Узбекистан нашел альтернативу Рогунскому проекту Таджикистана

 

Напряженность в вопросе справедливого водопользования была и остается основным видимым источником напряженности в Центральноазиатском регионе. Много копий сломано об эту тему, однако, на сегодняшний день, как принято говорить, «воз и ныне там». Впрочем, похоже, в Ташкенте нашли один из возможных путей решения данной проблемы. В чем он заключается, и насколько реален, разбирались аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер».

 

 

Проблему решит строительство малых гидроэлектростанций

 

 

Ташкент, как известно, выступает категорически против строительства крупных гидроэнергетических объектов в верховьях рек Амударьи и Сырдарьи. Аргументов на это приводится масса, и основными из них являются экологический и экономический аспекты последствий подобных проектов. Не секрет, что основным камнем преткновения в отношениях с соседним Таджикистаном являются планы Душанбе возвести Рогунскую ГЭС, высота плотины которой может составить свыше 300 метров.

 

Вместе с тем, как сообщает информационное агентство «CA-NEWS» со ссылкой на официальную радиостанцию ООН, в Узбекистане предлагают решить проблему водного дисбаланса в регионе Центральной Азии путем сооружения каскада малых гидроэлектростанций. Об этом заявил в интервью заместитель руководителя Министерства водного и сельского хозяйства Узбекистана Шавкат Хамраев. «Мы за то, чтобы строили (ГЭС в соседних государствах – авт.), мы и сами строим маленькие гидроэлектростанции, которые не меняют водный и экологический режим данной реки данного водного бассейна», - отметил представитель Узбекистана.

 

Данное заявление чиновника было сделано в преддверии интерактивного диалога по вопросам водного сотрудничества, который намечен к проведению в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в предстоящую пятницу, 22 марта. Он приурочен к Международному дню воды, который вот уже 20 лет отмечается именно 22 марта, кроме того, 2013 год по инициативе Таджикистана объявлен ООН Годом международного водного сотрудничества.

 

В данном мероприятии, среди прочего, примут участие представители Узбекистана и Таджикистана, посему, вышеприведенное заявление можно рассматривать как официальную позицию Ташкента в данном вопросе. Пока не ясно, каким образом на такое предложение отреагирует Душанбе, однако, можно ожидать, что такая реакция будет отрицательной по целому ряду причин.

 

 

Затянувшийся конфликт интересов

 

 

Позиции сторон в данном вопросе носят диаметрально противоположный характер. Узбекистан продолжает настаивать на том, что строительство Рогунской ГЭС и ряда похожих объектов в соседнем Кыргызстане, приведет к экологической катастрофе в самом Узбекистане, который на долгие годы останется в условиях резкого сокращения стока рек, что приведет к опустошению собственных ирригационных систем, а, стало быть, к отсутствию столь важной для его сельского хозяйства поливной воды. Потери от этого могут быть колоссальными, и оцениваются на уровне около 10 процентов ВВП Узбекистана. Кроме того, в Ташкенте ссылаются на выводы некоторых экспертиз, которые отмечают, что строительство Рогуна ведется в сейсмически опасной зоне, где периодически происходят мощные землетрясения силой в 9-10 баллов. Последствия разрушения плотины будущей ГЭС могут быть грандиозными – поток воды высотой в несколько десятков метров уничтожит все живое на сотни километров вниз по течению.

 

Таджикистан опровергает подобные доводы как несостоятельные, в частности, в отношении опасности разрушения плотины Рогунской ГЭС. Кроме того, в Душанбе настаивают на том, что строительство данной электростанции не имеет альтернативы в плане обеспечения энергетической безопасности государства, жители которого зимой мерзнут без электричества, которое подается по 2-4 часа в сутки.

 

Душанбе вряд ли согласится с предложением Ташкента в отношении малых ГЭС. Дело в том, что слишком уж много усилий приложено на реализацию Рогунского проекта, который в Таджикистане возведен в ранг «национальных». Гражданам страны было предложено даже стать акционерами данного проекта, посему, включить «задний ход» для правительства Эмомали Рахмона будет самоубийственно с политической точки зрения. Кроме того, не так давно Таджикистан заручился поддержкой России, которая готова помочь в реализации Рогунского проекта финансово и технически, что также говорит о том, что, вероятнее всего, назад дороги нет.

 

 

Источник:   http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-sng/uzbekistan/entry1008156697.html#prettyPhoto

5
1
Средняя оценка: 2.84706
Проголосовало: 170