Как мучились латыши при оккупантах

Есть такой замечательный документ под названием «Канон культуры Латвии». Написали его латыши совсем недавно. Они собрали в нем 99 лучших культурных ценностей за всю историю латышского народа. Как это интересно!

Для начала цитата из введения к Канону: «Канон культуры Латвии, подобно канонам других европейских стран, организован как совокупность наиболее выдающихся произведений искусства и культурных ценностей, отражающих значимые достижения культуры народа. В Канон включены ценности разных отраслей культуры Латвии, которыми мы гордимся и которые должны формировать основу культурного опыта жителей Латвии и поддерживать чувство принадлежности Латвии».

Не будучи искусствоведом, я полностью доверяю лучшим латвийским экспертам. И верю, что они включили в сей список то, что действительно является главными и высшими достижениями латышской культуры.

Меня интересует только одно: КОГДА эти достижения культуры появились, в какие исторические периоды существования латышей.

Всего Латвия пережила 8 отчетливо выраженных эпох:

— совсем древнюю (очень давно), до 1202 года, — время правления Ливонского ордена, 1202–1560 годы, — шведско-польское правление, 1561–1721 годы, — нахождение в составе Российской империи, 1721–1918 годы, — первую независимую республику, 1919–1940 годы, — гитлеровскую оккупацию, 1941–1944 годы, — нахождение в составе СССР, 1945–1991 годы, — вторую независимую республику, 1991 год – по сей день.

Давайте посчитаем баллы и посмотрим, какая эпоха победит. Поскольку некоторые произведения искусства и культуры появились на рубеже разных эпох, будем их баллы делить между эпохами поровну.

Итак, в Каноне 7 разделов, начинаем читать.

Народные традиции

1) ЛАТЫШСКИЕ ДАЙНЫ Появились где-то в глубине веков. Но собрал до кучи и издал их в письменном виде Кришьянис Баронс с 1894 по 1915 годы. То есть в эпоху Российской империи. Думаю, будет честно поделить балл латышских дайн между эпохой «очень давно» и правлением Российской империи.

2) РЕЧИТАТИВНОЕ ПЕНИЕ В БУРДОННОЙ ПОЛИФОНИИ Появилось в глубине веков.

3) ГУСЛИ И ИГРА НА ГУСЛЯХ (КОКЛЕ) Тоже появилась где-то 2000 лет назад. Однако в Каноне честно записано, что сия традиция была почти утрачена, а ее «реставрация связана с 1970–80-ми годами, одновременно с рождением фольклорных движений». То есть балл делим пополам.

4) ЛАТЫШСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Цитата из Канона: «традиционная праздничная одежда латышских крестьян, ремесленников и рыбаков, которую носили преимущественно в ХIХ веке», т.е. при Российской империи.

 

5) ЛИЕЛВАРДСКИЙ ПОЯС Тоже появился чуть ли не в Каменном веке. Но в Каноне упоминается, что «символическое наполнение Лиелвардского пояса начинается с документального фильма Ансиса Эпнерса «Пояс из Лиелварде» в 1980 году» (!). Делим балл пополам.

6) ПРАЗДНИК ПЕСНИ И ТАНЦА Цитата: «26 июня 1873 года это «небольшое племя» съехалось в Ригу – в железнодорожных вагонах, на лодках, упряжках, чтобы положить начало традиции, известной сегодня как феномен культуры Латвии». То есть во времена Российской империи.

7) РЖАНОЙ ХЛЕБ Никто не знает, когда впервые его испекли. Давно…

8) ЛАТГАЛЬСКОЕ ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО Древнее ремесло. Но школы этого народного творчества были основаны: «Гончары Резекненского уезда» (в 1989 году), «Студия народного прикладного искусства» А. Пауланса (в 1975 году)». Тоже будет честно поделить балл между эпохами «Очень давно» и «СССР».

9) ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ – ЛИГО Появился очень давно.

10) УХОД ЗА КЛАДБИЩЕМ И ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ УМЕРШИХ В Каноне говорится, что при ливонцах, шведах и поляках знать хоронили при храмах, а несчастных латышей приходилось закапывать где придется, как собак – «вся земля по обоим берегам Даугавы напоминала огромный могильник». Но в 1773 году, когда Латвия была в составе Российской империи, приказом губернатора для латышей были учреждены кладбища. Тогда, собственно, и началась латышская кладбищенская традиция.

11) МАЙСКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В ЛАТГАЛИИ И АУГШЗЕМЕ И ОФИЦИУМ УМЕРШИХ В ЛАТГАЛИИ И АУГШЗЕМЕ Цитата из Канона: «Речь, предположительно, может идти о второй половине XIX века».

12) КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СУЙТОВ Что-то очень древнее.

13) ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИВОВ Тоже древнее и уже почти утраченное.

Итак, вот табличка:

Если не считать совсем древние века, то более всего латышские народные традиции расцветали при Российской империи (4,5 балла). Ну и немножко при СССР (1,5 балла).

Визуальное искусство

Тут картины, скульптуры и прочее.

14) НИКОЛАУС СЕФРЕНС-МЛАДШИЙ. АЛТАРНОЕ РЕТАБЛО ЦЕРКВИ СВ. АННЫ В ЛИЕПАЕ. 1697 год.

15) ЯНИС РОЗЕНТАЛС. «ИЗ ЦЕРКВИ» (картина). 1894 год.

16) ВИЛХЕЛМС ПУРВИТИС (7 картин) Из них четыре созданы с 1998 по 1910 год, а три – с 1920 по 1934 год. Делим балл пополам.

17) ИОГАНН ВАЛЬТЕР. «КУПАЮЩИЕСЯ МАЛЬЧИКИ» 1900 год.

18) ЯНИС ЯУНСУДРАБИНЬШ. ИЛЛЮСТРАЦИИ «БЕЛОЙ КНИГИ» Созданы до 1914 года.

19) ЕКАБС КАЗАКС. «БЕЖЕНЦЫ» (картина) 1917 год.

20) ЯЗЕПС ГРОСВАЛДС. СЕРИЯ РАБОТ О СТРЕЛКАХ (картины) 1916–1917 годы.

21) ТЕОДОРС ЗАЛЬКАЛНС. «СИДЯЩАЯ МАМИНЯ». ГРАНИТ (скульптура) 1916–1923 годы (делим балл пополам).

22) КАРЛИС ЗАЛЕ (сами знаете, что) 1936 год. Небольшая биографическая справка-цитата: «Автор вырос в Лиепае, вместе с отцом-каменщиком рано начал работать на новостройках города, после отправился в Казань, в художественную школу, учился в Москве у скульптора Степана Эрьзи, с 1917 года был слушателем петербургской Академии искусств. После революции участвует в реализации Плана монументальной пропаганды. Созданный им бюст Гарибальди получает высшую оценку».

23) ФАРФОР МАСТЕРСКОЙ «БАЛТАРС». 1925-1928 годы.

24) НИКЛАВС СТРУНКЕ (картины) Читайте сами: «Сын военного, Н. Струнке родился в Польше. Воспитанный отцом, он следовал за ним от места к месту службы, а к латышскому образу жизни, к миру легенд и сказок прикоснулся в дедовском доме под Вайдавой. Начальное художественное образование Никлавс получил в Валмиере у Теодорса Удерса, потом учился в Петербурге, где был принят в круг графиков и сценографов «Мир искусства»…

В 20-х годах ХХ века он посетил Берлин… После Берлина Струнке отправился в Италию… Неисчерпаемым источником вдохновения для Струнке оказались Рим, Флоренция, Капри… Рим стал любовью всей его жизни, а Италия – второй родиной. Никлавс Струнке похоронен в Риме».

Все свои картины он писал в Италии, где и прожил всю свою творческую жизнь. Гм… какое отношение творчество этого художника имеет к Латвии, я не понял. Ну да ладно, прикоснулся к «латышскому образу жизни» в детстве – и уже достаточно. Дадим балл Латвийской Республике №1. Так уж и быть.

25) ГЕДЕРТС ЭЛИАСС (картины) Этот мэтр застал аж 4 эпохи от современной Латвии: от Российской империи до СССР. При СССР он преподавал в Латвийской академии художеств. По 0,25 балла – каждой эпохе.

26) КАРЛИС ПАДЕГС. ГРАФИЧЕСКАЯ СЕРИЯ «КРАСНЫЙ СМЕХ» 1930–1931 годы.

27) БОРИСС БЕРЗИНЬШ. «ХУДОЖНИК И МОДЕЛЬ» Цитата из Канона: «Созданная в 1985 году картина «Художник и модель» объединяет все благоприобретенное за несколько периодов творческих исследований». Черная попа «модели» — наверху, желающие могут полюбоваться. И еще одна цитата из Канона: «Борисс Берзиньш (1930–2002) вошел в латышское искусство в период советской власти, когда в нем царила доктрина соцреализма, требующая фигуральных картины на одобренные идеологическим руководством темы». Гм… по-моему, уровень угнетения латышских художников в СССР сильно преувеличен.

28) ЭГОНС СПУРИС (художественные фотографии) Цитата из Канона: «Апогей темы – серия работ «Рига. Пролетарские районы. Конец XIX – начало ХХ века» (1970–80)».

Итак, табличка:

Опять-таки, великие объекты латышского визуального искусства создавались по большей части во времена Российской империи (6,25 балла). Впрочем, и при ЛР-1 — тоже (5,25 балла).

Юрий АЛЕКСЕЕВ, по материалам: imhoclub.lv

5
1
Средняя оценка: 2.75449
Проголосовало: 334