Здесь говорит история…

Их имен благородных
Мы здесь перечислить не сможем –
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто

Ольга Берггольц

 

Здесь всегда тихо. Только плывут над необъятным полем торжественные звуки да шелестят на ветру ветки деревьев. А люди говорят вполголоса или молчат, до конца отдаваясь власти глубоких чувств и дум.

 

Здесь говорит история. Здесь говорит подвиг. Здесь говорит нетленная память народа о героях великой битвы.

 

Далеко от излюбленных туристских маршрутов лежит Пискаревское мемориальное кладбище, но каждый, я думаю, стремится сюда, к этому священному месту, поклониться праху защитников Ленинграда.

 

Многое изменилось на земле с тех пор, как над фашистским Берлином солдаты подняли знамя Победы. Народам вернулся долгожданный мир. Выросло за это время не одно поколение. Но никакие сроки, никакие события не смогут заслонить величие подвига защитников Ленинграда.

 

Медленной вереницей идут и идут люди по Пискаревскому кладбищу. День за днем, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почетный караул у дорогих могил.

 

Вместе с моими соотечественниками иду и я вдоль длинных рядов братских могил, слушаю тишину торжественно-печального поля, наклоняюсь и беру с собой щепоть земли – священную память о подвиге ленинградцев.

 

Блокада…. Девятьсот дней душило вражеское кольцо горло города. Смерть в упор заглядывала в глаза каждому ленинградцу…. Фашисты заранее торжествовали скорую победу, рисовали в мечтах, как завоевателями, повелителями пройдут по Дворцовой площади, как будут пировать в гостинице «Астория»…. Они, топтавшие кровавыми сапогами мостовые Парижа, Афин, Брюсселя, Варшавы, Белграда, неожиданно для себя натолкнулись на непреодолимую преграду. Ни одного шага не сделали они по улицам Ленинграда! Ни одного!...

 

Содрогалась изрезанная земля, падали сраженные осколками люди, погибали под обломками растерзанных, пылающих зданий. А какое еще страшное оружие имелось у фашистских извергов, не менее страшное, чем обстрелы и бомбежки! Голод. Его костлявой рукой надеялись враги сломить сопротивление города-воина, задушить всех его жителей без исключения. Жестокость гитлеровцев превзошла все зверства в истории человечества.

 

А в городе около трех миллионов человек. Все меньше и меньше становится кусочек хлеба, отмеренный на весах войны. Его даже трудно назвать хлебом – эту темно-коричневую липкую массу, на половину состоящую из примесей. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и потом пополам…» - писала Ольга Берггольц, которая в дни блокады работала на радио, создавая в нечеловеческих условиях прекрасные стихи, зовущие к жизни, борьбе. В зале входного павильона я вижу этот высохший кусочек хлеба, больше похожий на хозяйственное мыло. И не могу представить – не могу! – как выжили люди, но понимаю теперь, что хлеб – это все!

 

Поразила меня экспозиция, посвященная блокаде. Документы, только документы. И фотографии: дымятся развалины, маленький мальчик смотрит в упор глазами смертельно больного мудреца, люди, упавшие наземь, сделавшие последний шаг в жизни…. В музее лежат листки блокадного блокнота Тани Савичевой. Несколько слов, написанных карандашом, а в них – страшная трагедия. Сжимается сердце при чтении строк: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня», но и Таня прожила недолго. Ее уже невозможно было спасти.

 

На кладбище около семи тысяч захоронений, в братских могилах – пятьдесят тысяч воинов, погибших от ран. Как близки даты рождения и смерти, как коротки были жизни сыновей Родины…. «Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем», но тысячи людских судеб, тысячи подвигов слились в общий великий подвиг города-героя.

 

Идут и идут люди по кладбищу, вдоль длинных рядов могил. Молча прохожу я, читаю надписи на плитах. Здесь хранятся урны с землей, взятой с могилы Неизвестного солдата в Москве, из Волгограда, с братской могилы в чешской деревне Лидице. Это земля братства. О многом говорят мне молчаливые холмы. И вспоминаются слова Веры Инбер:

 

И ежели отныне захотят,

Найдя слова с понятиями вровень,

Сказав о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ,

О доблести, то скажет: «Ленинград,

И все сольется в этом слове».

 

Анна Александровна ВЛАСОВА. Пишет стихи, эссе, печатается в школьной и местной газете «Кинельская жизнь», принимала участие в российских и областных творческих конкурсах, учащася 11 класса МОУ СОШ № 9 г.о.Кинель Самарской области.

 

5
1
Средняя оценка: 2.80556
Проголосовало: 216