Горстка бобов, готовых пустить ростки
Горстка бобов, готовых пустить ростки
Знакомиться с художественной прозой учёных всегда интересно: о чём бы она ни была, в ней ищешь привычное для автора напряжение мысли. В самой возвышенной лирике вдруг могут возникнуть сложнейшие вопросы мироустройства и нашего восприятия мира или друг друга. Всё это как раз и находишь в книге Юрия Нечипоренко «Горстка бобов», вышедшей в издательстве ОГИ в 2022 году. Автор, учёный-биофизик, доктор физико-математических наук также известен как исследователь творчества Пушкина, Гоголя, Достоевского, Ломоносова.
Ю.Д. Нечипоренко — детский писатель, популяризатор науки, бессменный редактор журнала «Электронные пампасы» для детей и подростков. В новой книге Юрий Нечипоренко рассказывает о собственной жизни, начиная с четырёх лет и заканчивая буднями молодого учёного, выбирая каждый раз, как мне показалось, то, что вызвало у него наибольшее удивление. А если это истории о встреченных людях — то, значит, о тех, которые запомнились ярче всего. Книгу можно рассматривать как продолжение другой книги о детстве, «Смеяться и свистать», но можно читать её и как отдельное произведение. По форме это повесть в рассказах, которые перемежаются короткими историями — полусказками-полупритчами, глубокими и полными мягкого юмора.
Этой россыпи разных историй идеально подходит название «Горстка бобов». Каждый из бобов может существовать сам по себе, но когда они вместе, гораздо лучше. Все они маленькие и живые, каждый из них может прорасти, раскрыться и стать чем-то иным. Читая книгу, вспоминаешь, что тоже встречала похожих людей, но не всегда могла их понять, или попадала в такие же ситуации и терялась, — а писатель преподносит тебе похожую историю как на блюдечке, и ты удивляешься: вот, оказывается, в чём было дело! Хорошая автобиографическая книга — она же всегда не только про автора, она про всех. «Горстку бобов» можно было бы назвать историей взросления, если бы это обозначение не стало уже общелитературным штампом. Какую же подростковую повесть, вне зависимости от её глубины, драйва, таланта автора, не называли ещё историей взросления? Впрочем, хорошая книга — детская она или нет — это всегда история чьего-то роста и узнавания нового. А значит, взросления. Герой Юрия Нечипоренко совершает открытия с самых ранних лет. Условия его жизни были иными, чем те, в которых растут дети сейчас. Ровесники автора были больше предоставлены сами себе. Они строили для себя отдельный от взрослых — свой собственный дом. Где-то такие называются штабиками, а у них был халабан. С местами для всех, с настоящей печью. И всё это сами! У них были другие игрушки и развлечения (чего стоил, например, телефон, сделанный из двух коробков, соединённых суровой ниткой, достаточно длинной, чтобы говорить по нему из двух квартир по соседству. И ведь было слышно, слышно!
Рисунок из книги. Худ. Далия Атабани
Время от времени в предместье, где автор рос, происходили драки, точней, поединки, в которых мерились силой. А ещё мальчики собирали порох. Писатель Нечипоренко родом из Луганской области, а в тех краях и через два десятилетия после войны, в годы его детства и позже, земля хранила то, что детям даже брать в руки было опасно, — но ведь всё опасное притягивает к себе. Я бы сказала, что книга — по крайней мере, отдельные её главы, — полны огня, иногда в переносном смысле, а иногда в самом прямом. Смыслы могут накладываться друг на друга. Меня поразила глава, в которой мальчик лихорадочно тушит на девочке кофту, загоревшуюся в результате неосторожной игры (всё кончается хорошо), и внезапно его охватывает огонь совершенно другого рода… У них потом не было никакого романа, но это спасение от огня, от опасности друг у друга в объятиях — из тех историй, которые не забываются. Будущий доктор наук, учёный-биофизик и детский писатель совсем не был пай-мальчиком:
«Может быть, — говорит он, — у кого-то в это время жизнь была другой: с изостудиями, кружками пения и танцев, музыкой и иностранными языками, — а у нас дворцом искусств и наук, школой мудрости и мужским клубом был халабан».
Выходит, школой для будущей интересной и наполненной жизни может быть что угодно — важно, что ты выберешь для себя сам, что захочешь взять из своего детства. Вся книга оставляет ощущение лёгкости и свободы, в ней не так много места уделено корпению над учебниками. Или тому, как сложно было при помощи паяльника изготовить из медной проволоки модель спирали белка. Кстати, на это у студента Нечипоренко ушёл целый месяц. Ясно, что если хочешь чего-то добиться в науке, без упорной работы не обойтись. Но вместе с тем видишь, автор делал то, что ему было очень интересно. Наука сродни волшебству, и уже почти мистикой выглядит рассказ учёного про то, как в студенчестве он посылал на неинтересные лекции своего двойника. Правда, в следующих абзацах секрет раскрывается, но лёгкое ощущение чуда остаётся с читателем. Наука представляется нам совершенно особой сферой, на грани с фантастикой, с возможностью создать своего дублёра, фантом… И вместе с тем наука — это часть нашей обычной, повседневной жизни, и в ней так же, как и в жизни, всё взаимосвязано. Орудуя паяльником в лаборатории, будущий писатель пришёл вот к такому выводу:
«Природа не терпит пустоты. Я постепенно на собственном опыте убеждался, как плотно всё сбито в мире, как один атом касается другого, одна химическая группа “караулит” другую — и при первой же возможности эти группы стараются установить связи, “протянуть друг другу руки”, соединиться... Осознание этой мудрости белка стоило и обожженных паяльником пальцев, и часов бдений над проволоками, — всех усилий, потраченных на курсовую».
И мы, читатели, вслед за автором осознаём, как мудро устроен наш мир, как непостижимо тонко прилажено всё в нём друг к другу. Наверно, уже больше ста лет то одной, то другой знаменитости приписываются слова: «Если учёный не может объяснить восьмилетнему мальчику чем он занимается — значит, он сам этого не понимает». — Так это или не так, всё ли возможно объяснить? Автор находит способ — не зря же он детский писатель. Его научные интересы связаны с изучением молекулы ДНК, и в одной из глав он говорит о методе, который позволил пометить «все молекулы в клетке, найти места, в которых они «гнездятся», и таким образом разобраться в том, чем они занимаются». Этот метод позволил учёным установить связь с каждым геном:
«В просторечье мы назвали этот метод “пришивкой хвостов”, — говорит автор. — К любому гену в клетке можно пришить метку — такой хвостик, который не занимает много места. Однако этот хвостик позволяет потом проследить, во что превращается ген, чем он занят — и кем командует. По гену делается белок, а на хвосте у белка будет сидеть маленькая метка, которая расскажет о его путешествии по клетке».
Вот так просто, наглядно, и сразу же невидимая глазу клетка представляется вам как сложный организм, как город с никогда не замирающим уличным движением. Было бы совсем идеально, если бы книга содержала яркие, цветные рисунки молекул с «хвостиками». Но в любом случае хорошо, что такая книга вышла. Возможно, горстка бобов, брошенная автором, прорастёт и кто-то из читателей захочет связать свою жизнь с наукой, и тоже изучать наш мир на молекулярном уровне... Книга содержит несколько посвящений хорошим людям, и наверняка кому-то будет приятно увидеть в названии глав их имена. Оттого что на страницах присутствуют знакомые люди из книжного или из научного мира, книга воспринимается интерактивной, готовой вдруг измениться, как собравшиеся пустить корни бобы.
В послесловии автор признаёт, что работая с таким материалом, как живая жизнь, недавняя история, трудно быть объективным, и сообщает, что открыт для замечаний. Найти его можно в «Пампасах» — это тот самый электронный журнал, который он редактирует. Разносторонность интересов Юрия Нечипоренко действительно поражает. И наталкивает на мысли о многообразии нашего мира. Вообще-то, про это многообразие всегда знаешь. Но только забываешь про него в суете. А хорошие книжки снова напоминают о нём.
Страничка из книги
На обложке: портрет Ю.Нечипоренко авторства худ. Далии Атабани.
Аннотация книги здесь