О мифах Январского восстания 1863 года
О мифах Январского восстания 1863 года
Сегодня мы обратимся к важной теме, которая со дня на день становится всё более злободневной и будет формировать общественное сознание в течение нескольких последующих месяцев. Эта тема будет формировать общественное сознание в Литве, в России, в Польше, в других государствах, поскольку тема эта до сих пор остаётся для некоторых актуальной, несмотря на то, что прошло 150 лет от Январского восстания 1863 года. Тема этого восстания остаётся очень важным идеологическим аспектом в деятельности «русофобских» сил.
Несомненно, восстание 1863 года будет широко освещаться в различного рода публикациях, как в печатных изданиях, так и электронных СМИ. Его будут освещать разные люди, начиная с профессиональных историков и заканчивая самыми кондовыми либеральными пропагандистами, ненавидящими Россию и русских людей. Благо такой повод – «восстание благородных патриотов поляков против ненавистной России и её русского царя, за восстановление Польши, растерзанной Российской империей, Пруссией и Австрией в трёх разделах, свершившихся в течение двадцати трёх лет во второй половине 18 века (1772 г., 1793 г., 1795 г.)».
Думаю, настоящие историки предоставят возможность создать верное представление о причинах, ходе и поражении этого восстания. Поэтому здесь скажу о главных принципиальных моментах, связанных с восстанием, которые дают возможность, прежде всего, по-новому понять его смысл, развеять некоторые устоявшиеся мифы.
Восстание произошло под влиянием определённых сил на западе и, прежде всего, очень влиятельных тамошних масонских лож, посредствам которых император Франции и королева Англии, никак не желая укрепления России, только что начавшей оправляться после проигрыша в Крымской войне (1853-1856 гг.), пытались приостановить успешное развитие конкурирующего капитализма на востоке. Масоны всех градусов, начиная с Великой Французской революции 1789 года, постоянно муссировали тезис о равенстве граждан перед законами страны под лозунгом: «свобода, равенство и братство!» – невзирая на сословные или имущественные цензы. Именно в отмене социальных сословных привилегий, которые давали и имущественные привилегии, был основной смысл и основная цель этой французской революции. Впервые на её знамёнах было начертано слово нация, как политическое единение всех социально равных граждан новой, республиканской Франции.
Такие же идеи о возрождении польского государства, как государства равных граждан поляков, транслировались и на ту часть зажиточного помещичьего дворянства, которая на западных территориях Российской империи позиционировали себя поляками. Это касалось, правда, лишь части здешней польской элиты – шляхты, отнюдь не преобладающей, но зажиточной и влиятельной. Гораздо больше было тех поляков, которые нашли своё достойное место в России и благополучно вписались в её гражданский социум. Многие поляки по происхождению, проживавшие в России, стали видными представителями российской и мировой науки, культуры, литературы и искусства – имена их всемирно известны.
Основные кровавые события Январского восстания 1863 года развернулись на территории, в древности называвшейся Самогития (с латинского дословно – «страна чёрных жителей» или «черни»), в XIX веке – Жмудь, по-современному – Жямайтия. Основными действующими лицами здесь были местные польские шляхтичи. Они выступили под лозунгами национально-освободительной борьбы: «За нашу и вашу свободу!». Все грамотные люди тогда знали и понимали, что поляки хотят своей свободы через восстановление своего польского государства. А вот кто были эти другие националы, и о каких других свободных (естественно, «свободных от России») национальных государствах говорилось в лозунге «Za naszą i waszą wolność!» эти поляки не указывали. Были лишь символические намёки на бывшее Великое княжество Литовское и Украину-Русь.
Стремление поляков к восстановлению своего, теперь уже национального государства – Польши, было главным лозунгом Январского восстания. Восставшие жмудские шляхтичи, прежде всего, «Российскую империю обвиняли в трёх разделах Польши», которая в 1795 году исчезла с европейских карт.
Но, возникает резонный вопрос – а причём здесь Россия?
Российская империя никогда не делила территорию Польши, ту, где издревле жили поляки, или, точнее, славянские племена ляхов!
Российская империя принимала участие в трёх разделах Речи Посполитой!
Речь Посполитая – это не Польша!
Речь Посполитая – это государство, образованное союзом двух суверенных государств Королевства Польского и Великого княжества Литовского в 1569 году во время Сейма в городе Люблине полномочных представителей этих двух государств на основании подписанного этими представителями юридического документа под названием Уния (ныне называемого Люблинская уния). Именно это новое федеративное государство и приобрело название Речь Посполитая. Само название «Речь Посполитая» тоже несёт в себе очень важное политическое содержание.
Рассмотрим, что оно дословно означает. Слово «РЕЧЬ», это ополяченное латинское слово «res» – вещь, по-польски: rzecz – вещь. Слово «посполитая» – это аббревиатура польского выражения: «POSpólstwa POlski i LITwy» – «народов Польши и Литвы».
После Люблинской унии 1569 года в федеративное государство слились две могущественные феодальные державы тогдашней центральной Европы. Причём славянское, православное Великое княжество Литовское было тогда экономически гораздо сильнее, чем славянское католическое Королевство Польское. Но Королевство Польское, с точки зрения тогдашних политических воззрений, по иерархии феодальной сословной значимости было гораздо выше Великого княжества Литовского, поскольку в Кракове, на горе Вавель, сидел Король, а в Вильне, на Замковой горе – всего лишь Великий князь. (Замечу, эти Великие литовские князья говорили по-русски, а точнее на славянском языке, но не по-литовски, так, как теперь говорят литовцы. Никто из них не знал литовского языка, корни которого в жмудском языке – с глубоким наслоением сувалькийского наречия).
Так вот, именно федеративное государство Речь Посполитая, а не Польша (!), была трижды разделена названными выше государствами во второй половине XVIII века. Однако подчеркну, территорию именно Королевства Польского во время этих трёх разделов всегда делили лишь Пруссия и Австрия. Российская императрица Екатерина II Великая (как известно, настоящая немка по происхождению, но православная и русская по духу) территорию Королевства Польского во время названных трёх разделов никогда не делила и не присоединяла к территории своей Российской империи. Все территории, которые отошли во время этих разделов к территории Российской империи, были территориями, составлявшими полностью Великое княжество Литовское – государства славянского, со смешанным, по вероисповеданию, православным и католическим населением. Поляки – ляхи на этих землях никогда не жили.
Хочу добавить, поляки очень умные и мудрые люди, умеющие упорными усилиями добиваться поставленных целей. Эти качества исторически воспитаны в этом славянском народе, поскольку, издревле проживая на территориях смежных с германскими и англосакскими племенами, они вынуждены были отстаивать свои культурные прерогативы, да и вообще право на существование. Уже в 963 году польский князь Мешко I стал первым польским королём, получив при посредничестве славян-чехов корону от Римского папы. Это произошло на 25 лет раньше, чем в 988 г. киевский князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь и положил начало русской государственности. Не простая история у древних ляхов, ободритов, лужичан и других прибалтийских славян, проживавших аж до Рейна и постоянно воевавших с англосаксами и германцами. Последним всё же удалось отхватить у славян к XII-XIII векам территории до Вислы и далее на северо-восток вдоль южного побережья Балтийского моря. Германизация захваченных территорий была беспощадная. (Как ни странно, но современные русские историки молчат обо всём этом. И лишь наш интеллигентный юморист Михаил, с будоражащей фамилией Задорнов, кажется, взялся серьёзно за тему прибалтийских славян и даже снял по ней документальный фильм. Спасибо ему большое за эту работу)
Констатируем, на территории Великого княжества Литовского поляки – ляхи никогда не жили. Исстари здесь поляков не было. Здесь произошло другое – после Люблинской унии и последовавшей за ней Брестской унией 1596 года (заметьте, годы приближающейся Великой смуты в России!) началась всё охватывающая полонизация местного населения Великого княжества Литовского. Именно после Брестской унии католичество начало воинственную деятельность на данных территориях против православия, носителями которого, со времён киевского князя Ярослава Мудрого, были местные славяне – кривичи, древляне и другие племена. Полонизация началась с того, что «новыми ляхами» себя объявили местные магнаты, самые богатые люди в тогдашней Европе, ибо были они самыми большими землевладельцами. А деньги тогда давало здесь в основном сельскохозяйственное производство. Это не «заградковые шляхтици» с территории Королевства Польского, где небольшой земельный участочек и хата с двумя «колумнами» из побелённых сосновых стволов представлялись уже как «палац». Бояре Великого княжества Литовского, литвины: Пацы, Тышкевичи, Сапеги, Радзивили, Огинские и другие, – весьма тяготели к польским королевским регалиям. Все они были представителями старинных местных дворянских родов, экономические магнаты того времени. Родом они были из кривичей, говорили они на славянском – русском языке… Но всех их манил феодальный блеск королевского Кракова. Все эти «новые ляхи» пошли изначально от той унии 1387, когда князь Ягайло, внук Гедимина, принял католичество, чтобы стать королём и супругом польской королевы Ядвиги. Он обязал выходить из православия и принимать католичество и других бояр Великого княжества Литовского.
В течение всех трёх разделов Речи Посполитой, к Российской империи были последовательно присоединены все бывшие западные славянские территории, составлявшие, в общей сложности, всю территорию Великого княжества Литовского. Причём, государственный статус его был сохранён, поскольку на его территории продолжали действовать три Литовских статута (государственные Конституции Великого княжества Литовского, кстати, написанные на старорусском языке, кириллицей). Всё это надо хорошо знать, помнить и чётко понимать каждому, кто интересуется историей Российской империи, Великого княжества Литовского, Королевства Польского и Речи Посполитой.
Во время Январского восстания 1863 года местная польская «шлехта» на Жмуди заявляла: «это наши польские земли, и мы здесь будем бороться за нашу национальную независимость». Но, прежде всего, эти жмудские «поляки» боролись за свои крупные землевладения, не желая проведения в своих поместьях раскрепощения местных землепашцев – жмудских «артоелисов», тех самых, от которых пошли нынешние литовцы. Им претила аграрная реформа в России, проводимая с 1861 года императором Алексадром II.
Спрашивается – ну причём в Январском восстании 1863 года «артоелисы», те которые создали своё государство в 1920 году и теперь, пройдя через горнила Мировой и Отечественной войны, политических пертурбаций XX века, имеют теперь свою, хотя и зависимою полностью от западных стран Евросоюза и американского НАТО, но всё же Литовскую Республику?
Ответ простой. Полностью подвластных им жмудских пахарей-«артоелисов» местная «шлехта» использовала для достижения своих собственных целей, причём весьма корыстных. Никаких вопросов, связанных с насущными социально-имущественными интересами местных крестьян, это восстание не решало. Вообще не ставило таких задач, не объявляло в своих лозунгах о раздаче земли землепашцам...
Здесь хочу сделать следующее важное заявление: поражение Январского восстания 1863 года стало тем политическим импульсом, который дал начало формированию нации современных литовцев! Только после подавления этого восстания, не без ходатайства графа М.Н. Муравьёва-Виленского, генерал-губернатора Северо-Западного края Российской Империи, началось национальное становление жмудинов. 25 августа 1866 года Император Александр II издал Указ, гарантировавший литовскому языку гражданское право в школах Сувалкской и других т.н. литовских территорий. Прежде всего, было налажено начальное образование среди детей крестьян. Были организованы Литовская гимназия в Мариамполе, постоянный учительский семинар в Вейверах, а также был учреждён ряд стипендий в российских университетах, предназначенных специально для детей крестьян из этих трёх литовских губерний. Цель – вывести из-под влияния польской культуры местное население. Начали работу школы, в которых обучение велось на местном жмудском языке, так тогда называли нынешний литовский язык. На литовском языке (на кириллице) начали выходить печатные издания. На местах, в глубинке, его культивировали, прежде всего, католические священники – ксендзы, такие как, например, получивший образование в Петербургской духовной академии А. Баранаускас. Многие молодые люди из более зажиточных семей поехали получать высшее образование в столичные высшие учебные заведения Российской Империи. Среди них, например, были Йонас Басанавичюс, Антанас Сметона и другие основатели государства литовцев. Обучался в Московском университете и Йонас Яблонскис – создатель «Грамматики литовского языка», который был впервые им нормирован в 1901 году благодаря тому, что он ввёл оригинальный алфавит, основанный на латинских буквах. С 1904 года в свет начали выходить литовские книги, написанные уже на известном нам ныне литовском алфавите. Помогал ему в создании алфавита и нормировании литовского языка и профессор Пермского университета К. Буга. Многие «младолитовцы» стали известными деятелями современной литовской культуры и искусства. Кстати, М.-К. Чюрлёнис получил художественное образование и мировую известность именно в Петербурге, и сначала ни слова не знал «по-жмудски». Таким образом, при содействии русской интеллигенции в конце ХIХ – начале ХХ века, происходило формирование литовской национальной интеллигенции.
Поэтому, если сейчас на фоне тех, давно минувших событий Январского восстания 1863 года, нынешняя литовская интеллигенция поддастся «русофобским» суждениям некоторых деятелей и не отметит важность для литовцев победы российского императора над антигосударственным произволом в стране польских «шляхтичей» со Жмуди – это будет проявлением её абсолютной политической ангажированности.
Валерий Васильевич ИВАНОВ - магистр истории Варшавского университета, абсольвент докторантуры Института истории АН Литвы.