Знамя нашей Победы: иконы в жизни Донецкого старца Зосимы

Для наших благочестивых предков иконы были не просто предметом религиозного культа, даже не просто «окном в мир духовный»…
Но в первую очередь — местом пребывания Духовной Силы, особой благодати Духа Святого. Поэтому древнерусское воинство несло святые образа как боевые знамёна, впереди своих боевых дружин. Достаточно вспомнить Донскую икону, которой благословил преподобный Сергий Радонежский благоверного князя Димитрия на битву с монголо-татарскими ордами.

Вспомним и боевую дружину Минина и Пожарского, разбивших польские оккупационные войска, что впереди их воинских рядов, как Знамя Победы над нечестивыми, шествовала Казанская икона Божьей Матери. В наших летописях также зафиксировано множество случаев, когда после крестных ходов с иконами прекращались смертоносные эпидемии.
Так сложилось исторически, что с именем почти каждого духоносного старца связаны и его любимые, чем-то уникальные и знаменательные иконы Спасителя, Богородицы и определённых святых. Например, когда мы говорим о преподобном Амвросии Оптинском, то сразу вспоминаем чудотворный образ Божией Матери «Споручница хлебов», написанный по благословению Старца. Хотя сегодня почти никто не помнит, что по благословению Оптинского старца Амвросия был также составлен акафист «Нерукотворному образу Спаса», и этот акафист старец-утешитель (как называли Амвросия современники) раздавал как Оптинское благословение всем своим посетителям.
Когда мы произносим имя преподобного Серафима Саровского, то сразу вспоминаем чудотворный образ Божьей Матери «Умиление», перед которой великий Саровский старец и преставился в жизнь вечную. Но почти никто сегодня не помнит, что в святом уголке в кельи Серафима Саровского возле иконы «Умиление» находилось ещё два других чудотворных образа Божьей Матери, его семейные реликвии из родного Курска — Казанская икона и «Знамение. Курско-Коренная», точная копия того чудотворного образа, от которого Преподобный получил исцеление в раннем детстве. 

Когда мы говорим о любимых келейных иконах Донецкого старца-провидца схиархимандрита Зосимы, которые сопровождали Народного Духовника Донбасса в течении многострадальной жизни, то сразу сталкиваемся с трудностью выбора: весь священнический домик батюшки Зосимы, все его комнаты, каждая стена в нём, были обвешаны иконами и фотографиями известных старцев и подвижников. И каждая, даже самая маленькая иконочка, имела свою историю и была бесконечно дорога для батюшки Зосимы как небесное сокровище, по слову Священного Писания: «Где находится сокровище ваше, там и сердце ваше». — Донецкий старец, будучи крайне нестяжательным в быту (матушки неоднократно штопали-перештопывали его подрясник) не жалел последних средств на священные предметы и украшения для храма как Дома Божия. Но всё же можно и необходимо отметить некоторые особенности иконопочитания схиархимандрита Зосимы...

 
Крестный ход в Никольской обители с Казанской иконой, 2001 г. Пасха в Никольском, 1998 г.

Во-первых, Старец с одинаковым благоговением и почитанием относился к иконам как написанным греческим стилем, который почему-то по недоразумению называют каноническим, так и к тем образам, которые написаны в так называемом живописном стиле, или академическом. Как подчёркивал отец Зосима: «Главное — чтобы тебе икона была понятна, чтобы хотелось перед ней молиться». 

Во-вторых, отец Зосима никогда не относился к святым образам, к святыне как к своей собственности. Поэтому щедрость его часто поражала окружающих. Многие великие святыни из разрушенных и закрытых монастырей, которые попали к Старцу от верующих людей, со временем он возвращал обратно, когда эти обители вновь возрождались уже в новое время. Так, именно схиархимандрит Зосима как духовник Донецкой епархии много сделал для возрождения Святогорского монастыря, именно он вернул Святым Горам чудотворный образ Святогорской Божьей Матери, а позже и древний чудотворный образ Николая Чудотворца, которые бережно хранились до этого в его священническом домике в Никольском. 
Когда хранительница иконы «Призри на смирение» хотела подарить эту святыню отцу Зосиме, то прозорливый старец, исполненный благоговения, не принял этот дар, сказав удивлённой схимнице следующие пророческие слова, которые в точности исполнились в своё время: «Ты что, матушка? Этой иконе ещё вся Русь будет поклоняться — как великой святыне». — И отец Зосима подробно описал удивлённой схимонахине Феодоре ближайшее её будущее, которое в точности исполнилось: как и когда вновь откроется Свято-Введенский монастырь в Киеве и кому она должна будет передать святыню перед своим уходом в вечность.

В-третьих, определённые иконы обретались на протяжении жизни отца Зосимы — как некое знамение от Господа, если сказать по-современному: как письмо от Бога, в котором Старцу были даны указания и предписания свыше, что он должен сделать на данном этапе. И в этом контексте особенно хочется выделить из множества чудотворных и любимых икон батюшки Зосимы следующие три святых образа...

  
Старец Зосима в Донецкой реанимации благословляет лечащих врачей, 2002 г. Отец Зосима с братией Никольской обители

Молебен перед образом Знамение, Курско-Коренная, 2001 г.

Первый — «Знамение. Курско-Коренная». На знаменитой фотографии Донецкого фотохудожника Владимира Буряка Старец запечатлён смиренно молящимся именно перед этим чудотворным образом, который является одной из главных святынь Никольской обители. Здесь следует подчеркнуть, что сам этот образ особенно символичен — как некое знамение и послание свыше. Как о возникновении в селе Никольское монашеской жизни и монастыря, так и для всего Донбасского края и для всего нашего Русского Отечества. Почему? Потому что именно перед этим святым образом, по завету наших благочестивых предков, молятся об избавлении от морового поветрия (на современном языке — эпидемии), но особенно перед иконой «Знамение. Курско-Коренная» молятся о прекращении междоусобной брани, то есть гражданской войны. Не правда ли — очень актуально именно для нашего времени?!

Второй образ, на котором подробнее хочется остановиться — Казанская икона Божией Матери, которая также хранилась в домике батюшки Зосимы в Никольском и являлась семейной святыней последнего Русского Императора-мученика Николая Второго. Эту икону Старец благословил перед своей праведной кончиной в Донецкую епархию. Поскольку ещё в 2002 году этот жест Старца казался непонятным, более того — самым странным в Завещании «Пророка Непокорённого Донбасса», как сегодня называют схимника, то чтобы объяснить его — обратимся к проповеди схиархимандрита Зосимы на праздник Казанской иконы Божьей Матери, в которой и найдём ответы на все наши вопросы. 
Батюшка Зосима защитил кандидатскую диссертацию по церковной истории, и на протяжении всей своей жизни оставался блестящим и глубоким историком. Порой в его проповедях, которые касались определённых периодов в истории Церкви, по объёму и системности материала вмещались целые научные диссертации. Так получилось и с проповедью о Казанской иконе Божьей Матери, от её явления на пепелище в Казани и до наших дней, до новейшей истории Святой Руси — вплоть до возникновения автокефального раскола и националистического безумия.
Главная мысль, которую красной нитью батюшка Зосима проводит через всю проповедь, — состоит в том, что Казанский образ Божьей Матери являлся в самые трудные, переломные периоды Русской истории, как знамя нашей Победы над врагами. И думается, что именно этот смысл хотел донести Старец к своей пастве, когда передавал Казанскую икону, семейную святыню Царя-мученика Николая Второго, в многострадальный Донецк, который в новейшей истории должен стать Крепостью и Оплотом Русского мира в смертельной схватке с силами мирового сатанизма. 
В ноябре 2023 года Святейший Патриарх Кирилл объявил всему Православному миру, что в его Патриаршей резиденции была обретена та самая Чудотворная Казанская икона Божьей Матери, которая была явлена в Казани, и с которой Минин и Пожарский шли освобождать Москву от польских оккупантов. Откуда взялась там древняя святыня, которую долгое время считали просто одной из копий — никто объяснить не мог.
Так вот, в проповеди Донецкого старца Зосимы мы находим объяснения и этого удивительного факта современности. После кровавого октябрьского переворота, когда безбожная власть начала изъятие церковных ценностей, верующие люди спрятали чудотворный образ с Казанского собора на Красной Площади от поругания, предав его до времени земле. Но когда в октябре 1941 года перед лицом наступающих фашистских орд началась уже эвакуация московских предприятий, так что высшее партийное руководство Москвы покинуло столицу, — в воскресный день 12 октября 1941 года митрополит Сергий (Страгородский) обрёл в земле, по указанию верующих людей, чудотворный Казанский образ и совершил с ним крестный ход вокруг Патриаршего Богоявленского собора в Елохове, нарушая тем самым строжайшие запреты Советской власти (по этому поводу митрополит Сергий 12 октября 1941 года написал даже письмо-завещание на случай своего ареста и расстрела).
Когда владыка Сергий Страгородский, уже будучи Патриархом, скоропостижно скончался поле Пасхи 1944 года, куда делся чудотворный образ Казанской Божьей Матери — никто не знал. Рассказывая эту историю своему другу и сомолитвеннику игумену Савватию из села Александровка на Донбассе (в схиме Зосиме, Сокуру), Святейший Патриарх Пимен добавлял своё умозаключение: «Чудотворный образ Казанской Божьей Матери обязательно вновь будет явлен — в самый трудный, переломный период Русской истории, как знамя нашей Победы». — Вот это знамя нашей Победы над мировым сатанизмом и поднял Святейший Кирилл над всей Святой Русью в ноябре 2023 года.

Третий образ, на котором хотелось бы остановиться в этой краткой статье, это образ Спаса Нерукотворного, — тот святой образ, который вновь воссиял на знамёнах ополченцев Донецкой Народной Республики и который наш Верховный Главнокомандующий имеет обычай дарить воинским частям — как высшую награду за мужество и героизм и как некое указание на сокровенный смысл их ратного подвига. В этом контексте мне, как автору многих книг о батюшке Зосиме и его обители в Никольском, только в последний год осмысления личности Донецкого старца вдруг пришло на ум совершенно неожиданное и поразительное открытие, которое лежало на поверхности и даже указано в церковном календаре. А именно: Батюшка Зосима преставился ко Господу во время Чина Погребения Божией Матери, на второй день праздника Успения… Но 29 августа — это же ещё и День празднования иконы Спаса Нерукотворного! Любимая икона батюшки Зосимы, перед которой в его кельи всегда горела неугасимая лампада. Сколько акафистов Нерукотворному образу Спасителя раздал старец Зосима своим посетителям — как благословение хранить как зеницу ока образ Божий в человеке. В этом и состоит тайный смысл Русского мира и Российской цивилизации в мировой истории: противопоставить Образу апокалиптического Зверя образ Божий в человеке, что по учению Святых Отцов и является истинным и нерукотворным образом Божиим в душе человеческой как противостояние Божественной Антропологии демоническим культам. Эту краткую статью почему-то мне хочется закончить строками моей песни «Героям Донбасса»:

Под знамёнами Господа Спаса
Не бояться нам злых дорог,
Вы бессмертны, Герои Донбасса —
С вами Правда и с вами Бог!
Вы бессмертны — как голос моря
На краю обгоревших небес,
И не будет ни слёз, ни горя —
Потому что Христос Воскрес!

Владимир Карагодин, писатель-культуролог,
30 ноября 2024 года

Примечание:


Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Схиархимандрит Зосима — в миру Иван Алексеевич Сокур (3. 09. 1944 — 29. 08. 2002), духовник Донецкой епархии, которая до 1994 г. включала в себя Луганскую кафедру. Широко известен даже за пределами Украины и России как поборник Церковного единства и самый яростный критик автокефального раскола и украинского национализма. Всероссийскую известность в наше время получил благодаря своим пророчествам о войне России с коллективным Западом, о возрождении бандеровщины и нацизма, а также о расколе в мировом Православии. О Донецком старце как «Пророке Непокорённого Донбасса» и «Народном духовнике» в 2023 г. было снято пять фильмов российскими телеканалами, о его пророчествах писали почти все центральные российские издания. Митрополит Тихон (Шевкунов) об удивительном даре предвидения будущего схиархимандритом Зосимой писал: «Его пророчества потрясают своим буквальным исполнением». — Патриарх Кирилл в мае 2023 г. благословил собирать материалы для канонизации праведника. Почитается верующими Донбасса как святой наших дней, а с его фотографиями ополченцы идут в бой как с иконами.

Подробнее о жизни и пророчествах схиархимандрита Зосимы можно узнать из книг Владимира Карагодина «Пророк Непокорённого Донбасса» (2023) и «Русь Святая победит! Донецкий старец Зосима» (2024).

На обложке: отец Зосима со своей паствой

5
1
Средняя оценка: 3.9
Проголосовало: 10