Бесплодная почва ЕГЭ

В конце мая месяца этого года систему среднего образования в России потрясла серия отвратительных в своей нечистоплотности скандалов, связанных с вопиющим нарушением прав человека и ребёнка. 

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

Н.А.Некрасов

Школьник 16 лет, сдающий выпускные экзамены в школе, это ещё ребёнок, во всяком случае — несовершеннолетний человек. Его права должны защищаться государством особенно тщательно, ведь речь идёт о подрастающем поколении, нашем будущем. А если этот наш будущий взрослый человек у самого порога самостоятельности, на переходном этапе между школой, где в нём, по идее, воспитывалось "разумное, доброе, вечное", — и сознательной жизнью — встречает хамское, бездушное отношение взрослых людей, попрание всех своих прав человека и гражданина, и при этом его заставляют заниматься абсурдным делом формальной проверки знаний, не раскрывающей его истинный потенциал, то такой будущий взрослый человек и сам в дальнейшем будет относиться также формально и к своей профессии, и к воспитанию своих детей.
Всё это плачевное состояние нашего среднего (я бы даже сказал — очень среднего образования), как в фокусе концентрируется в аббревиатуре из трёх букв — ЕГЭ, то бишь Единый государственный экзамен. Давайте для начала разберёмся, откуда пошло это зло и почему и кто стал внедрять его в нашу школу. Во-первых, сразу уясним себе, что среднее образование не готовит в школьных стенах специалистов по тем или иным профессиям. Выпускники средних школ не приобретают на выходе из них никакой профессии. Хотя изучают в рамках школьного курса и математику, и физику, и химию, и историю, и литературу, но не становятся профессиональными математиками, физиками, химиками, историками и т.д. Они получают лишь общий свод начальных знаний по всем этим дисциплинам и имеют возможность выбрать себе будущую специализацию, чтобы уже в высшем учебном заведении в окончательной полноте освоить избранный ими предмет и стать специалистами в своей области. Вот на выходе из ВУЗа и требуется настоящий полноценный государственный экзамен, ведь выпускник ВУЗа получает диплом государственного образца, подтверждающий, что он теперь специалист, профессионал своего дела и может заниматься той или иной профессией и государство своим дипломом гарантирует, что он стал таковым специалистом.
А что гарантирует школьный аттестат? Что выпускник получил какую-то специальность? — нет, этого нет и в помине. Аттестат лишь подтверждает, что учащийся изучал на протяжении ряда лет определённые предметы в рамках школьного курса и освоил их в большей или меньшей степени, о чём свидетельствуют оценки по этим предметам, выставленные в аттестате. Для чего же устраивать ему государственный, да ещё и единый по всей стране без учёта специфики регионов экзамен, да ещё в отрыве от своей школы, в чужих стенах, разве учителя родной ему школы не знают его как облупленного и не могут выставить ему соответствующие оценки? Или учителям его школы государство совершенно не доверяет, считает их заведомыми обманщиками, ничему не научившими в течение 11 лет школьного курса своего воспитанника. Зачем тогда государство поставило на дело просвещения таких учителей, платит им зарплату, если им не доверяет? Абсурд, полный абсурд и презрение к личности дипломированного педагога. Таким образом, ЕГЭ унижает в первую голову самих учителей, если не доверяет им экзаменовать своих же учеников. А кто тогда, позвольте спросить, будет оценивать их знания на этом пресловутом ЕГЭ, и каким образом — без собеседования, без живого общения с выпускником. Без знания самого выпускника и его интеллектуального потенциала, способности мыслить и рассуждать ему можно только предложить ответить на ряд формальных тестов, ответы на которые может проверить даже не человек, а компьютер. Школа, в которой учился выпускник, всё это знает о предстоящем ЕГЭ и соответственно уже не учит и не развивает мыслительные способности учащегося. А на протяжении уже ряда лет в старших классах только и делает, что натаскивает своего воспитанника на зазубривание правильных формальных ответов на грядущие тесты. Таким образом извращается сама цель образования — воспитать мыслящего, интеллектуально развитого человека и гражданина.
Какой уж тут гражданин, если этого будущего полноправного члена общества заранее подозревают во всех тяжких грехах. Что он пронесёт на ЕГЭ какой-то гаджет, с которого спишет все формально правильные ответы на эти тесты. Уже то, что ученик приходит в чужую школу, где его никто не знает, не знают его способностей, не знают, как он учился все предшествующие годы, кто он такой (а может, он завзятый террорист?), заставляет относиться к нему, как к врагу, несущему в кармане бомбу. Его заставляют проходить через рамки металлоискателей. А если зазвонит эта рамка, то этого несчастного вынуждают раздеваться едва ли не до гола, с девочек срывают бюстгальтеры. Подозревают, подозревают во всём, и экзамен вместо торжественного акта превращается для выпускника в бесчеловечное унижение и повальный стресс. В интернете можно найти огромное количество просто воплей униженных и оскорблённых таким отношением молодых людей. Вот пишет комментарий один выпускник (фамилии не привожу и опускаю крепкие выражения): 

"У, твари... Сгорите в аду там, где умерла моя психика, человечность, здравый смысл, желание жить и всё, что отличало меня от трупа в гробу! Ненавижу это грёбанное ЕГЭ! Я теперь единственый стимул учиться вижу только для того, чтоб стать лучшим физиком, чтоб когда открою бомбу похлеще ядерной, меня спросили бы про человечность и на чьей я стороне. Я бы хотел очень сказать им, неважно кому, что не знаю, зачем я и для чего. Я просто бездушная тварь без чувств, которые вы вытравили своим ЕГЭ". 

Такое впечатление вынес будущий физик из стен современной школы, пройдя через ад ЕГЭ. И это лишь одно из многих подобных отзывов о ЕГЭ со стороны совсем не бесталанных учащихся. Скажите, нужна ли нашей стране такая система "провеки знаний", унижающая и развращающая юное поколение русских людей, нашу надежду и опору на будущее?..
ЕГЭ был введён в нашу школу в начале нынешнего века стараниями тогдашнего министра образования РФ Филиппова Владимира Михайловича, академика Российской академии образования, который был таковым министром с 1998 по 2004 годы. Намерения у министра были, разумеется, самые благие: исключить коррупцию из системы выпускных экзаменов (фактор недоверия к учителям той школы, где обучался выпускник), дать возможность без вступительных экзаменов путём рассылки результатов ЕГЭ по разным ВУЗам поступить любому выпускнику, даже из отдалённых регионов, в престижные столичные ВУЗы, расширив таким образом т.н. "социльный лифт". И что из этого получилось? ЕГЭ оказался сплошь и рядом неспособен тщательно проверить знания выпускника, исчезла из подведения итогов выпускного экзамена личность самого учащегося, его способность мыслить и находить нестандартные решения. Парадоксально появились выпускники, учившиеся все годы в школе на тройки, а заработавшие каким-то сверхъестественным образом 100 баллов на ЕГЭ! Особенно много таких отличников появилось в южных регионах нашей страны, так что говорить о преодолении коррупции на экзаменах вовсе не приходится. Ответы на тесты ЕГЭ свободно можно скачивать в интернете и с этим бесполезно бороться, так как современное информационное поле в нынешних условиях никакими силами не поставишь под тотальный контроль. ВУЗы оказались в полной растерянности — кого принимать в студенты? Ибо результатам ЕГЭ нельзя доверять — это сплошная фикция. Наконец, если раньше школьник в старших классах целенаправленно готовился к поступлению в определённый ВУЗ, занимался там на подготовительных курсах, изучал программы этого ВУЗа, готовил себя к постижению избранной им профессии, и его знали уже в этом ВУЗе. То теперь поступление в ВУЗ стало чем-то вроде карточной игры — как карта ляжет. "Ловите миг удачи" со своими липовыми 100 баллами по ЕГЭ!
Многие известные и авторитетные российские учёные решительно выступили против порочной системы ЕГЭ. Вот мнение академика Владимира Фортова (ныне покойного), бывшего президента Российской академии наук, высказанное им ещё в 2018 году: 

"О реформе судят по её результатам. Надо сказать, что уровень образования серьезнейшим образом упал. Я приведу пример, который хрестоматиен: приблизительно две трети нашего населения считают, что Солнце вращается вокруг Земли, а не Земля вокруг Солнца. Я недавно слышал оценку, по которой треть школьников считает, что электрон намного больше атома. Это чудовищная ситуация, и она должна быть исправлена. Я не думаю, что ЕГЭ — это движение в правильном направлении. Обычно, когда говорят о ЕГЭ, говорят о том, что люди с периферии не могут получить достойное образование. Это только одна сторона дела. А другая сторона состоит в том, что только при контакте преподавателя и школьника, который становится абитуриентом, можно действительно выявить его настоящие способности. Я сам окончил Физтех. У нас в группе после конкурса 20 человек на место было всего двое людей из Москвы. Остальные были из периферии, в том числе и я. Экзамены проходили в режиме собеседования, они были жёсткие. Я не думаю, что глядя на бумажки, заполненные квадратики, можно выбрать талантливого человека".

И вот по прошествии десятка лет после введения этой порочной системы ЕГЭ в школах. А также не менее порочной "болонской" системы обучения в ВУЗах (но это особый разговор), наша страна оказалась перед фактом огромной нехватки квалифицированных кадров что в просвещении, что в промышленности, что в медицине — да где угодно. И наш любимый президент с тяжким вздохом вещает о необходимости завозить специалистов из-за границы. Дальше, как говориться, ехать некуда! Россия осталась без грамотных специалистов... И если сейчас болонскую систему в ВУЗах спешно отменяют, то за порочное ЕГЭ всё ещё держится наше министерство образования, несмотря на все отвратительные скандалы с раздеванием учащихся перед этой самой "проверкой знаний". Сейчас ряд депутатов Государственной думы выступили с инициативой внесения законопроекта об отмене порочного ЕГЭ с 2025 г. и возврату к советской системе экзаменов. К той советской системе, которая подарила нашей стране столько выдающихся умов, истинных профессионалов своего дела. Дай Бог, как говорится, лишь бы палки в колёса этой инициативе не поставили враги нашей Родины, угнездившиеся в чиновничьих кабинетах. Учитель в российской школе был всегда и должен быть в идеале не дрессировщиком в зверинце, натаскивающим животных на выполнение каких-то заученных действий, а воспитателем разумного, доброго и вечного, как сказано у Некрасова: 

"Сейте разумное, доброе, вечное, сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ".

5
1
Средняя оценка: 4
Проголосовало: 12