Самоучитель для автора. Субъективные заметки на полях рукописи

Мои рекомендации субъективны, совершенно свободны и необязательны. Мне пришлось их выработать, прежде всего, для себя, но могу поделиться со всеми начинающими авторами будущих романов, повестей, рассказов. Мои заметки что-то вроде самоучителя или как получить максимальную отдачу от ваших хождений с рукописями по кабинетам издательств, превратив муки в созидательное дело. У меня есть опыт общения с работниками издательств и литературных журналов, но прошу запомнить главное и очень важное – никто и нигде вас не ждет, тем более с распростертыми объятьями в тех самых литературных журналах и книжных издательствах. И никому вы не нужны. А вы думали, ждут? Все это полная и несусветная чушь. Не питайте иллюзий, и не будет разочарований. Запомнили, ну, и хорошо, будем двигаться по самоучителю дальше.

 

 

 

…Вот примеры стандартных ответов-заготовок почти для всех, кто первый раз приходит, присылает или звонит в книжные издательства или литературные журналы.

 

– Издательские планы сверстаны на много лет вперед.

 

– Мы работаем с известными именами.

 

– Как я продам эту книгу? У нас нет такой серии. Здесь я привела слова главного редактора одного питерского издательства, еще более-менее честный ответ. На издательском языке звучит, как не формат. И так далее, и так далее, и так далее…

 

Многие издательства нещадно удаляют рукописи из своего электронного почтового ящика, так как относят такую рассылку к категории вредного спама и, пиши, пропало.

 

Писатели, поэты, драматурги, детские авторы – из разряда просителей, это скромные, никому не известные имена, они стучатся, приходят, звонят, забрасывают письмами и рукописями, как им кажется влиятельных и всемогущих редакторов. Мне пришлось побывать в этой шкуре не один раз, но так как из моих хождений вышел толк, шестая моя книга «Банные мадонны», то бишь первая, увидела свет в книжном издательстве Минска «Четыре четверти» (предыдущие пять были изданы на средства автора и спонсоров).

 

Это очень важное разграничение. Все-таки рассказ или повесть, опубликованные в толстом журнале, как знак качества, своеобразный сертификат, подтверждающий высокий уровень материала. После журнала ему прямая дорога в книжное издательство. В современные дни появилась иная тенденция, многие авторы в силу многих причин не могут пробиться на страницы литературных изданий. Не всегда здесь имеет место засилье корпоративности в литературных кругах, чаще наличествует слабость авторской рукописи, дремучая провинциальность, местечковость, порой страшная бездарность и откровенное графоманство. Издания в местной типографии или частной полиграфической фирме за собственный счет автора, как правило, без профессионального отбора редакторов, понижает до невероятной степени художественный уровень самодельных текстов, этому еще способствует отсутствие достаточной самокритичности и традиционной критической мысли сотоварищей. Все это порой ведет к полной деградация литературы на местах.

 

Надеюсь, что две рукописи моих новых книг, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, уже одобренные главными редакторами издательств, благополучно выйдут уже в этом году. Вот и решила я раскрыть некоторые тайны издательского закулисья. В хорошем смысле закулисье есть в любом деле, но для людей несведущих видна лишь верхушка айсберга, когда значительная часть его сокрыта в темноте и подводных тайнах.

 

 

 

В глубине души каждый пишущий, поэт или писатель, прозаик или детский автор, юный или матерый надеется, что его-то рукопись – будущий бестселлер. Поясню для чайников (best seller — «наилучше продаваемый»). Но никак не наилучший по художественной силе слова и его воздействия на читателей. Авторы детективов, юношеских фэнтэзи, дамских романов, сборников рассказов думают, что обязательно пробьются среди тысячи других. Ведь у них особенная творческая манера, свой неповторимый стиль, почти избранность и некая отмеченность дара. Но это в душе. На самом деле все окажется не так, и текст рукописи будет грамматически и стилистически неряшлив, местами зауряден, подражателен, сюжет невнятен, не динамичен и т.д.

 

Часто молодые авторы пытаются выяснить несостоявшиеся отношения с миром и обществом, путая литературу с посещением кабинета психотерапевта. Они стараются так через доморощенные тексты самореализоваться, доказывая всем, в частности, другу, вчерашней недругу, подружке, маме свою оригинальность. Бывает первая книга так и остается первой и последней. Новичок на готов к тяготам писательского ремесла, оно забирает слишком много личного времени, ограничивая всю территорию прошлых приключений периметром письменного стола, набрасывая невидимую, но жесткую узду, и совсем не открывает в скором будущем перспективные горизонты в виде солидных гонораров, головокружительной славы, и сопутствующих ей поклонников или поклонниц, и прочих завидных возможностей. Молодые люди путают усидчивый писательский труд, который нередко сродни с самоотречением, почти внутренней аскезой со многими приятными благами, со всякого рода телевизионными шоу, окололитературными тусовками, мельканием в газетных светских хрониках и т.д.

 

Сегодня миром правят новейшие информационные технологии, порой пугающие даже своих вдохновителей и родоначальников сверхрационализмом, нечеловеческими скоростями и отстраненным бездушием. Нам все труднее адаптироваться в техногенном обществе. Времена самобытных, могучих титанов литературы с их ярким темпераментом и волей художника, прораставших когда-то великими творениями на незабвенной творческой территории, дух и силу которых закаляли жестокосердные времена, невероятное сопротивление труднейшим обстоятельствам, стойкость характера, нелицеприятная, порой смертельная критика, прошли…

 

А вообще-то территория этого славного заповедника до сих пор хорошо не изучена, опасно эфемерна и вызывает больше вопросов, чем ответов. Разочарую наивных, юных и с ними матерых, и все тех, кто в будущем рискнет связаться с этим не коммерческим, не прибыльным, но таким упоительным, странным и притягательным занятием, как литература. Прошу не путать столь благородное дело с рядовым чтивом.

 

В наши времена при существующих издательских правилах вряд ли бы Чехов или Куприн с их малыми формами, то бишь невостребованными рассказами, напечатались. Это прежде автор глаголом жег сердца, нес в общество послание, свой взгляд на мир, свою индивидуальную интонацию, и что удивительно, читатели ее ждали, набрасываясь на новую книгу, аки алчущие пищи духовной. А что в наши просвещенные дни? Неужели пресытились духовной жаждой?

 

 Для издательства, прежде всего, важна продуманная серия, продвигаемый в читательские массы проект, быстро окупаемый, можно долгоиграющий, сериальный, желательно с продолжением, и тогда no problem. Издательские серии разрабатываются с учетом потребностей рынка, и в производство запускается новый книжный продукт, не так для читателя-потребителя, как для того же издателя. Мы живем во времена потребительского общества, где четко расписаны все правила игры.

 

В выстроенной цепочке автор/книготорговец и покупатель/читатель на первое место выходит издательство, которое формирует заранее нужный ему книжный качественный продукт. Да, такой уж поворот получается. Максимальная прибыль, заранее просчитанный доход стоят во главе угла, и администрацию издательства можно понять. Кто сегодня будет работать себе в убыток, они не сумасшедшие. Так намного комфортнее и спокойнее жить с трезвыми расчетами в руках, надежно и стабильно. Работодателю меньше всего хочется нянчить новоявленных гениев, с ними хлопот не оберешься. Вот в такое трагическое противоречие вошли в новейшей истории дух буквы и дух цифры. Издательства производят отбор и структурируют определенные материалы по своим критериям, другое дело, какие это критерии.

 

По этому поводу процитирую немецкого литературного критика З. Леффлера «сами книги все больше становятся взаимозаменяемыми, поскольку произошла гомогенизация (создание устойчивой во времени однородной структуры) издательских программ, унификация оформления, содержания и стиля книг. Просматривается стремление создать глобализованную, массовую книгу, задуманную в виде продаваемого по всему мира фабриката – эдакого печатного “гамбургера”».

 

Такие однородные издательские серии активно вымещают с книжного рынка новинки маленьких издательств, выпускающих не серийный, поточный товар, а штучный, возможно даже не массовый, но все еще востребованный взыскательной литературной общественностью и квалифицированным читательским меньшинством.

 

 

 

…Отказы принять вашу рукопись были и будут, не надо только отчаиваться. Это даже лучше, чем неопределенные во времени благостные и сладкие, как жевачка, обещания. Вам предстоит долгая и напряженная работа по проталкиванию ваших рукописей. Не нравиться слово проталкивание, пусть будет продвижение. Каторжная работа, возможно, не менее напряженная, чем та, которой вы ежедневно и сполна отдаетесь за письменным столом. А что, разве не так? Ведь писательское ремесло не каприз, не любительство, это в лучшем случае судьба, профессия, в худшем навязчивое болезненное состояние, которое пытается такой сочинитель предложить читающему обществу.

 

Главное, не пытайтесь рассказывать редакторам, вечно занятым текучкой, графиками и издательской рутиной, известные им басни: как зачитываются вашими рассказами все ваши близкие и дальние родственники, соседи по даче, сослуживцы, и как им все нравится. Надо чтобы ваша рукопись понравилась конкретно кому-нибудь из издательских людей, ищите хотя бы маленькую зацепку, одного человечка, пусть и не влиятельного, но как-то связанного с издательским процессом. Если такое случится, можно считать, половина дела сделана.

 

Понятное дело, что все это очень субъективно, и судьба рукописи часто зависит от настроения, принимающего решение редактора, метеорологических неблагоприятных условий, удачи, простого везения, в конце концов, тому много примеров в истории литературы.

 

Мои советы не универсальны, но в них есть своя правда, своя логика. Вот какой безутешный вывод сделан мною после многолетних общений с редакторами журналов и издательств. Хочу, чтобы авторы, особенно женщины, обратили на следующий момент особое внимание. Если на моем творческом пути встречались женщины, и их, слава Богу, было немало, все разыгрывалось по знакомой схеме.

 

– Вы наш автор… Вы нам подходите… Берем то-то и то-то… Очень интересно, ново, свежо… Наши читатели – женщины… У вас своя стилистика, образный, легкий стиль и т.д.

 

Но как только я сталкивалась с редакторами-мужчинами, все время повторялась, за редким исключением, одна и та же история.

 

– В вашей повести не обязательный конец (!!! А что, на этот счет есть универсальные и обязательные методы)…

 

– У рассказа большой объем, надо сократить (у автора это плохо выходит, вы редактор, это ваша профессия редактировать)…

 

– Это книжный вариант повести (напечатайте в нескольких номерах, будет вам журнальный)…

 

– Встречаются элементы лишней дидактики, не подходит (как я не люблю, когда меня кто-то поучает, я сама никого не поучаю, бесполезное дело, всматривайся в жизнь, вслушивайся в ее гул, выуживай свои темы и тогда материал станет плавным, текучим, твоим)… и т.д.

 

Так что одно и то же произведение получало диаметрально противоположную оценку у издателей, главных редакторов, менеджеров, рядовых редакторов женщин и у мужчин-редакторов, занятых отбором произведений. Я не настолько наивна, чтобы не видеть доминирование в литературном мире произведений авторов-мужчин. От чего такое небрежение, попытки не замечать столь мощного и реального явления, как женская литература. Чтобы ни говорили защитники чистой литературы, но у женщин-писательниц свое видение и свое мироощущение. В литературу сравнительно недавно пришло такое понимание, как самоизображение женщины, изображение женщиной мужчины. Почувствуйте разницу! Именно женщиной, а это уже иной мир, иные эмоции, иная эстетика. Это очевидно, поэтому ни один писатель-мужчина не раскроет с такой силой и правдивостью характер женщины. Ее сложный мир, тончайшие психологизмы, переменчивость, материнское начало, невероятную восприимчивость к высокому и низкому, чувствительность, открытость души, обращение к духовным истокам, созидательность, и превращение в мстительную гарпию, безжалостную и беспощадную. Талантливо и животрепещуще это может описать женщина-писатель.

 

Но статистика, на то она и статистика, закономерно делает обобщения из многих разовых случаев, превращая количественный анализ в нечто устойчиво-общее, характерное и объективное. Все-таки женщине присущ аналитический склад ума, хотя ее все те же мужчины наделяют все больше неудержимой эмоциональностью, чувствительностью и природным легкомыслием. Я попыталась соединить вместе свой опыт, муки хождений по редакциям, отдачу и радость от встреч с читателями, все полученные отказы и положительные отзывы от редакторов, как женщин, так и мужчин. А так как у писателя, особенно у писательницы ничего зря не пропадает, все идет в дело, может насобираю историй на целую книгу-самоучитель. Ведь пока читатель почитывает, писатель пописывает, литературе ничего не грозит.

 

…Да, чуть совсем не забыла. Самое дорогое, почти бесценное, можно сказать системообразующее и центральное я приберегла на закуску, хотя надо было начинать с этого. Но тогда бы вы не развесили уши, и не получилась бы задуманная статья. Главное для писателя – это ТАЛАНТ, его мера и щедрость, даром данные. Если его нет, то можете забыть все мои вышеперечисленные рекомендации и советы.

 

Научиться можно всему. Старательность, трудолюбие, усидчивость и ответственность важны в каждой профессии, но в литературе, особенно в писательском цехе без талантливой отмеченности, без даровитости, искренности и страстной дерзости будет получаться все, что угодно, но только не прекрасные произведения, полные художественной силы, как мощные ускорители той самой жизни. Замечательно, когда одно дополняет другое, но отними у трудолюбия талант, какими скучными, назидательными станут тексты, лишенные божественной искры и вдохновения. А сколько известно творческих талантов, великолепно заявивших о себе в начале пути, но бесследно сгинувших на перекрестках жизни. А надо было всего лишь потрудиться, упереться, напрячься, отключить все телефоны, залечь на дно, забиться в медвежий угол, и писать, писать, писать, а не самонадеянно тосковать и ждать воплощения замысла творца в современном царстве литературы.

 

 

 

Гродно

5
1
Средняя оценка: 2.796
Проголосовало: 250