Пророк нашего времени — к 80-летию Донецкого старца схиархимандрита Зосимы (Сокура)

В этом году исполнилось бы 80 лет «символу Православного Донбасса», одному из самых ярких духовных светильников современности схиархимандриту Зосиме (1944—2002), чьи слова особенно актуально зазвучали на ведущих Российских каналах уже в наши дни. Сказанные более 20 лет тому назад, они воспринимаются буквально как лента новостей, и трудно было бы поверить, что Донецкий старец-пророк так подробно описал события наших дней в своих речах, произнесённых ещё в конце 90-х, если бы они не дошли до нас в многочисленных аудиозаписях.

Поэтому митрополит Тихон (Шевкунов) о духовной миссии Донецкого старца Зосимы и сказал: «Его пророчества потрясают своим буквальным исполнением». Поэтому в 2023 г. российским телезрителям было представлено немного-немало, а целых 5 фильмов о «Пророке Непокорённого Донбасса» схиархимандрите Зосиме (Сокуре), наиболее известные из них — это фильм от центрального телеканала НТВ, а также двухсерийный документальный фильм военного корреспондента RT Ольги Карий, переведённый впоследствии на несколько языков.
Уже в контексте всего выше сказанного становится понятным, почему личность «Народного Духовника Донбасса» схиархимандрита Зосимы, который подвизался и преставился в небольшом селе Никольское под Донецком, должна стать предметом тщательного исследования и внимания самых широких кругов общественности.
Когда мы говорим слово «пророк», то как правило исключительно в историческом контексте (гуманитариям хорошо известны «книги великих и малых пророков», которые вошли в состав Ветхого Завета Библии». В современной литературной традиции чаще употребляются такие понятия как «предсказания» или даже просто «прогнозы». Правда, в политической лексике всё чаще употребляются библейские категории «пророк» и «пророчества» относительно прогнозов приснопамятного Владимира Жириновского, чьи слова также часто вспоминают в связи с последними событиями на политической карте мира. И тут необходимо подчеркнуть, что несмотря на близость смыслов, понятие «пророчества» всё же отличается от понятия «предсказания», поскольку последнее подразумевает некий фатум, который не зависит от воли людей, а пророчества всегда взывают к разуму человека, чтобы он, изменив своё отношение к действительности, изменил и своё будущее. Поскольку в библейском миропонимании человек — это не пешка в игре космических сил, а сам является сотворцом своей судьбы и своего будущего.


В молитвенном предстоянии пред Престолом

Попытаемся объяснить феномен «пророчеств» с научной точки зрения, руководствуясь методами эмпирической науки. Во-первых, необходимо принять как факт, что действительно как в древности, так и в наши дни многие судьбоносные события были предсказаны с документальной точностью заранее, что зафиксировано в исторических документах. Что же это за явление такое загадочное? Или это результат глубоких знаний законов истории, или житейская мудрость и жизненный опыт, или действительно — некое откровение, полученное людьми от явлений, которые находятся за пределами нашего эмпирического мира — ответ выбирает каждый сам для себя, исходя из своих мировоззренческих позиций. Например, митрополит Тихон (Шевкунов) в своей пространной беседе Крымскому телевидению, приводя многочисленные примеры предсказаний из нашей русской истории и литературы, предлагает для объяснения этого феномена термин «пророческое чувство». То есть как у некоторых людей есть уникальные способности в области науки или искусства, так в нашей истории мы можем найти немало людей, которые обладали особо обострённым «пророческим чувством». 
В православной традиции таких людей часто называют старцами, где понятие «старец» указывает не на физический возраст, а на высшую степень христианского совершенства, что и отобразил в своём знаменитом романе «Братья Карамазовы» наш гениальный русский писатель Фёдор Достоевский. К слову, старческое служение как психологический феномен гораздо шире, чем видение и предсказание тайн будущего, но включает в себя такие духовные дарования как: знание и понимание души человеческой, рассуждение злых и добрых помыслов, которые находятся на периферии сознания, слово утешения и врачевания душевных ран.
Непререкаемый авторитет святоотеческой письменности игумен-аскет Иоанн Лествичник, указуя подвижникам степени восхождения к нравственному совершенству, о подобных явлениях, а также об их причинах писал: «Любовь есть подательница пророчеств и чудотворений» («Лествица», слово 30). Эти слова знаменитого аскета из Средневековья удивительным образом перекликаются с мыслями нашего русского поэта Евгения Евтушенко: «Нет загадки таланта и дарования, а есть только одна загадка — это загадка любви». — И здесь, наверное, каждый из своего опыта согласится, что человек может достичь успехов только в том деле, которое он любит. Только любовь даёт силы для жертвенной самоотдачи и кропотливого ежедневного труда, которых требует любое искусство и сфера деятельности.
И в этом контексте батюшка Зосима (Сокур) потому и сумел привлечь к себе тысячи и тысячи человеческих сердец, что любил каждого, кто приходил к нему со своими проблемами и страданиями. Его любимым высказыванием, его жизненным девизом были переосмысленные слова апостола Павла: «Любовь превыше всего».
И в устах умирающего старца, который пережил три клинических смерти, который принимал народ часто с температурой за сорок, у которого на ногах были глубокие раны до костей, эти слова апостола имели особую силу и вес.


Даже изнемогая под тяжестью болезней, Старец утешал окружающих

Профессор медицины Раиса Новикова — лечащий врач схиархимандрита Зосимы, которая в 2001 г. за свой вклад в науку была признана в США «Человеком года», о жизненном подвиге Донецкого схимника сказала кратко и лаконично: «Он нёс торжество духа». — И эти слова уважаемого профессора могли повторить все, кто соприкасался со старцем.
Можно сказать, что вся жизнь батюшки Зосимы — это преодоление физических законов бытия. Родился будущий схимник 3 сентября 1944 года в тюремной больнице, в селе Косолманка Свердловской области, где его мама отбывала ссылку по статье «религиозная пропаганда». Детство же Ванюши Сокура (а в крещении его нарекли Иоанном) прошло в Авдеевке, городе-спутнике Донецка, который находится в 5 км от Донецкой объездной дороги. Несмотря на жуткую нищету, преследования и даже гонения за веру от педагогов и «сознательных» школяров, среднюю школу Ванюша окончил с «Золотой медалью». После техникума поступил в Ленинградскую духовную семинарию. На 4 курсе духовной академии защищает кандидатскую диссертацию «Валаамский монастырь: историческое значение» и принимает монашеский постриг с именем Савватий. 
Большую роль в формировании нравственных качеств иеромонаха Савватия (Сокура) сыграли те духовные личности, которых посылал Промысл Божий на его жизненном пути: это такие мужественные исповедники, которые за веру прошли лагеря и ссылки, как преподобный Кукша Одесский, преподобный Амфилохий Почаевский, святитель Лука (Войно-Ясинецкий), схиигумен Валентин (духовник Киевской семинарии), протоиерей Дмитрий Песков (настоятель Николаевского храма в Авдеевке), митрополит Никодим (Ротов) и епископ Новосибирский Павел (блестящие службисты, которые привили юноше любовь к церковным службам), а также его тётушка Антонина, которая была духовной дочерью святого праведного Иоанна Кроншадтского.
От своих духовных наставников батюшка Зосима воспринял не только жизненные установки и навыки, но главное наследие, как некая духовная эстафета, которая перешла к нему — это, в первую очередь, мужественный дух истинного Христианства. Впоследствии старец часто любил повторять: «Монахи — это мужественные люди, это воины Христовы». 
Вот это мужественное служение Истине, невзирая на лица и жизненные обстоятельства, как подчеркнул Патриарх Московский Кирилл в свой речи 31 июля 2009 г. в Успенском соборе обители батюшки Зосимы, — и является главной характеристикой Донецкого старца Зосимы.


Освящение Успенского собора в Никольском

Этот мужественный дух отец Зосима передал и своим ученикам, которые сегодня на линии огня, под постоянными обстрелами совершают ежедневную молитву в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре под Угледаром. Поэтому волонтёры, которые по «дороге жизни» доставляют в монастырь воду и продукты, называют обитель батюшки Зосимы:

— Духовная Брестская крепость Русского мира. Цитадель Православия на Донбассе. Монастырь Особого Значения…

Сегодня почти 90 процентов обители батюшки Зосимы лежит в руинах… Но возвышаются, как и прежде, над Донбасской степью непокорённые купола Успенского собора в Никольском. Весь израненный от натовских мин и снарядов — стоит богатырь-собор, построенный по завету старца Зосимы как копия Успенского собора Московского Кремля. Стоит невредимым среди руин и памятный Крест, который освятил Святейший Кирилл 31 июля 2009 г. Как и стоит у подножия собора Усыпальница схиархимандрита Зосимы. И как бы слышатся его пророческие слова, исполненные силы духа и веры в нашу неминуемую победу: 

«Никакие силы зла не одолеют Святой Руси! Как масонство ни будет восставать, как ни будут бесы беззаконные, гонители веры Христовой безумствовать, — победит Русь Святая!»

Рекомендованная литература:

1. Любовь превыше всего. Издание 3-е / автор-составитель Карагодин В. Н. — Никольское, 2005. — 208с.
2. Под Покровом Царицы Небесной: исторический очерк Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря / автор-составитель Карагодин В. Н. — Никольское, 2006. — 64 с.
3. Схиархимандрит Зосима: жизнеописание, воспоминания, проповеди. Фотоальбом. Издание 4-е / автор-составитель Карагодин В. Н. — Никольское, 2008. — 144с.
4. Чтобы все обязательно спаслись: избранные проповеди схиархимандрита Зосимы. Издание 2-е / редактор-составитель Карагодин В. Н. — Никольское, 2008. — 320с.
5. Обитель батюшки Зосимы. Издание 3-е / автор-составитель Карагодин В. Н. — Никольское, 2010. — 96с.
6. Христос воскресе! Проповеди схиархимандрита Зосимы на двунадесятые праздники/ редактор-составитель Карагодин В. Н. — Никольское, 2011. — 192с.
7. Любовь превыше всего. Издание 7-е / автор-составитель Карагодин В. Н. — Москва, Издательство «Риза», 2018. — 240с.
8. Пророк Непокорённого Донбасса: схиархимандрит Зосима / автор-составитель Карагодин В. Н. — Москва, Издательство «Благо», 2022. — 384с.


Со своей паствой

5
1
Средняя оценка: 4.75
Проголосовало: 4