Зарождение Народной Республики Болгарии
Зарождение Народной Республики Болгарии
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ
К декабрю 1944 года Болгария переживала период глубочайших трансформаций после смены власти и военного переворота 9 сентября. Страна находилась в стадии формирования нового общественно-политического устройства. Её экономика испытывала значительные трудности после военного времени и уже начала перестраиваться под воздействием централизованных решений.
Построение социалистического Болгарского государства
После подписания мирного соглашения с антигитлеровской коалицией в Болгарии начался процесс укрепления новой власти, в которой ключевую роль сыграли коммунисты. Контроль которых над Министерством внутренних дел и Министерством юстиции стал краеугольным камнем в построении нового политического строя. Обладая влиянием на эти ведомства, коммунисты получили возможность эффективно пресекать деятельность политических противников, усиливать свои позиции и продвигать своих сторонников на важнейшие посты в государственном аппарате, вооружённых силах, правоохранительных органах и спецслужбах.
Консолидация власти
Новые политические силы, считая необходимым привлечь к ответственности тех, кто вовлёк Болгарию в войну, создали «Народные суды» для преследования причастных лиц военного времени. Перед судом предстали:
- бывшие регенты (Принц Кирил Преславски),
- премьер-министры (Богдан Филов, Добри Божилов, Иван Багрянов и Константин Муравиев),
- министры (22 бывших министра),
- депутаты (около 70 депутатов Народного собрания),
- чиновники, генералы (Никола Михов),
- представители старшего офицерского состава.
Эти люди обвинялись в государственной измене, военных преступлениях и соучастии в вовлечении страны в войну на стороне Оси. В ходе первого масштабного судебного процесса, который проходил с 20 декабря 1944 года по 1 февраля 1945 года, 100 высокопоставленных чиновников были приговорены к смертной казни. К апрелю 1945 года число осуждённых достигло 11 122 человек, из них 2 730 получили смертный приговор, 1 305 — пожизненное заключение, а 5 119 — сроки лишения свободы до 20 лет.
4 ноября 1945 года после 22 лет «изгнания» в Болгарию вернулся Георгий Димитров, который занял пост премьер-министра. В условиях, когда Болгарская коммунистическая партия контролировала ключевые механизмы власти, представители некоммунистических сил возлагали надежды на поддержку западных стран. Летом 1945 года власти отложили проведение парламентских выборов после того, как США и Великобритания выразили несогласие с «недемократичностью» предложенных избирательных законов. Однако в этот период Болгария уже не занимала важное место в дипломатических приоритетах Запада. Ещё в октябре 1944 года Уинстон Черчилль во время «процентного обсуждения» со Сталиным дал понять, что не возражает против перехода страны под крыло Советского Союза.
Болгарские коммунисты совместно с советскими представителями начали ещё более энергично бороться с внутренней оппозицией. Выборы, состоявшиеся в ноябре 1945 года, принесли компартии и их союзникам значительное большинство мест. В сентябре 1946 года в результате референдума, поддержанного 93 процентами избирателей, Болгария была провозглашена республикой, а царь Симеон II и королева-мать были вынуждены покинуть страну. Выборы в Великое народное собрание, которое должно было разработать новую конституцию, прошли 27 октября 1946 года. Некоммунистические силы набрали более миллиона голосов, что составило 28 процентов от общего числа.
Когда собрание начало работу в ноябре, лидером оппозиции стал Никола Петков, представитель аграрных сил, который выступал против усиления коммунистов. Изначально ему предлагали войти в состав правительства Отечественного Фронта и занять министерский пост, Однако Петков был несговорчив и не признавал действия властей законными, потому и отказался от должности, открыто выражая своё недовольство и готовность бороться с новым порядком. В июне 1947 года политика арестовали, а 23 сентября — казнили. Хотя закон подразумевал приговор к смертной казни за подобные преступления, первоначально власти склонялись к пожизненному заключению. Однако вмешательство западных стран и СМИ поставило руководство перед сложным выбором. В своих дневниках Георгий Димитров писал, что в случае помилования Петкова, всё выглядело бы как «капитуляция» перед Западом, а новая республика не могла себе этого позволить на тот момент. Эти события фактически положили конец существованию оппозиции в Болгарии. Спустя неделю после казни США официально признали новую власть, а спустя полгода — Великобритания.
После учреждения в сентябре 1947 года Коминформа — организации, призванной координировать действия коммунистических партий в Европе, — Советский Союз призвал страны социалистического лагеря, включая Болгарию, ускорить переход к модели развития, аналогичной советской. Это дало новый импульс политическим трансформациям, которые затронули и остатки партийной оппозиции.
В августе 1948 года Болгарская рабочая социал-демократическая партия (БРСДП) объединилась с Болгарской коммунистической партией (БКП), а социалисты, которые остались в оппозиции, оказались в опале. Аграрный союз стал своеобразным «младшим братом» компартии и участвовал в решении сельскохозяйственных вопросов, связанных с крестьянством, — распространял коммунистическую идеологию, занимался набором кадров, мобилизацией на выполнение государственных планов и выявлением оппозиционно настроенных лиц. К 1949 году политическая карта страны претерпела значительные изменения: партия «Звено» и ряд мелких политических сил объявили о прекращении своего существования и влились в Отечественный фронт. Последний, в свою очередь, трансформировался в масштабную организацию, находящуюся под эгидой коммунистической партии.
Революция в болгарском обществе
Процесс формирования нового государственного устройства был тесно связан с разработкой «Конституции Димитрова». Подготовленная при содействии советских юристов, она была принята 4 декабря 1947 года и во многом повторяла структуру советской конституции 1936 года. Этот документ заложил правовую базу для преобразования государства в соответствии с коммунистическими идеалами.
Практически сразу после событий 9 сентября 1944 года руководство Отечественного фронта начало предпринимать шаги по упразднению частной собственности. Были приняты законы, которые позволяли изымать имущество у лиц, связанных с фашистскими организациями, а также у тех, кто занимался спекуляцией.
С принятием новой конституции процесс национализации приобрёл ещё более широкий масштаб. Государство взяло под свой контроль крупнейшие промышленные предприятия, банковские учреждения и страховые компании. Кроме того, был установлен государственный надзор за сферой розничной торговли. К исходу 1948 года около 85 % промышленного производства оказалось в государственной собственности, а ещё 7 % приходилось на долю кооперативов.
Коммунистическая партия также инициировала создание Всеобщего рабочего профсоюза, к которому постепенно присоединились все рабочие организации. Молодёжные крылья политических партий были интегрированы в Димитровский коммунистический молодёжный союз.
Глава Болгарской православной церкви экзарх Стефан не высказывался столь резко о коммунистах, как, например, Никола Петков, и подходил к адаптации к новой политической жизни. Однако экзарх решительно противился попыткам Болгарской коммунистической партии напрямую вмешиваться в управление церковными делами. В сентябре 1948 года под сильным давлением властей он сложил с себя полномочия и ушёл в монастырь. Его преемник не стал препятствовать закону, принятому в марте 1949 года, который ставил все религиозные организации под государственный контроль.
Около 50 000 болгарских евреев, переживших военные годы, стремились к эмиграции в Израиль. (В период с 1948 по 1952 год около 40 000 евреев эмигрировали.) Цыган же заставляли переселяться в города, получать образование, отходить от традиционной жизни к «социалистической». Также им необходимо было заменить своё имя на болгарское. Не стоит забывать про турок, которых в Болгарии того времени было значительные 9,7 % граждан (1946 год), хотя к ним и не применялось мер на законодательном уровне, власть старалось призывать и их к «болгаризации», турки были мусульманами — представителями другой неправославной религии, среди которых могли созреть сепаратистские настроения. Тем не менее по началу новая власть крайне негативно относилась к проявлению резкого национализма, подобные вопросы держались под строгим контролем.
В области индустриализации были достигнуты значительные успехи. (Основной толчок пришёлся на конец 1940-х—1950-е годы, активное развитие продолжалось до 70-х.) Национализация (1947—1948 годы), коллективизация сельского хозяйства (40—50-е годы) и пятилетние планы, первый из которых начался в 1949 году, стремительно приближали ранее аграрную, беднейшую на тот момент, как многие считают, страну Европы — к индустриализму. Были построены заводы, фабрики, электростанции, что создало основу для современной экономики. Болгария достигла значительных успехов в производстве некоторых видов продукции: электроники, химической промышленности, машиностроения (известны были болгарские погрузчики) и, конечно, пищевой промышленности. Была ликвидирована безработица, каждый гражданин имел гарантированное рабочее место.
В социальной сфере так же наблюдался успех: после 1944 года были провозглашены принципы равенства и всеобщей доступности социальных услуг. В области образования произошло введение всеобщего обязательного и бесплатного образования (сначала до 7, затем до 8 классов), создание широкой сети школ, техникумов и вузов. Массовые кампании по ликвидации безграмотности в конце 1940-х. Началось создание единой государственной системы бесплатного здравоохранения. Строительство больниц, поликлиник, амбулаторий по всей стране, подготовка медицинских кадров. Происходило введение и расширение государственной системы пенсий, пособий по болезни, беременности и гарантированное трудоустройство для всех граждан. Государственные программы массового жилищного строительства (преимущественно типовых многоквартирных домов) и субсидирование арендной платы и цен на жильё, чтобы сделать его доступным. Все это привело население Болгарии к стабильной жизни.
Устройство новой власти (фактически партии)
Центральный Комитет Болгарской Коммунистической Партии (далее ЦК БКП), схожий с ЦК ВКП (с 1952 года ЦК КПСС), стал высшим органом политической власти в Народной Республике Болгарии. В структуру комитета входили органы коллегиального руководства: Пленум, Политбюро, Секретариат, а также вспомогательный аппарат (отделы, сектора, службы). Функции у них были абсолютно такими же, как и в СССР:
Пленум: формально высший орган партии. Состоял из большого числа членов и принимал решения по значимым политическим и экономическим вопросам. Обычно в год проводилось 3-4 заседания. Раз в несколько лет происходил съезд, на котором обсуждался дальнейший курс и решения по самым глобальным и важным вопросам.
Политбюро: самый влиятельный орган партии. Узкий круг высших партийных руководителей, принимавших ключевые решения по «повседневным» вопросам и фактически определявших политику Болгарии. Часто решения, принимавшиеся на пленуме, были формальностью и утверждали готовое решение политбюро. Иерархии внутри этой структуры на законодательном уровне не было.
Секретариат: отвечал за организационную и кадровую работу партии, а также контролировал исполнение решений Политбюро. По аналогии с СССР этот орган возглавлял Генеральный секретарь ЦК БКП (первым политиком на этой должности стал Димитров в 1948 году), который фактически был наиболее влиятельным человеком и в политбюро.
Вспомогательный аппарат: обеспечивал работу Пленума, Политбюро и Секретариата, собирая и анализируя информацию, готовя проекты решений, осуществляя контроль. Каждый отдел отвечал за определённую сферу (промышленность, сельское хозяйство, пропаганда, международные связи).
Важным уточнением будет то, что ЦК БКП очень часто согласовывало свою политику с советской ЦК ВКП. Потому решения в определённые периоды времени были в обеих странах схожими. Низшим звеном структуры власти были первичные партийные организации (ППО), организованные на местах работы, учёбы или воинской части. В состав входили члены партии, через них можно было подать заявление на вступление в партию, и после успешного прохождения испытательного срока вы становились членом ППО, способным выбирать делегата, который будет участвовать в избирательном процессе в Общинские комитеты (ОбК) или Районные комитеты (РайК) [Болгария делилась на общины (общини) и районы (райони)], а также в критике решений принятых текущими представителями ОБК/РайК. Формирование более высокого по государственной иерархии Окружного комитета партии (ОКП) происходит по аналогичной схеме: делегаты от районных и общинских партийных организаций избирают состав (ОКП). Далее по той же схеме избирается ЦК БКП. В соответствии с теорией и уставом партии члены ЦК избирались на партийных съездах.
Уточним несколько вещей: людей выбирали в вышестоящий орган «снизу» из определённых рекомендательных списков, которые делает вышестоящий орган, он же назначает выбранных людей на должности, а также может и убирать. Процесс выбора делегатов также был контролируемым. Местные партийные организации выдвигали кандидатов в делегаты, но эти кандидатуры должны были соответствовать определённым критериям и быть одобрены вышестоящими партийными органами. Фактически это был процесс отбора надёжных и лояльных членов партии. Иными словами, партийный съезд состоял из тщательно отобранных людей, которые представляли местные партийные организации, но при этом были лояльны партийному руководству.
«Сталинизм»
Летом 1948 года, после разрыва отношений Коминформбюро с Югославией на фоне стремления последней к более независимой политике, в Болгарской коммунистической партии начались массовые чистки её членов, подозреваемых в симпатиях к югославской политике. В 1949 году прошла новая кампания внутренних чисток, с июля по середину сентября из БКП было исключено более 11 000 коммунистов. Среди обвинённых оказался и один из главных людей в правительстве Трайчо Костов, член БКП с 1919 года, а ныне ещё и ЦК и Политбюро БКП. Работал в Секретариате Коминтерна в Москве. Во время Второй мировой войны был одним из организаторов антифашистского движения. После переворота 1944 года стал одной из главных фигур БКП, однако он всегда оставался вторым эшелоном руководства, подчиняясь другим лидерам, таким как Георгий Димитров и председатель Народного собрания Васил Коларов (о нём позже).
Костов ранее активно участвовал в преследовании оппозиции и занял важную роль в её уничтожении. На политическом суде был приговорён к смертной казни и повешен в декабре 1949 года, хотя буквально через 7 лет его реабилитировали и дали звание героя НРБ. Обвинений было много, но в основном они заключались в измене и сотрудничестве с югославским коммунистическим лидером Иосипом Броз Тито. За казнью Костова в декабре 1949 года последовала чистка тысяч «костовцев» и других вероятных преступников и шпионов. Впрочем, такой расклад был не особо удивительным, так как политик вёл себя не очень сговорчиво в отношении Москвы в плане как внутренней, так и внешней торговли.
В 1949 году парламентские выборы прошли при полном отсутствии оппозиции. Начиная с этой избирательной кампании выборы однозначно были сведены к формальности. Государственный и партийный аппараты полностью слились.
Димитров умер на своём посту в июле 1949 года, его сменил Васил Коларов, упомянутый ранее, также крайне видный деятель в партии на протяжении всей истории её существования, близкий к Димитрову человек, однако главой страны он был только до начала 1950 года. Пока не избрали Вулко Червенкова. Известный как «маленький Сталин» Болгарии, Червенков следовал политике, направленной на развитие Болгарии по советской модели, согласно принципам быстрой индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, полагаясь на аппарат безопасности.
Вывод. Этап в истории Болгарии представлял собой период глубоких и всеобъемлющих трансформаций, направленных на создание нового общественно-политического и экономического устройства по образцу Советского Союза.