Littera skripta manet. Откровенный разговор о литературе и литераторах

Какую область жизни ни взять, смысл, масштаб всему задаёт совершенство. В красоте и гармонии, музыке и архитектуре, выживаемости и жизнеспособности, технологиях и стратегиях…. Но всё, абсолютно всё – начинается Его Величеством Словом, даже ещё не произнесённым, ещё сущим мыслью, энергией всё и вся новое рождающей, которая только потом облечётся в слова. И чем совершеннее труд словесный, тем, как подтверждает жизнь, он живее и долговечнее. Ф.И. Тютчев всё же не столько утверждал, говоря: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…», сколько, размышляя о слове, его силе и могуществе, призывал нас к бережному, чуткому к нему отношению, а точнее, к совершенству в мастерстве.

Поэтому, какие бы разговоры на определённых уровнях мы не слышали сегодня по поводу падающих рейтингов печатного слова, какие бы лукавые уверения в том, что душа нашего народа не принимает ничего серьёзного, жаждет только примитивной развлекаловки, какие бы ни приводились убеждения в том, что читать, кроме детективов и желтой прессы никто ничего не желает, и какие бы новые электронные формы сиюминутного актуального чтива нам ни предлагались – ничто не в состоянии добиться отвлечения человека мыслящего от вдумчивого чтения хорошей книги, которая у нас есть. Была. И, смею надеяться, будет. Напротив, всё вышеперечисленное только усиливает рост интереса и вызывает абсолютно оправданный своеобразной протест против навязываемой трактовки интересов по американским лекалам. В стихотворении «Мужество» А. Ахматовой, написанном в феврале 1942 года, есть строки, актуальные и сегодня:

«Мы знаем, что нынче лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет».

Человек слаб физически. Его сломать – легко. Но, если крепка сила его духа, он – непобедим. И сложнейшую роль духовного воспитания нации в нынешнее мужественное время, как никогда призвано выполнять художественное слово. Владеть им – основа профессии работников пера. Ведь, если служащим, облечённым властью можно власть употребить ,то у писателя только одно средство воздействия – СЛОВО. 

Вспомним Моисея. 40 лет водил он соплеменников по пустыне в поисках земли обетованной. А когда народ, голодающий, умирающий от голода и болезней, возроптал, что он сделал? Поднялся на гору Синай, молился, и принёс народу – что – хлеб? Нет! Целебные снадобья? Нет! Он принёс каменные скрижали, а на них – пищу духовную, десять заповедей Закона:

Так просто всё: всех заповедей мира--
Лишь десять! Во вселенной – Бог один!
Не измени. Не сотвори кумира.
Не укради. Не лги. И не убий.

Чти мать с отцом – продлится дней дорога.
День отдыха – вовек не отменяй.
И в суете не трогай имя Бога.
И ничего чужого не желай!

Христианская мораль веками держала поколения в поле высочайшей духовности и нравственности. Порушив храмы, веру в Бога, никто не смог дать более действенной идеологии. Как результат падения нравов и то, что произошло недавно в России, в Храме Христа Спасителя… И то, что мы видим иногда конструктивно не справляющихся с потоком враждебной информации, подстерегающей юные умы на каждом шагу, разве это не наша писателей – «инженеров человеческих душ», серьёзная проблема. Сегодня, как никогда, литература должна быть наполненной образным убеждающим словом. Мне часто звонят и пишут читатели с вопросами, где купить ту или иную книгу писателей- современников. «Магазины полны детективами, или дорогими глянцевыми подарочными альбомами, в которых больше – картинки, а читать – нечего. А постмодерн – это ведущее в никуда чтиво? Им забиты все книжные лавки. Есть большой выбор классиков. Но это мы уже прочли. А кто лучше, современников отразит нашу жизнь, ответит на злободневные вопросы?» - говорят наши современники/

Может быть, надо дополнительно издавать наиболее востребованные книги, особенно духовные, на которые спрос? Купить их, действительно, негде. Но недостаток хороших книг нынче проблема не только книжной торговли… Помню одну свою соседку, ещё в начале 90-х уехавшую в Израиль. Она так говорила : «Дайте мне стул, стол, и весы. И я буду через год миллионером!» Это что – экономика? В какой-то мере. Но – в большей степени – это – идеология! Рыночная. Её первые ростки. Главное в любой ситуации знать – что и как делать.

Срочно нуждается в активизации область духовного воспитания, к коей относится и книгоздание, и книгораспространение, и – в первую очередь – книгонаписание духовной литературы. Как-то на встрече с читателями в одной из воинских частей ко мне подошёл сержант: «Ну, скажите, сколько же Вы готовились к этому выступлению? И как ( ???) Вы пишете книги!»

Как объяснить юному, отважному десантнику, что к тому, чтобы сказать или написать, то, что пишу и говорю сегодня, я готовилась всю свою жизнь. Ведь прежде всего, чтобы в чём-то убедить других, надо быть убежденным самому. Ко всякой беседе приступать смело, веруя в то, что я это смогу. Что само качество моей жизни равно качеству и количеству вклада в жизнь других людей. Что моё «Я могу» – гораздо больше, чем мой коэффициент мыслителя. Ни за что не стремиться быть выше другого, ибо истинная честь состоит в том, чтобы превзойти самого себя. Помнить, что мы все пришли в этот мир по особой причине: выполнить данную свыше задачу. А у нас, работников художественного слова нынче она – одна: «Жила бы страна родная…» !

Писательская организация Витебской области, которую я возглавляю с момента её создания, выросла с 12 до 43 человек, т.е. больше чем в три раза. Из них половина пишет на русском языке, часть из них – на русском и белорусском, считая оба языка родными, ещё половина – пишет на белорусском. За 5 лет издано 175 книг. Почти все – за собственные средства или с помощью спонсоров. Не раз мы побеждали на международных и республиканских литературных конкурсах. Наибольшее внимание активно работающей частью писателей уделяется вопросам развития и пропаганды отечественной литературы, налаживания международных связей, прошли творческие встречи с писателями соседней Латвии – в Даугавпилсе, России в Смоленске, Санкт-Петербурге, Брянске и .т.д. Всего проведено 2 800 встреч патриотической и духовной направленности с читателями в библиотеках, университетах, средних школах, колледжах, воинских частях, трудовых коллективах, подарены сотни книг. Сегодня именно на общественной организации «Союз писателей Беларуси» лежат и такие важные, я бы сказала, государственные вопросы, как редактирование и рецензирование многочисленных рукописей – на общественных началах, оздоровление ситуации на литературном рынке посредством пропаганды именно патриотической литературы. Так что, государству очень выгоден трудолюбивый писатель, да ещё с горящим, неравнодушным сердцем. Но его надо поддерживать и растить…

- Кто ты есть на земле? - Я писатель, -
Отвечая, горю от стыда:
Вот бы слышали это всё мать и
Дед, отец… Что сказали б тогда?...
«Ты была ли орудием мира
И любви на родимой земле?
Так писала, чтоб звонкая лира
Солнца свет зажигала во мгле?
Кто глубокой печалью охвачен,
Тем, кто даже о солнце забыл,
Радость дай! Вот тогда – ты писатель.
Да и то, может быть, может быть…»

Потому что высокой духовности, нравственности, кои провозглашать и взращивать обязана подлинная художественная литература, недопустимо снижать планку до уровня потребительских масс, особенно тех, чей вкус сформирован не классикой, а всё возрастающим зудом потребления.

Элементарные технологии сетевых воздействий: ложь, агрессия, призывы к протестам – легко превращают молодёжь в управляемые массы. Увы, но часто культура подменяется на индустрию развлечений, массовки . А ведь для работы по духовному воспитанию необходимо активнее предоставлять трибуну массового воздействия: ТВ, радио, печать истинным патриотам своей страны, квалифицированным идеологам, учёным и особенно писателям – хранителям и развивателям духовной нравственности и культуры нации. Ну что можно сделать, проведя 3 000 встреч в библиотеках и ВУЗах? Сказать духовное слово 100 тысячам участникам беседы. А за одну трансляцию по ТВ- миллионам!

Проведенный в области мониторинг востребованности книг писателей - современников в публичных библиотеках за 2011 год показал довольно высокие результаты. Однако, по итогам проведенных аналогичных анализов и по другим регионам, возник ряд вопросов:

- Почему, например, один писатель встречается с читателями и проводит творческие встречи интеграционного, патриотического, духовного характера регулярно, не жалея для этого ни личного времени (а что может быть дороже для человека умственного и творческого труда?), ни сил, ни, наконец, здоровья, а другой – 2-3 раза, а то и вовсе – ни одного?

- Почему книги писателей, живущих в Минске( читай – столице), представлены во всех библиотеках страны, а книги известных писателей Беларуси из других областейвитебчан, брестчан, гомельчан и т. д. нет нигде, кроме библиотек своих регионов?

Отслеживая свои книги в интернете, я нашла их в библиотеках Санкт-Петербурга и Москвы, Киева и Брянска, Екатеринбурга и Свердловска, Риги и Даугавпилса, Омска и Орла, Бурятии и Якутии, но зато их нет в Гомеле и Гродно, Бресте и Могилеве…

Аналогичная ситуация и в России. В областях очень трудно, даже невозможно найти в продаже книги писателей из других, как дальних, так и ближних регионов.

Встречаясь недавно на Международном фестивале духовной поэзии и песни, убедилась в том, писатели из Орла , например, не знают писателей из…. Белгорода…. А что уже говорить о писателях, скажем Вологды, или Чебоксар??? Разве это нормально….

Не могу не коснуться языкового вопроса для писателей – стран СНГ. В частности, Беларуси. Убеждена в том, что билингвичность белорусского народа – это его гордость, национальное богатство, преимущество. Уже и наукой доказано, что народ, читающий и пишущий на двух родственных языках – несоизмеримо богаче имеющего в своем литературном пространстве только один язык. Разве это не ясно? И беречь надо равно оба! И не обижать, не унижать ни в коей мере, ни один, избранный для самовыражения гражданином своей страны язык. Особенно нынче, в условиях небывалой экономической и культурной интеграции России и Белоруссии это очень важно осознавать и исполнять на деле.

И привлекать к работе с начинающими литераторами опытных филологов, лингвистов, не обладателей «дутых корочек» различных сомнительных Международных Академий, а такие у нас есть, судя по витиеватости некоторых антихудожественных, переполненных псевдонаучными терминами текстов, и по отсутствию в них, этих текстах, главного – высокой художественности и нравственности.

Обязательно приглашать для проведения мастер-классов ведущих мастеров слова из России, Украины, без снобизма обращаться к талантливым писателям из регионов. Я выросла в Брянской областной писательской организации, где с давних времен и поныне работают постоянно действующие мастер-классы для прозаиков и поэтов, детских писателей и драматургов… Эта школа дала мне так много с юности, что и до сих пор это помогает мне жить и творить. В области мы проводим мастер-классы с молодыми литераторами, настоящие балы поэзии, я уже писала об этом. А при детской библиотеке имени С. Маршака под руководством известной детской писательницы Маины Боборико активно работает – один из многих – (такие есть ещё и в Шарковщине, Полоцке, Ветрино – это районные города и посёлки) клуб «юных поэтов», и самиздатом на базе этой библиотеки мы уже выпускаем маленькие сборники их произведений! А в Верхнедвинске писатель Василий Рудой – бывший капитан подводник первого ранга 23 июня открыл на озере Освея творческий патриотический юношеский клуб «Гардемарины»… У нас живут и творят очень сильные, искренние, никого не повторяющие, самобытные писатели… .

В Минске есть талантливые литераторы, выпускники Московского государственного литературного института им. М. Горького, получившие опыт на семинарах ведущих мастеров. Я имею в виду корректных и интеллигентных мастеров слова, успешно редактирующих нынче книги и статьи начинающих авторов.

Что касается наших коллег - оппонентов, то они и в составе Союза Писателей Беларуси представлены в избытке, но далеко не все из них – Мастера. Вместе с тем, среди тех, кто не пришёл ещё к нам, есть талантливые художники. Почему-то я верю, что они обязательно поймут жизнестойкость и жизнеспособность Союза писателей Беларуси, когда у нас произойдут достойные перемены на ниве литературы, и сами придут к нам. Ибо для писателя от Бога литература всегда важнее политической борьбы. Истинный художник – должен творить. Выпустить своё детище в мир, и – вперёд, дальше, продолжать работать над рождением нового, правдивого, нравственного произведения. Только творчество должно занимать настоящего Мастера!

Что касается проводимого в области и по стране мониторинга по востребованности наших книг читателями, важно и для комплектования библиотек. Если писатель, которого практически не читают, настойчиво обивает пороги администраций, требуя «выкупить» его книги, ему можно просто показать на результаты проведенного анализа. А читают нас так, как мы пишем: от сердца, искренне, стремясь открыть истину, всеми силами совершенствуя своё мастерство, или – сочиняя для коммерческой цели… Чем больше души ты вкладываешь в написанные тобой строки, как говорят, если ты «кровью пишешь», то читателя искать не надо. Он найдёт тебя сам.

Меня радует цифра – 24 772: столько раз из публичных библиотек были взяты книги писателей витебщины. А ещё столько же их было прочитано в библиотеках ВУЗов и школ, колледжей и техникумов, воинских частей, трудовых коллективов и частных библиотеках, то есть более 50 000 раз!!! Наиболее читаются книги писателей витебщины, членов белорусского общества «Русь»: Бориса Бележенко, Маины Боборико из Витебска, Василия Рудого из Верхнедвинска. Так что, книги современников – востребованы.

Однако…. Вернёмся к вопросу, кто же такие эти люди – наши писатели? В одном известном фильме герой спрашивает: « Если тебя убьют в матрице, значит, ты умрёшь здесь?». Ему отвечают: «Тело не может существовать без разума». Иными словами, некто может при помощи хитроумных приёмов проникнуть внутрь твоих мозгов, устроить там информационную диверсию, с её помощью парализовать твою волю и заставить тебя служить своим интересам.

Значит, есть такая необходимость: создать и организовывать такую – с высокой гражданской позицией, матрицу – которая надёжно встанет между пытливым умом и обжигающей реальностью, которая, как уже говорилось, даст высоконравственное направление жизненной энергии. В конечном счёте – даст читателю то, что он, часто даже сам того не осознавая, жаждет: возрождение, катарсис. Иначе – на что оно, искусство?

Кстати, об оплате за труд писателя. Пока мы не научимся уважать собственный труд, и самих себя, мы не можем претендовать не только на совершенство, а даже более или менее достойное место писателя в мире, писателя, на которого нынче возлагаются такие глобальные задачи и надежды. Смотрите, как мы все с невольным почтением относимся к самодостаточному во всех отношениях человеку.… И потом, писатель должен есть, пить, лечиться, много и интересно путешествовать, познавать мир…

Но, уж, коли платить за труд, то и требования к нему должны быть высочайшего уровня. Что греха таить, значительная часть издаваемой литературы – увы, оставляет не только желать лучшего, а и вызывает непреодолимое желание её аннулировать, дабы страну не позорить. Чего только и кого только не издаёт за деньги нынче иное коммерческое издательство. Бедная бумага!

Платить надо, подчёркиваю, при соблюдении условия, что книги не должны идти неконтролируемым потоком на прилавки книжных магазинов и в библиотеки. Интеллектуальная продукция должна быть поистине – носителем, сеятелем, воспитателем высочайшей духовности. И всё это должно совершатся строго дозированно, системно, цивилизованно. Принцип стар, как мир: «Не навреди!» Потому что нельзя давать информацию всем слоям населения одинаковую. Должны учитываться возрастные категории, степень подготовленности восприятия, образовательный уровень и многое другое. Это – сложнейший механизм. И он пока, увы, недостаточно регулируем, если не сказать больше. В результате, в доступных широким массам книгах можно встретить всё: и намеренное искажение истории, которое потом превращается в источник формирования целого поколения со стрессовой ориентацией, вызывающей то апатию и самоуничижение и, наоборот, необоснованное самовозвеличение… Главное – вызвать шок, добиться высоких тиражей, вызвать волну интереса, а там, хоть трава не расти. Главное – читают, и неважно кто, почему, зачем? А во что может превратиться волна? Может, в шторм, а может ведь – и в цунами…

Велика ответственность писателя, рождающего и отпускающего в мир своё слово.

Да, писатель – всего лишь член общественной организации – писательского Союза, никому не подчиняющийся. Но писатель – это и представитель цивилизации мира, в данное время, на данном геополитическом пространстве земли, имеющем такое простое название – Родина.

Рушатся империи, исчезают города, имена царей и полководцев, но – Littera skripta manetнаписанное остаётся. Вот в чём дело.

5
1
Средняя оценка: 2.80972
Проголосовало: 247