Когда говорят Музы. О концерте в белгородском госпитале

В День учителя мы, белгородские писатели Людмила Брагина и Олег Роменко, выступили в военном госпитале нашего города. По приглашению организатора творческого коллектива «Благовест», заместителя председателя ассоциации «Союз добровольцев поддержки СВО» по культуре, члена-корреспондента Международной Академии Наук и Искусств поэта Виктора Ивановича Дроздова. Недаром говорится — «Неисповедимы пути Господни».

Так, например, давно действующая в нашем регионе некоммерческая организация «Святое Белогорье против детского рака» сейчас находится в авангарде благотворительных фондов, помогающих пострадавшим от обстрелов жителям приграничных районов Белгородчины. И это притом что проблема онкологии никуда не делась. Сам же Виктор Иванович Дроздов, в прошлом командир воинской части на Байконуре, год назад просто хотел быть услышанным как поэт и искал живого общения с читателями. Однажды, через волонтёрское движение, он оказался в белгородском военном госпитале, где впервые прочёл свои стихи отдыхающим на лавочках во внутреннем дворике раненым бойцам, да так и прикипел к ним всем сердцем.
Вскоре Виктор Иванович понял, что его выступлений, пусть и регулярных, явно недостаточно для того, чтобы бойцы по-настоящему отдохнули душой. Поэтому он пошёл к министру культуры Белгородской области К. С. Курганскому и заручился поддержкой в плане организации концертов в госпитале с привлечением как профессиональных, так и любительских творческих коллективов. И, начиная с весны текущего года, — под эгидой творческого коллектива «Благовест» — в белгородском военном госпитале по субботам и воскресеньям выступают объединённые в единую бригаду вокалисты, музыканты и декламаторы.
Что касается нас, то мы первым делом решили собрать кое-какую помощь для раненых, как лично от себя, так и от своих неравнодушных друзей и знакомых, поэтому и обратились к Виктору Ивановичу за разъяснениями, — что можно, а что нельзя с собой брать? Дело в том, что мы часто видим в соцсетях как некоторые наши бравые белгородские волонтёры-литераторы выкладывают посты о том, как они побывали в военных госпиталях, прилагая к ним фото с рулонами туалетной бумаги и бутылками минеральной воды в прозрачной полиэтиленовой упаковке. Дескать — «никто, кроме нас». Одни из этих «благодетелей» утверждает, что раненые ходят по госпиталю без трусов, другие уверяют, что военные настолько оголодали, что рады даже простой гречке, третьи кликушествуют, будто солдат в госпитале кормят «неправильно» борщами и кашами с мясом, а следовало бы, по их мнению, потчевать «сушками и пряниками». И всё это пишут не иноагенты и ципсошники, а граждане, называющие себя «истинными» патриотами. 

Никоим образом не призываем «рубать головы» этим недотёпистым волонтёрам, но общественного порицания они вполне заслуживают. Порицания за то, что гордыня и тщеславие затмили им разум, и они обильно льют воду на мельницу врага, представляя дело так, будто без их волонтёрских «благодеяний» российские солдаты продолжали бы ходить без трусов и по сей день.
В ответ на наш вопрос Виктор Иванович ответил, что если мы хотим «от души» угостить военнослужащих, а не для того, чтобы показать какие мы «молодцы», то, пожалуйста, но посоветовал особо не вкладываться, потому что у них есть всё необходимое и кормят их вполне сносно. Конечно, мы явились в госпиталь не с пустыми руками, а по совету всё того же Виктора Ивановича привезли короб с очищенными жареными семечками в пластиковых стаканчиках и несколько упаковок печенья. Некоторые бойцы тепло улыбались и брали наши подарки, но большинство стеснялись, и Виктор Иванович сам лично вручал каждому по стаканчику. Одним словом, никто на наше угощение не набросился как с голодного края.
В разгар концерта в больничный дворик въехала автолавка. Очередь к ней за всё время нашего присутствия никогда не превышала десяти человек, а остальные, порядка 150-ти бойцов, продолжали внимательно слушать песни и стихи. Половина из них стоя, потому что лавочек в дворике радиусом 50 метров на такое количество вышедших из палат людей не хватило. Так же у КПП мы видели переодетых в военную форму раненых, которые выходили в город на рынок и в магазины, а потом возвращались с полными пакетами. В общем, лучше самим раз увидеть, чем сто раз услышать странные истории от не вполне адекватных «блогеров».


Наши зрители

Ещё один момент, на который обратил наше внимание Виктор Иванович, что нас немало удивило — нельзя читать стихи про оторванные руки, ноги и головы. Мы, признаться, никогда ничего подобного и не писали. Более того, по нашему мнению, даже экзальтированная «зет-поэзия» с её типичными призывами: «Давай, брат, до конца», — это совсем не то, что нужно раненым бойцам, и об этом желательно помнить всем, кто выступает в военных госпиталях. Поэтому в нашу программу мы включили стихи о доме, семье и человеческих отношениях.
Что касается оторванных конечностей, хотя Виктор Иванович не называл конкретных авторов, и мы их тоже называть не будем, нам не составило труда «вычислить» этих горе-литераторов, которые на своих страницах в соцсетях постят именно такого рода стихи. Но нам и в голову не приходило, что они с таким «репертуаром» заявятся в госпиталь, где за последние полгода кого только не побывало из местных и гастролирующих творческих людей. Иные оказались настолько неразумны и бездушны, что считали, будто стихи про оторванные руки и ноги произведут неизгладимое впечатление на раненых солдат. И в какой-то мере им удалось получить свою «минуту славы», сравнимую с Геростратовой, но лучше бы они этого не делали.
Чтобы было понятно, о чём речь, приведём пару примеров. Одна местная сочинительница написала стишок, как боец пришёл с передовой в госпиталь с оторванной кистью руки и попросил пришить её, а врач втихомолку плакал оттого, что несмышлёный как пятилетний ребёнок солдат не понимает, что просит невозможного. Другая «поэтесса» в своём «творении» напророчила условному лирическому герою, безногому бойцу в госпитале, что когда тот вернётся домой на протезах, у него от невест отбоя не будет.
Так и хочется в сердцах спросить у этих сочинительниц, — а почему бы бойцам российской армии в ваших стихах не возвращаться домой «на обеих ногах», как в известной, ставшей народной, песне «Ковыляй потихонечку»? Почему они у вас непременно оказываются то с оторванными руками, то с оторванными ногами? Может быть потому, что вам самим, фигурально выражаясь, оторвало головы и вырвало сердца, поэтому вы и пишете столь бездумные и бессердечные стихи о том, о чём не имеете представления?


Поёт Татьяна Дружинина

Конечно, такого рода случаи не носят массового характера, но и не будем недооценивать значения ложки дёгтя в бочке мёда. Большинство же выступающих в госпитале исполнителей, честь им и хвала, прекрасно осознают свою миссию, которую озвучила артистка белгородской филармонии Татьяна Дружинина, обратившаяся к раненым бойцам: «Доктора вас излечат от ран, а мы будем лечить ваши души».
Мы увидели, что за полгода регулярных выступлений в госпитале артисты сильно устали, ведь их у нас не так уж и много. И поют они порой даже через не могу, но каждый раз без «фанеры», с огоньком, а уходят со сцены, «всю душу выплеснув до дна». И выступать иначе, беззвучно открывая рот под фонограмму вроде гастролирующих в былые времена знаменитостей, многие из которых нынче стали иноагентами, им совесть не позволяет. Потому что и певцы, и музыканты, и писатели знают, что какими бы они ни были уставшими, бойцам на СВО приходится несоизмеримо труднее. 
Поэтому, когда возникают накладки, всегда находятся желающие подменить заболевших артистов, а сам коллектив исполнителей, сложившийся вокруг «Благовеста» Виктора Ивановича, продолжает пополняться новыми участниками. Сам по себе этот факт является красноречивым свидетельством того, что народ и армия едины. Говорим это без всякого пафоса, потому что и организация, и проведение концертов в военном госпитале полностью являются «инициативой снизу». 
А ещё это является свидетельством того, что наступил переломный момент в сознании народа. По крайней мере здесь у нас, в русском приграничье, люди массово поверили в себя и в свою армию, не так страшно НАТО, как его малюют, и они готовы вынести любые испытания ради свободы и права быть хозяевами на своей земле. Уходивший во время концерта на процедуры раненный под Волчанском боец с позывным «Мор», кстати, цыган по национальности, просил передать артисткам: «Скажите девчонкам большое спасибо. Выступление с душой. Это убеждает нас тут, что мы нужны, что о нас думают и мы все вместе!»
И это ощущение, что мы все вместе, что мы все одно целое, что мы все больше, чем одна семья, витало в самом воздухе во время концерта, наэлектризовывало как исполнителей, так и слушателей, заряжало энергией грядущей победы. А на сцене блистали артисты белгородской филармонии. Без ложной скромности можно сказать — золотые голоса России: Анна Демченко, Яна Ермолова, Татьяна Дружинина, Константин и Оксана Кривцовы, а также «примкнувшая к ним», в хорошем смысле этой фразы, певица Олеся Фурцева.


Поёт Олеся Фурцева

«Жаркий ветер пустынь, серебро водопада — вот чем стоит лечить», — говорил Ярослав Смеляков в своём знаменитом стихотворении «Если я заболею...» А ещё стоит лечить такими прекрасными песнями, как «Сладка ягода», «Белая берёзонька», «Ромашка-Василёк», «Вот и лето прошло», «Золотое сердце», «Сады цветут», «Десятый наш десантный батальон», и многими другими, звучавшими в этот день на сцене военного госпиталя. И мы уверены, что после такого по-настоящему духоподъёмного концерта тот, кто сильным был, стал ещё сильней. Ведь голос Олеси Фурцевой близок к вокалу Анны Герман, а Оксана Кривцова исполнила «Вот и лето прошло» лучше, чем София Ротару. Признаться, мы немного досадовали на себя, что не можем так же петь и играть, ведь песня и музыка проникают несколько глубже в человеческие сердца, чем стихи, но надеемся, что и наше писательское слово внесло свою лепту в ободрении раненых бойцов.


Евгений с Людмилой Брагиной и Олегом Роменко

Во время концерта к нам подошёл молодой парень Евгений из Мурманска, который в мирное время трудился сварщиком. Он заинтересовался нашим творчеством, и мы подарили ему свои книги с добрыми пожеланиями. Парень рассказал, что сам пишет стихи, и поделился с нами некоторыми из них. Ему бы заниматься в литературной студии вроде нашей белгородской «Младости» при Пушкинской библиотеке-музее, а между тем у Евгения это уже второе ранение, и после концерта он уезжал на фронт. Мы будем поддерживать с ним связь, и дай Бог, чтобы его мечты осуществились!
Слушали нас сдержанно, но заинтересованно. Было бы странно ожидать от раненых людей, чтобы они приплясывали в такт музыке, но мы увидели в их глазах столько света и тепла, понимания и человечности, являющихся ныне большим дефицитом в обществе потребления, что хотелось отдать им всю душу и взять всю их печаль. 

Завершился концерт выступлением его организатора Виктора Дроздова, который прочёл стихотворение Леонида Корнилова «Русский русскому помоги!» И хотя среди зрителей присутствовали представители других коренных народов России, все дружно аплодировали, потому что все мы были «русскими по сердцу», как сказал наш великий национальный поэт.
Из летописи мы знаем, что на Куликовскую битву пришли разрозненные племена муромцев, москвичей, владимирцев, а вышли они оттуда единым народом и стали Людьми русскими. «Из века в век, из рода в род венцы её племен Бог собирал в один народ», — сказал о России и её народе другой наш выдающийся поэт. Сейчас ещё далеко не все наши соотечественники понимают, что новая Куликовская битва у нас впереди и отсидеться натовское отребье никому и нигде не даст. На концерте мы встретились с настоящими Людьми, израненными, но несломленными, мужественными и просветлёнными, ясно и чётко представляющими, — «что ныне лежит на весах и что совершается ныне».

 
Поют Анна Демченко и Яна Ермолова. Семейный дуэт: Константин и Оксана Кривцовы

На обложке: коллективное фото исполнителей на память о встрече

5
1
Средняя оценка: 3.30435
Проголосовало: 23