«Забота» по-американски
«Забота» по-американски
Недавнее заявление посла Соединённых Штатов Америки в Таджикистане Сюзанн Эллиотт о том, что её страна готова оказать таджикским пограничникам материальную помощь, наполнило сердца стражей границы радостным ожиданием. Было уточнено, что эта помощь даст возможность последним положить конец рейдам наркокурьеров из Афганистана, переброскам оружия из-за границы, обуздать религиозный экстремизм, и так далее. Согласитесь заявление многообещающее...
И вот материальная помощь прибыла. Таджикские пограничники получили от заокеанских покровителей 55 небольших джипов типа «багги» и на 1 миллион 800 тысяч долларов технических приспособлений, таких как осветительные приборы и приборы ночного видения, средства связи и другое.
Оказанная помощь заставила пограничное руководство почесать затылки. Прежде всего, что делать с джипами? Таджикская граница – это горы, это пустыни с песком и барханами, это непроходимые тугайные заросли и широкие реки. По ним пешком и то ходить проблематично, плавсредства тоже не применишь, и юркие джипы остаются просто не у дел. Общеизвестно, что граница – это патрулирование по тропам, это сидение в «секретах» при полнейшем соблюдении тишины, и шумные «багги» никак не вписываются в специфику охраны таджикских рубежей. Разве что устраивать на них спортивные состязания по автогонкам близ границы?
Ну, ладно, джипы для чего-нибудь пригодятся, а вот остальная техническая помощь побудила развести руки в стороны. Политолог Амният Абдуназаров сообщил журналистам, что полученная помощь никак не будет способствовать укреплению таджикской границы. Все эти приборы уже были в употреблении. Они устарели, и ничем не лучше тех, которые сегодня используют стражи границы.
Анализируя «заботу» США и их действия в соседнем Афганистане, Амният Абдуназаров поделился мнением, что декларации американцев, как правило, расходятся с делами. Практика показывает, что они были и остаются друзьями самим себе, все остальные для них – лишь средства осуществления их политики. Введя свои войска в Афганистан, положили ли они конец межплеменным распрям в этой стране? Нет. Ослабили ли военную мощь движения «Талибан»? Тоже нет. Оказали ли влияние на уменьшение транспортировки наркотиков из Афганистана? Тут уже факты говорят сами за себя. За время пребывания американцев в этой сопредельной стране посевы опийного мака увеличились в разы, а количество химических лабораторий, в которых производится героин, возросло в десять раз. Оно и понятно, наркотики доставляются из Афганистана в Россию и европейские страны, что множит там число наркоманов. США это выгодно, ослабляется генофонд этих стран, что равносильно необъявленной войне против них.
В 2014 году намечается вывод войск НАТО из Афганистана. На вопрос журналистов, что будет дальше в этой стране, министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи осторожно ответил, что изменения, конечно, произойдут, но какие, он не берётся предсказывать. В отличие от высокопоставленного дипломата политологи более категоричны. Они предрекают вновь приход к власти талибов, а их агрессивные устремления известны всем. Возможно, они и не вторгнутся в Таджикистан, но напряжённость в Центральной Азии бесспорно возрастёт.
В заключение Амният Абдуназаров подчеркнул, что Таджикистан не первый раз получает от зарубежных доброхотов малопригодное военное снаряжение; под предлогом помощи и укрепления обороноспособности в республику сбрасывают то, что не нужно самим. И потому не стоит обольщаться посулами, а пора научиться отличать подлинных друзей от мнимых.
Таджикская общественность прозревает и начинает понимать, что Россия – та страна, которая если обещает, то делает, и уж если поставляет технику, то никак не бросового качества.