По «Течению» с Юлей Чичериной. Часть 2
По «Течению» с Юлей Чичериной. Часть 2
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ
Помню, мои студентки… «А что вы слушаете?» — и недоверчивое переглядывание, когда удостоверились, что в моих наушниках звенело: «Никто не поймает мои мысли радаром / Я беру всё, что можно, и беру это даром». Видно решили: «Староват препод для их Чичериной»! А с поколением их отцов, то есть своим, по поводу Юли случалось спорить.
Некоторым коллегам «Белая скатерть, разбитые блюдца» (песня с популярнейшего альбома начала 2000-х — «Течение») казалось заводной ерундой, «хитом для девочек». Я же в ответ напоминал им известный рекламный слоган: «Наш джип завязнет там — куда другие не доедут!» Юля пишет и поет тем, до кого мы, серьезные, старшие… старые — и не доберемся! Публикуя статьи о Rolling Stones, Pink Floyd, я касался в основном культурного, общественного, политического шлейфа. Всё «около музыки»: рок — значимый фактор истории конца ХХ века. И в рецензиях на поэтические книги я не очень увлекался цитатами, а уж тексты песен в отрыве от музыки преподнести еще сложнее. Но все же, вот строки поэта Юлии Чичериной:
От тебя до меня лишь окно с погасшим светом
От меня до тебя сорок тысяч километров.
Так завораживающе пропетое число — вроде бы страшное удаление. Но эти 40 000 км — максимум, — полная окружность Земли. Пройдя которую, покинув человека, — вернешься к нему же. Этот уход-возвращение еще совсем юной Юле были продиктованы словно во сне. Впрочем, можно и без «словно»: её первый альбом с «Жарой», «Ту-лу-лой» и другими сенсациями назывался «Сны» (2000 г.). То было время, перефразируя титул модного романа: «околонулей». Миллениумные нули маркировали интересную эпоху, о которой можно говорить — хоть до следующего миллениума. Но в пределах обозначенной темы это: «Наше Радио», «Кино-Братья» Балабанова («Брат-2» уже никак не мог обойтись без песни Чичериной). Юлины хиты попали во многие наши и зарубежные фильмы. Она и сама снималась, роль гладиаторши Дейдры (2001) у Тимура Бекмамбетова, снявшего несколько клипов Чичериной, можно назвать пророческой: через полтора десятка лет у неё Сирия, Донбасс.
Но как раз теперь на этом «выигрышном» военном фоне Юля — вовсе не воинственна, просмотрите репортажи: нет и сотой доли Дейдры. Именно потому, что для нее это не фон! Не PR, — а люди, страдание. Дает донбассовцам десятки концертов, порой в каком-нибудь углу передовой линии — даже для нескольких бойцов. Привозит гуманитарную помощь. Объявленная СБУ в розыск (ей грозит пять лет тюрьмы «за посягательство на целостность» Украины), она ответила:
«С глубоким состраданием я отношусь к народу, временная власть которого объявляет в розыск за “пару песен” для своих же детей и закрывает глаза на свои кровавые ошибки против своего же народа, желаю вам быть более самокритичными и менее эмоциональными, ведь в ваших руках миллионы людей. Мир всем».
Даже известный своей русофобией музкритик Троицкий (его кредо, похоже таково: «Артистом можешь ты не быть, — но либералом быть обязан!»), изругав всех не диссидентствующих, не релоцировавшихся рок-музыкантов, все ж признал: «Но Чичерина абсолютно искренна». Командные пункты нашего шоу-бизнеса так расставлены, что артист даже из самого первого эшелона, как Юлия, решаясь на такие прямые и резкие высказывания и поступки: концерты в Сирии на базе Хмеймим, в Донбассе в концертных залах и на передовой — многим рискует, объективно теряет, но... дежурная фраза: «это её не останавливает». А прислушавшись к её новым альбомам «Сказка о странствии, поиске счастья и спасении мира», «Война и мир», выступлениях на ТВ… скажем точнее: «… но она этого не замечает».
Помню, как знакомый журналист бурно сожалел:
— Ах, Юля! Была ж такая безбашенно-веселая! «Ту-ла-ла», «Разбитые блюдца»! А теперь: «Мой Сталинград», «На передовой», «Рвать!»... Метаморфоза!
Я:
— Какая метаморфоза? Это просто ветер!
— Чего?
— Она же — как пела «что ветром в голову надуло», так и поет! Просто Ветер теперь другой! А она всё: «…такая честная». — Это я чуть передал строку её песни «Чистая». Хит как раз периода, о котором жалел мой собеседник:
Бесполезные диеты, вина красно-кислые
И чужие сигареты, а я такая чистая!
Наш разговор продолжился в её уникальном доме, среди любимых сервалок, собак (Юля держит у себя как породистых, вроде Рекса, с которым я прошлый раз так прокололся, так и брошенных, бывше-бездомных), лошадей (тогда, кажется, была одна).
И.Ш.: Юля, а какие песни особенно любят, просят спеть на Донбассе ополченцы и условные «гражданские»?
Ю.Ч.: Солдаты любят веселые мирные песни про жару, тулулу, смеющихся и плачущих девочек, но командиры просят петь «На передовой», «Рвать» и «Моя Спарта», потому что многие за эти годы потеряли страх и им нужно постоянно напоминать, что их работа — ежедневный героизм, а мой путь — воспевать, что не будет он напрасным их подвиг благородный, так что все при деле.
Народный статус Ваших песен на Донбассе, искреннее вхождение в души, мысли и тех, кто «На передовой», и женщин, детей под обстрелами делает Вас практически их представителем, так что спрошу Вас: чего сейчас ждет Донбасс от России?
Все мои друзья, знакомые и соратники на Донбассе хотят стать частью России, считают ее своей Родиной и защищают ее интересы, остро переживают все события в новейшей истории России, пожары и наводнения в Сибири или подвиги героев Сирии. Донбасс в прямом смысле передовая Русского мира. Здесь началась схватка русских с западным миром. И ВСУ оказались манкуртами, такое уже случалось, когда бандеровцы терпели позорные поражения от Красной армии, а потом десятилетиями мстили, выпрыгивая из схронов.
На Донбассе в это время гибли не сдаваясь. Герои Молодой гвардии отпечатали свою доблесть в веках. Все повторилось, новые герои продолжают гибнуть на Донбассе, а всушники, сбушники кричат из трюмов: «Не убивайте, я все скажу!». По просьбе жуют погоны, это герои новой Украины, ничего не поменялось. Только в составе русской, советской армий простые украинцы проявляли чудеса героизма, совершали подвиги, как показала Отечественная война. И после СВО они в Русский мир вернутся. Только самые отмороженные убегут в Канаду, там всегда мешали жить коренным народам: эскимосам, алеутам, вырезали индейцев. Но оставшиеся на Родине будут, как и раньше, в Русском миру.
В Сирию ездили с группой? Где побывали?
Со звукорежиссером, он же играл на гитаре, я — на укулеле. Несколько концертов в укреплениях и нашей базе Хмеймим. Поздравляла с Новым годом наших военных. Вечером катались к морю, видела апельсиновые рощи. Мне, автопутешественнику, понятно, как тяжело находится вдалеке от Родины. Моя новогодняя музыкальная весточка приукрасила суровый военный быт.
Творчество, реплики, интервью Сергея Бобунца (знаменитая рок-группа «Смысловые галлюцинации») показывают просто удивительные совпадения взглядов, вкусов: органичный, спокойный патриотизм, любовь к автомобилям, путешествиям. Даже космос: видел его фото в футболке «Космос наш»… А о чем-то Вы спорите в студии?
Мы ни о чем не спорим, он помогает мне в меру своих сил, просто я на передовой, а он в тылу, откуда лучше видны мои ошибки и просчеты. У Бубы важная миссия, я очень берегу его, стараюсь им не рисковать.
Все статусные рок-группы, даже супер-концептуальные Pink Floyd все ж выпускают сборники «Лучшие песни». А группа «Чичерина» со своим очень не спешила: двадцать лет мы ждали. Но Ваш «Best off…» вышел совсем не типичным: знаменитые хиты исполнены по-новому. В чем был замысел?
С Вадимом Самойловым, «Агата Кристи»
Никакого особого замысла, просто на юбилей группы хотелось поздравить слушателей, собрали из того, что было актуально на тот момент.
Есть у Вас красивый альбом «Сказка о странствии и поиске счастья». Песни сочинялись в Ваших путешествиях?
«Сказка…» — по мотивам автопутешествия, маршрут Москва-Тибет-Москва: пустыни, самые высокие горы. Был поход к волшебной горе Кайлаш, другим местам силы Тибета. Некоторые песни написаны в пути, сама сказка сложилась уже по возвращению. Это сказка о поиске счастья так и не закончилась: продолжаю свои поиски, возможно в следующем путешествии закончу ее. Постараюсь, наконец, раскрыть: можно ли при жизни найти счастье, и что это такое.
В Тибете
Знаю Ваше весьма настороженное отношение (это еще мягко выражаясь) к жанру похвал. Но сказать об «общественном значении» и просто кайфе от Ваших песен я же должен! Может, применить прием «Битлз» 1967 года? Полное отстранение, снятие груза типа: это не мы, какой-то Сержант Пеппер Клаб Бэнд… Могли б Вы тоже отстраненно глянуть на историю некоей группы «Чичерина»?
С возрастом я стала отстраненно смотреть на свое творчество, больше доверяя небесам. Даже дофамин после удачного концерта или благотворительность, когда ты хоть немного чувствуешь свою значимость после помощи окружающим — раздувает наше эго. Тщеславие и гордость в свою очередь приводят к душевным и физическим мукам. И мы теряем защиту, нам кажется: «За что ж нас таких хороших так больно»? Только когда левая рука не знает, что подает правая — у нас есть небольшие шансы на спасение, самая главная битва: битва с самим собой. Никаких своих заслуг я не вижу, только постоянные проигрыши своей гордости и своим телесным наслаждениям, моя битва продолжается, и покой нам только снится. Публичность, земная слава и известность — очень тяжелая ноша, и если ты не направишь ее на благо — ты заблудился, и никаких шансов на спасение.
Сейчас состав группы «Чичерина» постоянен?
Иногда коллектив меняется радикально, как листва на деревьях, иногда незаметно, как иголочки на елках, все очень естественно. Музыкантов я очень понимаю, у каждого свой путь.
Недавно Мик Джаггер хвалился: «Выступил в своем костюме 1969 года. Еще впору». Это он еще и о стандарте рок-звезды: всегда поджарый, вечно молодой, может, и не «вечно пьяный», как пели «Смысловые галлюцинации», но вечно стройный точно! Ваш облик — стопроцентное соответствие самому высокому рок-стандарту — это счастливые гены? Спорт? Здоровое питание, жизнь на природе? Или — рок-н-ролл заряжает?
Вообще надо стараться меньше потреблять всего съестного, чтобы не раскачивать своих чревобесов. Не всегда получается: они очень сильны, но вектор борьбы с ними давно определен. Возможно, это и держит в удовлетворительной форме.
На концерты, телепередачи Юля приезжает с Рексом, к которому все организаторы, телеведущие привыкли, видели ее и на федеральных телеканалах, и за президиумными столами. Поговорка: «Любишь меня — люби мою собаку!» — тут воплощена до полной буквальности.
Как поживает Ваш зверинец? Не завидуют ли прочие — особому статусу Рекса?
Живет жизнью, кто-то рождается, кто-то умирает, есть радостные и печальные моменты. Общение с животными помогает понимать и людей. Всё наше доминирование, злоба, похоть, ревность, недоверие — так же свойственно животным, но они искренни в своих проявлениях. Каждый день их приходиться прощать: ведь это мои близкие друзья. И это позволяет пытаться снисходительно относиться к человеческим порокам и слабостям, в моей ситуации, видя столько несправедливости и горя вокруг на Донбассе, можно зайтись озлобленной истерикой и не выйти из этого состояния как майданутые бандеровцы.
В одной телебеседе Вы сказали: если вымрут пчелы, через сколько-то лет следом и люди. Показалось: какой-то просто яркий, броский лозунг. Потом узнал, Альберт Эйнштейн говорил: «Если с лица земли исчезнут пчёлы, человечество просуществует четыре года». Слышал, что у своих пчел Вы мед не забираете, держите для общей красоты, для умиротворения? Запишете их жужжание в своей песне?
Да, мед не беру, они опыляют мои растения: я выращиваю небольшой дендропарк, и пчелы мои незаменимые помощники. Жужжание хорошо само по себе. Лучше всего слушать вживую ни с чем не смешивая: оно — совершенно…