Простой дехканин против курбаши Тимура — надёжной опоры главы басмачей Ибрагимбека 

Справка. Яхьё Афзали родился в 1893 г. в семье самаркандского кустаря-ткача. С детства у Афзали была тяга к знаниям, и он, работая с отцом, одновременно учился грамоте. А в 1912-м поступил в новометодную школу, где по-ломоносовски глотал все попадавшиеся ему под руки библиотечные книги по различным отраслям народного хозяйства. Что строго запрещалось мусульманским духовенством в то непростое время. В 1918 г. Афзали вступил в Коммунистическую партию.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции Афзали целиком отдался борьбе за укрепление Советской власти в Самарканде. С 1921 г. — в Ура-Тюбе. Затем — в Восточной Бухаре. О нём, и не только, наш небольшой рассказ…

Уже в Самарканде, затем в Ура-Тюбе успел прославиться как преданный сын Октябрьской революции и бесстрашный защитник Советской власти. Многие дехкане тех лет и тех районов, в которых Афзали пришлось участвовать в борьбе против басмачества, особенно Яванского и Дагана-Киикского, очень хорошо помнили его как чуткого отзывчивого товарища, справедливого руководителя. Дехкане шли к нему за советом, помощью, разъяснениями. Всегда были очень довольны результатами душевных встреч.
Потом он громил басмачей в Гиссаре (1926). Далее — гнал шайки в Яване и Даган-Киике. Во время всех этих непростых операций Афзали — неутомимый боец Коммунистической партии и Советской власти. Сыграл большую роль в организации добровольческих отрядов, командовал ими: участвуя в разгроме бандитских формирований. Одновременно Афзали имел значительные заслуги в укреплении органов Советской власти, также в развёртывании партийно-политической работы в массах.

1926 г. Каратаг

Осенью 1925 г. части Красной Армии с доботрядами начали готовить вторую ударную кампанию по борьбе с басмачеством в Таджикистане — в целях его полного искоренения. Главные силы басмачей были сосредоточены вокруг неуловимого и злостного бандита Ибрагимбека. Но значительный политико-экономический вред приносили республике и другие, менее крупные басмаческие шайки, действовавшие в различных районах Таджикистана. Одна из таких — во главе с курбаши Тимуром — продолжала действовать в районе Гиссара—Каратага—Регара. Удар по бандитам предусматривал, наряду с окончательным разгромом банд Ибрагимбека, также искоренение и других преступных шаек.
На основе общего плана, разработанного Центральной комиссией по борьбе с басмачеством, соответствующая работа была развёрнута и в Гиссарском районе. Секретарём окружного комитета Коммунистической партии в Гиссаре тогда работал Яхьё Афзали. Поскольку опорным пунктом басмачей служили горные ущелья, поднимавшиеся к Гиссарскому хребту, было решено создать местную комиссию по борьбе с басмачеством в Каратаге, — находящемся у входа в эти ущелья. Председателем комиссии был назначен Афзали, а членами её, кроме представителя красноармейских частей, стоявших в Гиссаре, были ответственные партийно-советские работники и местные дехкане — активные участники искоренения всеобщего зла.

Основную силу составлял красноармейский гарнизон в Гиссаре, который был увеличен примерно до 150 человек. Красноармейски частям в их борьбе должны были помогать добровольческие отряды, состоявшие из хорошо вооружённых и опытных бойцов. По инициативе и при активном участии Афзали в Каратаге создано несколько таких отрядов. По решению Комиссии все её члены были направлены в кишлаки для проведения разъяснительно-политической работы среди дехкан. Образцы проведения разъяснительной работы показывал сам Афзали. При распределении членов комиссии по кишлакам оказалось, что он должен провести эту работу непосредственно в Каратаге.

Расплата

День был холодный, но сухой, ясный и солнечный. На площади около чайханы собралось очень много дехкан. По призыву гонцов и сарафанного радио сюда пришли крестьяне из соседних кишлаков. Афзали как обычно поднялся на суфу (глиняная возвышенность для сидения). И, обращаясь к народу, начал говорить. Он был очень подтянут, одет в китель, брюки-галифе, в сапогах, вооружён. Сопровождавшие его бойцы тоже были вооружены. Сидели тут же, рядом.
Сначала Афзали зачитал обращение Правительства, затем начал разъяснять внутреннее положение республики и всего Союза. В конце призвал дехкан отдать все силы делу окончательного искоренения басмачества! Говорил Афзали очень красноречиво! Крестьяне слушали его, затаив дыхание. Вообще он был замечательным агитатором. Простотою и доходчивостью речи проникал в душу народа. Поэтому дехкане ему верили. Тут же выступил люди, заявившие о согласии наряду с красноармейцами и добротрядами участвовать в операциях против басмачей. Решено было создать отряд дехкан, за неимением бо́льшего вооружённых палками и другими простейшими орудиями: желающих нашлось много. По мере поступления из центра вооружения, палки менялись на винтовки... 
В конце февраля 1926 г. в комиссию пришли крестьяне и сообщили, что курбаши Тимур, в течение долгого времени скрывавшийся в отрогах Гиссарского хребта, спустился в кишлак Сангичоб в сопровождении нескольких своих джигитов. На их поимку тут же были направлены красноармейцы гарнизона и добровольческий отряд. При помощи местных подручных кишлак был чрезвычайно быстро, к тому же искусно окружён, — так, что басмачи, несмотря на все старания, не смогли найти лазейку, чтобы убежать в горы.
Но Тимур сдаваться категорически отказался и начал отстреливаться-сопротивляться. В этом бою Тимур и его ближайшие помощники были убиты. Остальные члены шайки впоследствии сдались Советской власти. Так районы Регара, Каратага и Гиссара навсегда были избавлены от грабительских набегов басмаческой группировки курбаши Тимура, — а Ибрагимбек лишился здесь своей надёжнейшей, верной опоры. 

Умер Яхьё Афзали в 1928 г. — в Дюшанбе. Последнее время был секретарём Гиссарского окружкома партии. Имел ряд правительственных наград. Память о нём — одном из замечательных героев битвы с басмачеством, до сих пор хранится в народе. По ходатайству населения Дагана-Киикского района, бывший Бешбулакский сельсовет переименован в Афзалинский. Вечная слава неутомимым бойцам революции!

Справка

Тимур-курбаши был одним из лидеров басмаческого движения в Ферганской долине (на территории современного Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана). Курбаши (от тюркского «кур» — войско, «баши» — глава) — это военные предводители, возглавлявшие отряды басмачей. Тимур-курбаши действовал в начале 1920-х гг., организуя нападения на советские войска и административные объекты. После Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны в России советская власть начала распространяться на территории Средней Азии. Однако местное население, особенно в сельских районах, часто сопротивлялось новым порядкам, которые включали коллективизацию, антирелигиозную политику, также изменения в традиционном укладе жизни. Басмаческое движение стало одной из форм сопротивления.
Тимур-курбаши, как и другие курбаши (например, Ибрагимбек, Иргаш, Мадамин-бек, Энвер-паша), боролся против Красной Армии и советской администрации. Его отряды действовали в Ферганской долине, где было особенно сильное сопротивление. К середине 1920-х годов советская власть смогла подавить основные очаги басмачества благодаря военным операциям, политике «разделяй и властвуй»: использование противоречий между местными лидерами, баями, — а также экономическим и социальным реформам. Тимур-курбаши, как и многие другие лидеры басмачей, был убит — в том числе с помощью нашего героя Афзали. Басмачество, включая деятельность Тимура-курбаши, стало символом сопротивления советской власти в Средней Азии. Дальнейшая историография часто изображала басмачей как «контрреволюционеров» и «бандитов», в то время как в постсоветский период в некоторых странах региона их стали рассматривать как национальных героев, боровшихся за независимость. Как, например, в 2021 г. был реабилитирован Ибрагимбек.
Ибрагимбек (Ибрагим-бек) — один из глав басмаческого движения в Средней Азии, которое выступало против советской власти в 1920-х годах. Его полное имя — Ибрагим-бек Чокаев. Активный участник сопротивления в Восточной Бухаре (нынешний Таджикистан) и Ферганской долине. Ибрагим-бек погиб в 1931 году. После длительной борьбы с советскими войсками был захвачен в плен. По официальной версии, расстрелян по приговору советского суда. Его казнь стала символическим завершением крупномасштабного басмаческого движения, хотя отдельные группы сопротивления продолжали действовать ещё несколько лет. Судьба Ибрагим-бека отражает трагический итог басмаческого движения, которое, несмотря на свою активность, не смогло противостоять военной мощи и политической стратегии набиравшего силы СССР.

Примечание

Небольшой сей очерк составлен по отрывочным дневниковым записям некоего С.Норова (данных о нём нет). В период борьбы с басмачеством в Таджикистане он был одним из бойцов отряда особого назначения, лично знал Афзали и участвовал вместе с ним в разгроме ряда басмаческих группировок, в том числе — банды курбаши Тимура. 

5
1
Средняя оценка: 5
Проголосовало: 1