Операция «Скрепка» — Operation Paperclip: секретная программа США по вербовке нацистских учёных
Операция «Скрепка» — Operation Paperclip: секретная программа США по вербовке нацистских учёных

80 лет назад вступила в активную фазу секретная программа США (1945—1959) по вербовке и перевозке в Америку немецких учёных, инженеров и технических специалистов после Второй мировой войны...
Один из самых масштабных примеров «охоты за умами» в истории. Благодаря чему Новый Свет получил ключевое технологическое преимущество в ХХ веке. Основная цель — не допустить, чтобы их знания и новейшие вооружения достались СССР.
Также требовалось использовать полученные знания для укрепления науки, военной промышленности и космической программы. И особенно — в космической гонке инноваций! Операция «Скрепка» — засекреченный сценарий спецслужб и военных по переброске в США более 1 600 немецких учёных, инженеров-механиков, включая бывших нацистов: — для работы на армию, NASA и разведку в период Холодной войны. После поражения Германии в 1945 году СССР и США вступили, точнее, прямо с головой, как говорится, «нырнули» в гонку за немецкие мозги. Советский Союз вывозил оборудование и специалистов в рамках «Института Нордхаузен»: по названию города Нордхаузен в Тюрингии, где находился подземный завод Миттельверк, производивший ракеты Фау-2. После войны этот район попал в советскую зону влияния, и СССР организовал масштабный вывоз технологий-приборов, оперируя принудительным привлечением германских специалистов. Так, ракетчики Вернера фон Брауна сначала попали к СССР, но потом были переданы американцам — в результате политических договорённостей: неравных договорённостей, добавим… (О чём ниже)
Первоначально некоторые инженеры и лаборанты, например, Гельмут Греттруп и около 200 профи оказались в советской зоне и были вывезены в СССР для работы над ракетными проектами. Однако в 1946 году меж союзниками прошли переговоры о «разделе немцев». Американцы согласились передать СССР часть учёных в обмен на другие уступки: по репарациям или политическим вопросам…
СССР получил в основном среднее производственное звено, чего, в принципе, хватило для создания первых баллистических ракет: Р-1 — на основе Фау-2. Ведущие же специалисты, как фон Браун, остались у США, что помогло им в развитии программы «Аполлон». США также не стеснялись и в дальнейшем тайно вербовать «головы» со всего света, дабы не отстать от СССР в ядерном, ракетном и химическом перевооружении. Ведь главной целью была задача получить преимущество в холодной войне против всё разрастающегося вширь социалистического блока.
На этом фото 1946 года: ракетная группа Фон Брауна в Форт-Блисс, Техас. Группа из 104 немецких учёных-ракетчиков, включая Вернера фон Брауна, Людвига Рота и Артура Рудольфа. Там были две секции: меньшая — на полигоне Уайт-Сэндс для испытательных запусков; и бо́льшая — в Форт-Блиссе — для скрупулёзных исследований. Многие трудились сначала над разработкой ракеты V-2 в немецком Пенемюнде, а после Второй мировой войны переехали в США — по программе «Скрепка», — где впоследствии работали над различными проектами, включая ракету Explorer 1 Space и ракету Saturn в НАСА. Среди самых известных «скрепок» были (тут важны годы их длинной, не исключено что «счастливой», — жизни):
Вернер фон Браун (1912—1977) — создатель Фау-2, позже — отец глобальной космической программы Saturn V: полёт на Луну.
Губертус Штругхольд (1898—1986) — «отец космической медицины», в свою бытность «экспериментировал» над узниками концлагерей.
Артур Рудольф (1906—1996) — разработчик Фау-2, задействовал в войну рабский труд, позже корпел над чертежами ракеты «Сатурн».
Курт Бломе (1894—1969) — эксперт по химическому оружию, также участвовавший в нацистских испытаниях на людях.
Курт Дебус (1908—1983) — будущий директор Космического центра Кеннеди, — бывший офицер СС. В документах ЦРУ указали: «Политически нейтрален».
Вальтер Дорнбергер (1895—1980) — один из ключевых руководителей ракетного концепта, генерал вермахта, непосредственный начальник Вернера фон Брауна. После войны, как и многие другие инженеры вывезен в США в рамках операции «Скрепка», несмотря на своё нацистское прошлое. Никогда не привлекался к суду — США официально не считали его военным преступником. В отличие от фон Брауна не стал публичной фигурой, поэтому его имя редко всплывало в скандалах.
Не знаю, было ли для американцев проблемой то, что многие из вышеназванных и вышепредставленных на фото были членами НСДАП, СС или участвовали в военных преступлениях. Думается, никакой проблемы не было… Хотя формально закон запрещал въезд в США военным преступникам: это и Директива Трумэна 1945-го, и Закон о военных преступниках — War Crimes Act-1945; доктрина «нацист = враг», являвшаяся, точнее, долженствующая быть официальной политикой госдепартамента. Но: ЦРУ и армия фальсифицировали досье, стирали «из архивной памяти» упоминания о связях с СС. Давали «чистые» биографии: скажем, фон Брауна представили как «аполитичного учёного». Использовали подставные организации: такие как Проект Overcast: первая, якобы временная фаза программы по «закупке» иностранных мозгов, — позже переименованный в «Скрепку». В дальнейшем большинство «приезжих мигрантов» получили гражданство США и высокие научно-военные посты. И кстати, название операции произошло от скрепок, которыми прикрепляли новые анкеты немецких учёных к их старым нацистским досье. Чтобы последние в дальнейшем уничтожить.
Благодаря «Скрепке» US резко продвинулись в ракетостроении: Фон Браун создал «Редстоун», «Юпитер», а потом лунную ракету Saturn V. Новый Свет совершил прорыв в космической программе: без немцев не было бы NASA в том виде, в каком мы его представляем и (условно) знаем. Разработки Штругхольда и Блома ускорили создание новейшего биологическо-химического оружия. Ощутим немалый подъём в авиации, радиолокации: германские инженеры помогли создать высотный разведывательный самолёт U-2 и ранние спутники-«наблюдатели».
СССР тоже вывозил немецкие мозги. И тоже была специальная операция: «Осоавиахим», но… Конструктивный масштаб по сравнению с американцами был куда меньше, невзирая на вроде бы большее количество: около 2 000 с лишним профессионалов — по некоторым данным, до 3 500 тыс., притом что многих потом отпустили: по требованию братской ГДР, в частности. СССР делал ставку на технику, а не на людей: например, вывезли ракеты Фау-2, — что в совокупности дало меньше долгосрочного эффекта именно в науках. К тому же советская страна позиционировала себя как победитель фашизма, и открытое сотрудничество с нацистами было априори неприемлемо!
Собственно, военные преступники, конечно, трудились в Союзе, в знаменитых «шарашках», но не массово. Некоторые инженеры (из Пенемюнде) могли быть членами НСДАП или СС — СССР не делал на этом акцент — важны были их знания. В отличие от США, где фон Браун и другие получили гражданство, в Союзе «пришлых» держали под контролем — и позже отпустили с богом восвояси. Системного укрывательства — не было вовсе! СССР осудил многих нацистов в Нюрнберге, также на более поздних процессах, иногда «амнистируя» ради технологий особенно ценных мастеров. В свою очередь, США всё-таки не избежали скандалов…
1950-е: журналисты раскрыли нацистское прошлое многих учёных. Разразились скандалы, но — правительство US их замяло.
1980-е: расследование OSI (Управление спецрасследований) выявило ложь в анкетах, но увы, к тому времени многие учёные-нацисты уже умерли.
2000-е: в рассекреченных архивах ЦРУ подтвердилось, что американцы знали о военных преступлениях, но — скрыли на государственном «неподсудном» уровне.
Операция «Скрепка» — один из самых противоречивых эпизодов Холодной войны. Благодаря ей Штаты получили огромный производительный рывок, но ценой неумеренного морального компромисса: — в виде защиты нацистских преступников. Ирония тотальной истории сыграла злую «космическую» шутку с человеческой цивилизацией тем, что штурмбаннфюрер СС, член НСДАП, создававший ракеты для бомбардировок Лондона (фон Браун), — через 20 с лишним лет помог Америке высадиться на Луне.
На фото обложки: Вальтер Дорнбергер (слева) рядом с В. фон Брауном после сдачи в плен союзникам в мае 1945 года.