 мая 2020 г. на постаменте демонтированного памятника Коневу неизвестными был установлен унитаз, который вскоре был убран муниципальными властями.
Однако не всем русофобия затмила память. Бывший премьер-министр Словацкой Республики (тогда еще единой Чехословакии) Ян Чарногурский заявил о готовности перенести памятник маршалу Коневу из Чехии в соседнюю Словакию. В одном интервью он сказал:
«Отношение к памятнику маршалу Коневу особое... И мы хотим установить его на частном участке, чтобы не повторилось что-нибудь похожее на ситуацию в Праге».
Члены семьи маршала организовали акцию по сбору подписей за перенос памятника в Россию, в интернете появилась петиция под названием «Семья за перенос памятника Маршала Советского Союза Ивана Конева из Праги (Чехия) в Москву». По мнению младшей дочери маршала Натальи Коневой, логично было бы установить памятник на московской улице Маршала Конева.
21 мая — день кончины прославленного военачальника. Но не только в этот день мы благодарно вспоминаем одного из освободителей от немецко-фашистских захватчиков Восточной Европы, имя которого стоит в пантеоне выдающихся полководцев нашего большого Отечества. Его талант стратега привел к победе Красной Армии во множестве крупнейших операций Великой Отечественной войны.
Жители Праги встречают марашала Конева. 9 Мая 1945-го.
Отнюдь не скатертью стелился ратный путь будущего маршала. Были и весьма драматические моменты… В первый год Великой Отечественной войны И. Коневу присвоили звание генерал-лейтенанта, в тот период он командовал 19-й армией, которая участвовала обороне Смоленска. Западный фронт создавал оборонную линию между озерами Селигер и Ельна, общей протяженностью 340 км. В октябре 1941 г. войска Конева потерпели тяжелейшее поражение в битве под Вязьмой — немцы успешно проводили операцию «Тайфун», начали мощное наступление на Москву, прорвав линию фронта. Все попытки восстановить их не увенчались успехом. Подразделения Конева оказались в крайне затруднительном положении — Верховный Главнокомандующий Сталин запретил отходить на вторую линию обороны. Но 7-го октября фронт был неприятелем прорван. За это поражение генерал чуть не угодил под трибунал, однако Жуков вступился за коллегу, буквально спас от суда и расстрела. В дальнейшем Конев был назначен командующим Калининским фронтом. После успешного проведения контрнаступления в районе Торжка И. Конев снова был назначен главой Западного фронта.
В ходе Курской битвы И. Конев командовал уже Степным фронтом. Курская дуга охватывала немало наших территорий, занятых оккупантами. В своей книге «Записки командующего фронтом» Конев писал, что взятие Харькова было таким важнейшим событием, что он ночью доложил Сталину о завершении Харьковской операции. «Вечером Москва вновь салютовала воинам Степного фронта, на этот раз за освобождение Харькова, 20 залпами из 224 орудий». Вновь — потому что первый салют прогремел в Москве 5 августа, когда были освобождены Белгород и Орел.
Член военного совета Степного фронта Н. Хрущев писал в своих воспоминаниях:
«Торжество в Харькове состоялось большое. Народ хорошо встретил вступление в город Красной Армии. Мы провели там большой митинг, все было очень торжественно, люди сияли».
В Солоницевке, фактически на нынешней окраине Харькова, в течение более полувека жил и развивался мемориально-музейный комплекс «Высота Конева», расположенный на месте наблюдательного пункта командующего. Здесь 22 августа 1943 г. он отдал приказ о штурме Харькова, который привел к освобождению города на следующий день. Как говорил сам Конев:
«Мы, фронтовики, не зря прожили жизнь, мы сумели разгромить фашизм и вселить веру в торжество нашего общего дела. Так пусть же каждый молодой человек помнит и чтит завоевания отцов и дедов, всего советского народа».
Сейчас мемориал «временно закрыт».
Командовать 2-м Украинским фронтом И. Конев был назначен с октября 1943 г. Но уже в феврале 1944 г. ему было присвоено звание Маршала Советского Союза «за умелую организацию и отличное руководство войсками в Корсунь-Шевченковской операции». Весной 1944 г. маршал провел Уманско-Ботошанскую военную операцию, в ходе которой в течение месяца, не прекращая боев, наши войска — по бездорожью и мартовской распутице — совершили мощный бросок на запад, свыше 300 километров, и уже 26 марта вошли на территорию Румынии.
Иван Конев
Маршал был назначен командующим 1-м Украинским фронтом, которым прежде командовал освободитель Киева генерал Н. Ватутин. Фронт Конева в ходе Львовско-Сандомирской операции разгромил группу армий «Северная Украина». Часть сил фронта приняла участие и в Восточно-Карпатской операции. Войска 1-го Украинского принимали активнейшее участие и в заключительных этапах Великой Отечественной — Висло-Одерской, Пражской и Берлинской наступательных операциях.
В этом качестве, командующего 1-м Украинским фронтом, маршал завершил великую войну и участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади. И. Конев кроме множества других наград был удостоен высшего военного ордена СССР «Победа» — за «образцовое руководство войсками в завершающих операциях».
Есть прецеденты и вынужденного возвращения на Родину дорогих нам памятников и прахов. Например, когда «европеизировавшиеся» болгары в конце 1990-х вознамерились утилизировать памятник освободителю Болгарии советскому маршалу Ф. И. Толбухину, монумент был вывезен и поставлен в центре города Тутаева в Ярославской области:
…В сентябре 1944 г. войска Третьего Украинского фронта под командованием Фёдора Ивановича Толбухина (на то время генерала армии) очистили Болгарию от германских нацистов и их болгарских приспешников — за одну неделю, не потеряв ни одного солдата в боях! 12 сентября военачальнику было присвоено звание Маршала Советского Союза.
Советская армия покинула Болгарию в 1947 г., а Толбухин стал почетным гражданином г. Добрича ещё в 1946 г., оставив о себе добрую память. И когда маршал скончался 17 октября 1949 г. в Москве, уже через несколько дней болгарский город Добрич был назван Толбухином. Именем сталинского маршала были названы многие улицы и площади по всей Болгарии. Появились и памятники советскому полководцу.
25 сентября 1990 г. задули «ветры перемен», и город Толбухин был вновь переименован — в Добрич. Бронзовый бюст маршала-освободителя, как водится у «благодарных» освобожденных народов, был снесен с постамента в центре города и вывезен на задворки городской администрации. Когда же в 2000 г. памятник оказался на свалке вторцветмета в Софии, все же нашлись болгарские патриоты, которые отправили телеграмму в родной город маршала — Ярославль. Земляки воина, как пишут, «прокричали что-то о братушках, не помнящих старого добра, но памятник спасли, он обошёлся бюджету г. Ярославля в сумму около трех с половиной тысяч долларов».
***
29 июня 2017 г. исполнялось 110 лет со дня рождения одного из выдающихся советских полководцев Великой Отечественной войны Ивана Даниловича Черняховского. И словно наперекор этой памятной дате поляки города Пененжно в те дни завершили начатый в сентябре 2015-го демонтаж памятника погибшему полководцу, установленного их благодарными предками.
Польская новейшая акция стала в ряд с литовской нетерпимостью, проявленной за четверть века до этого. Дело в том, что Иван Данилович был похоронен в Вильнюсе, где прах дважды героя Советского Союза генерала армии Черняховского находился до 1992 г., и площадь в столице Литвы была названа его именем. По требованию новых властей, тяготеющих к прославлению эсэсовцев и коллаборационистов, прах генерала был вывезен, перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, а памятник полководцу работы известного московского скульптора Н. Томского — перевезен в Воронеж.
Черняховский. Вильнюс. 13 декабря 1950 г. Фото А.Морозова
Памятник Черняховскому. Скульптор Н.Томский. Воронеж
Иван Черняховский
Нашими фронтами Великой Отечественной командовали маршалы. Но было два исключения, два молодых ярких генерала армии: увы, Николай Ватутин погиб 42-летним, а Иван Черняховский — 38-летним.
Черняховский был самым молодым генералом армии и командующим фронтом в истории СССР. Его достижения 34 (!) раза отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего. Лишь по стечению трагических обстоятельств он не получил высшее военное звание «Маршал Советского Союза».
Родился И. Д. Черняховский 16 (29) июня 1907 г. в селе Оксанино Уманского уезда Киевской губернии (ныне Черкасская обл.) в простой рабочей семье. Отец во время Первой мировой войны служил под началом А. А. Брусилова.
Армия Черняховского участвовала в Воронежско-Касторненской операции, была активно задействована в Киевской, Проскуровско-Черновицкой, Житомирско-Бердичевской, Ровно-Луцкой операциях, форсировала Днепр и Десну.
А на Курской дуге войска под началом Черняховского пошли в прорывное наступление, освободив нашу территорию на глубину около 90 км. Враг мог бы пойти в наступление, используя дыру в обороне, но приходилось «гнаться» за армией, уходящей в его глубокий тыл. Гонка продлилась около 200 км, позволив советским войскам продвинуться в направлении на Киев.
14 февраля 1943 г. Черняховский стал генерал-лейтенантом, а через год, 5 марта 1944 г. — генерал-полковником, и в том же году его назначили командующим 3-м Белорусским фронтом. Именно И. Черняховский возглавил наступательную операцию «Багратион», одну из самых крупных военных операций за всю историю человечества.
3-й Белорусский участвовал в Белорусской, Каунасской, Мемельской, Гумбиннен-Гольдапской и Восточно-Прусских операциях. Вскоре Черняховскому присвоили звание генерала армии. Также за освобождение Витебска, Минска и Вильнюса (который избежал полного разрушения благодаря Черняховскому) военачальник был награжден Золотой Звездой Героя. Меж тем к 23 февраля был подготовлен приказ о присвоении И. Д. Черняховскому звания Маршала Советского Союза, что сделало бы его самым молодым нашим маршалом. Увы, выдающийся полководец не дожил до этого звездного часа. И не дожил 80 дней до радостного Дня Победы. Считают, что около 10 % всех салютов, звучавших в Советском Союзе во время войны, было сделано в честь побед, одержанных подразделениями Черняховского. Он не проиграл ни одного сражения.
Воронеж пригрел на своей груди демонтированный вильнюсский памятник. Жители, хорошо помнящие, кто освобождал и защищал их город, два года собирали средства на бетонный постамент, облицованный розовым гранитом, — работы воронежского архитектора С. А. Гилева. На нем написано: «Генералу армии И. Д. Черняховскому от воронежцев». Памятник был открыт 9 мая 1993 г. на вокзальной площади города, названной именем Черняховского в 1949 г.
К слову, когда литовцы затеяли демонтаж памятника, кроме Воронежа на монумент предъявила права Черкасская обл. Украины — родина героя. К счастью, Воронеж победил — иначе необандеровцы и укроманкурты в наши дни отправили бы памятник Черняховскому вслед за Ватутиным.
Не только воронежцы сохранили память о герое — десятки улиц и переулков во многих городах названы в честь выдающегося полководца. Также несколько небольших городов и поселков носят его имя; например г. Инстербург (Калининградской обл.) был переименован в Черняховск. Во многих городах установлены памятники Ивану Черняховскому.
То, что прежде нам виделось нормальным, сегодня читается как удивительное. В частности, президентом Януковичем был подписан указ №85/2013:
«Учитывая особые заслуги перед Родиной прославленного сына украинского народа, выдающегося полководца, дважды Героя Советского Союза генерала армии Черняховского Ивана Даниловича и учитывая высокие показатели Национального университета обороны Украины в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров для Вооруженных сил Украины, постановляю присвоить Национальному университету обороны Украины имя Ивана Черняховского и в дальнейшем именовать его — Национальный университет обороны Украины имени Ивана Черняховского».
Не будем пока спрашивать остальных, но что теперь стало с памятью малороссов? Ответь, Украина!
На обложке: советские солдаты переходят мост через Дунайский канал в Вене. 1945 год. Фото: Александр Устинов.