Тайна Крещения Руси

Крещение Руси. Художник В.М. Васнецов, 1885-1896 гг. Государственная Третьяковская галерея

  

 

Мы празднуем 1025-летие Крещения Руси. Самое время написать о том значении, которое имело принятие христианства для нашей Родины, и о великих переменах во всех областях жизни крещёного народа.

 

Однако по мере работы заметил – складывается обычный парадно-юбилейный материал, каких написано и ещё напишут немало. Своего рода ученический реферат, где снова перед лицом мира перечисляются те неоспоримые последствия Крещения Руси, которые мир знает и (с теми или иными оговорками) милостиво соглашается.

 

 Писалось о мощном развитии культуры после принятия христианства. О том, что Крещение способствовало созданию единого языка, возникновению шедевров искусства. О том, что под его влиянием произошли радикальные перемены в нравственной сфере, в жизни семьи, в быту. О том, что оно повлияло на формирование политического устройства Руси, на развитие науки, ремёсел, земледелия (в одной статье нашёл размышления о том, что развитие огородничества тесно связано с Крещением).

 

 И, главное, всё это – правда. И писали об этом тысячи раз.

 

 Но есть один пункт, одна важная мысль, которую только мы, православные христиане, можем и обязаны сообщить миру о Крещении Руси. Мысль о том, что в первую очередь означало это Крещение. И что явилось главным следствием этого события. Потому что с этим следствием связаны все остальные перемены.

 

Лишь узнав эту глубинную правду о Крещении Руси, мы сможем понять, что мы празднуем. Осознать, что не мощное развитие огородничества (при всём к нему уважении) является главным приобретением от Крещения Руси, но нечто совсем иное. То, что должно возглавлять иерархию последствий. То, что есть наша главная радость. То, что наполняет этой радостью «глубоко историческую» цифру 1025 и делает праздник живым, сегодняшним и вечным.

 

 Но именно эта сокровенная суть Крещения Руси для мира остаётся тайной. Он не хочет её слышать. Он заглушает её своим шумом, своими «учёными» рассуждениями о развитии финансов и ремёсел. Миру хотелось бы Церковь и её праздники поместить в некий музей древностей, где красиво поют и по традиции зачем-то машут кадилом. И это «историческое», «далёкое от нынешней жизни» мир готов разрешить нам праздновать и, более того, сам в умилении готов участвовать в празднике.

 

 А между тем Крещение славян Святым Владимиром было и остаётся главным событием в истории нашего народа и государства (ныне – государств), а также в жизни каждой отдельной личности, жившей и живущей на землях исторической Руси. Каждый день сегодня, подчас не подозревая об этом, мы пользуемся плодами Крещения Руси. И дай Бог, чтобы мы, наконец, прорвав пелену непонимания и лжи, сумели осознанно воспользоваться главным плодом Крещения. О нём, часто забываемом или скрываемом, и хочется здесь сказать.

 

 Как младенец, принесённый в храм родителями и крёстными, после таинства крещения входит в Церковь Христову, становится Её живой частью, так тысячу лет назад молодой народ Руси вошёл в Церковь и стал частью – по слову апостола Павла – Тела Христова. И как в таинстве крещения человек силой Духа Святого соединяется с Воскресшим Христом, «облекается во Христа», так и народ Руси в день Крещения встретился и соединился с Богом. Получил возможность жить в Нём. И соединённый со Христом, с Сыном Божьим народ этот обрёл законное право называть Небесного Бога Отцом, а себя с единоверцами – сынами и детьми Божьими.

 

 А далее семя благодати, засеянное в день Крещения Руси, принесло великий плод – народ русский очами веры увидел Христа, полюбил Его, поверил Евангелию и горячо пожелал всегда быть с тем, Кого полюбил. Захотел, по заповеди Христовой, искать Царства Небесного. И в этом поиске, в отказе от скверны греха, в поиске святости ради Царства Небесного нашел народ Руси подлинный смысл личного и государственного бытия.

 

 И вот именно эта любовь ко Христу, желание быть с Ним, служить Ему ради встречи с Ним в Его Царстве – всё это и стало величайшим последствием Крещения Руси. Именно оно, прежде всего (а не экономическая необходимость), вызвало к жизни то чудо, которое мы называем Святой Русью.

 

 

Полюбив Христа и Богородицу, народ Руси (многоплеменной, но объединённый теперь общей верой) захотел прославить тех, в кого уверовал, явить своё благоговение перед ними, молиться им. Из этого стремления родились прекрасные храмы, стали развиваться архитектура, зодчество, живопись, ремёсла. От желания читать и изучать Слово Божье возникли письменность, школа, книжное дело, литература. Стремление изменить общественную и семейную жизнь в духе Евангелия дали новые законы государства. А горячая молитва за страну и мир явили чудо русского монашества. Одним словом, всё то, что мы называем русской православной цивилизацией, великой культурой Руси, в основе своей имеет служение Богу.

 

 Кстати, о служении. У нас не принято об этом говорить, да, может, и не стоило бы в канун юбилея. Но поскольку на современной Украине в моде неоязычество (его иногда пытаются противопоставить христианству как «древнюю украинскую веру» и даже призывают сознательно к нему вернуться) считаю необходимым, сделать некоторое уточнение. Итак, кому же служили на Руси до принятия христианства? Кто стоит за всеми этими перунами, даждьбогами и прочими истуканами. Для православного христианина здесь нет секрета: служили нечистым духам, то есть бесам. Как только вместо Истинного Бога человек начинает поклоняться рукотворному идолу, тотчас легионы бесов населяют истукана, пребывают при нем, злобно радуясь, принимая поклонение и толкая людей на гнусности, ибо сами гнусны.

 

 Силой благодати Крещения народу Руси была открыта губительность служения бесовским силам и стремления к сатанинским «ценностям» – блуду, богатству (мамоне), кровавым жертвоприношениям и прочей мерзости. Перед лицом Бога, Который есть любовь, народ Руси становится на путь покаяния, то есть полного отказа от прежней жизни, воспринимаемой теперь как препятствие для обретения Небесного Царства.

 

 Конечно, всё произошло не так гладко и скоро (хотя с исторической точки зрения чудесно и стремительно), и всё же нравственный общественный идеал Руси радикально меняется. Вместо культа силы, наживы, животных страстей – святость. А из этого следует, что Крещение Руси явилось ещё спасением от преисподней, в которую неминуемо ведёт всякое язычество. Спасением от гибели в вечности.

 

 Теперь, когда главные плоды и последствия Крещения Руси названы, назовём ещё другие, связанные с ним напрямую.

 

 Крещение и православная вера фактически создали русскую душу, русский характер и, как теперь говорят, русский национальный код. «Русский» стало означать – православно исповедующий Христа на землях Руси. Молящийся Ему одним языком, общим для живущих на Днепре и Доне, Волхове и Волге. Крещение и вера создали единый христианский народ, проживавший (и проживающий) от Архангельска до Крыма, от Тихого океана до Карпат.

 

 Этот народ верил в одного Бога, жил одной жизнью. И к этой подлинной жизни, к жизни христианской (когда далеко не все вокруг святые, но святость почитается, а грех называется грехом без тени толерантности) должен и теперь обратить свой взор всё тот же народ. Пусть пока разрозненный и разделённый. Пусть пока обманутый и часто забывающий, что он единый народ.

 

 А если он откажется от соединившей и создавшей его благодати Крещения, откажется от главного смысла Крещения, если попробует низвести Церковь свою до уровня национально-фольклорного заповедника, заявит, что теперь, спустя 1025 лет, у него «иные цели и ценности» (мы эти евроценности знаем – содомия, осквернение детей, культ комфорта, то есть служение тем же самым бесам), если всё это произойдёт, народ, возникший десять веков назад, может совсем сойти с исторической сцены. Как предавший своего Творца.

 

 И тогда, согласно притче Христовой, виноградник будет отдан другим народам. Которые принесут Богу достойный плод – молитву, славословие, покаяние. А не либеральный бред о правах и парадах извращенцев. Господи, да не будет с нами такого позора.

 

 А потому наступающий юбилей есть важнейший праздник нашего народа. Потому что Крещение Руси было и остаётся главным, определяющим нашу жизнь событием. Что может быть важнее, нужнее, чем встреча с Богом и спасение от погибели?

 

 Верность Крещению Руси, память о том, что есть Крещение Руси, пусть станет залогом нашего личного и народного спасения. С праздником вас, братья и сестры! С праздником самым актуальным и современным.

5
1
Средняя оценка: 2.86266
Проголосовало: 233