Врадиевка: от трагедии до политического фарса

Пожалуй, теперь уже нет нужды рассказывать, что Врадиевка – это райцентр в Николаевской области. Это название прогремело не только по всей Украине, но и, пожалуй, по всем странам бывшего Советского Союза. Из обычного топонима Врадиевка превратилась в имя нарицательное, причем несущее в себе сразу несколько весьма противоречивых смыслов.
.
Если не вдаваться в подробности, то 27 июня 2013 года во Врадиевскую райбольницу была госпитализирована 29-летняя местная жительница Ирина Крашкова, которая сообщила врачам, что накануне ночью её изнасиловали и жестоко избили. Она указала на двоих местных сотрудников милиции и таксиста. 26 июня около полуночи, когда она возвращалась с дискотеки, они её силой затащили в автомобиль и вывезли в лесополосу. Там сотрудники милиции её изнасиловали, а потом вместе с таксистом жестоко избили, причинив тяжкие телесные повреждения, в том числе и открытую черепно-мозговую травму. Женщина, несмотря на все, выжила, сумела добраться до ближайшего жилья и попросить помощи. Очнувшись после операции, она назвала нападавших — капитана милиции Евгения Дрыжака, лейтенанта Дмитрия Полищука и таксиста по фамилии Рябиненко. Позже на повторном опознании, которое проходило в палате потерпевшей, она ещё раз указала на Евгения Дрыжака.
На следующий день были задержаны только двое подозреваемых в совершении изнасилования - лейтенант Полищук, являющийся племянником прокурора Заводского района города Николаева, и таксист.
Капитан Дрыжак, несмотря на показания потерпевшей о его активном участии в совершении изнасилования и избиении, вместе с ними задержан не был. У него было алиби. В тот день он находился на дежурстве в райотделе, и это было зафиксировано камерами наблюдения и засвидетельствовано пятью его коллегами. В дальнейшем выяснилось, что он имел возможность покинуть здание через выход во двор, где камер наблюдения не было. Это обстоятельство опровергло его алиби, но случилось это позже, а 30 июня 2013 года жители Врадиевки вышли к райотделу милиции с требованием задержать Дрыжака. Вечером перед районным судом с тем же требованием собралось уже около трех сотен человек. В райцентр были стянуты милицейские подразделения из ближайших районов. Когда после ареста Полищука и Рябиненко вывозили в следственный изолятор, толпа преградила дорогу машине, а в здание суда полетели камни и яйца.
.
1 июля вечером с требованием арестовать Евгения Дрыжака возле райотдела милиции собрались же около тысячи человек. Их пытался успокоить начальник областного управления милиции, но когда люди узнали, что Дрыжак находится в здании, они, схватив камни и палки, попытались прорваться туда, чтобы устроить суд Линча. Милиционеры, десять из которых пострадали при штурме, применили слезоточивый газ и отбили атаку. Ночью кто-то из пикетчиков камнями выбил стекла в окнах райотдела.
.
Вот, собственно, то, с чего все началось. Когда алиби Дрыжака лопнуло, он тоже был арестован. Это случилось 3-го июля. Были освобождены от занимаемых должностей руководители райотдела, районный прокурор и начальник облуправления милиции. В отношении одного из заместителей начальника райотдела возбуждено уголовное дело – он обвинен в попытке сокрытия преступления, совершенного его подчиненными. По факту штурма Врадиевского райотдела тоже возбуждено уголовное дело, или, как говорят по канонам нового Уголовного процессуального кодекса, начато досудебное расследование. Впрочем, людям, которые вышли на улицу, на этот кодекс было глубоко наплевать. И не потому, что они не понимали, что насилие порождает насилие, а милиция могла применить оружие. Стихийно вышедшим на улицу врадиевцам в тот момент можно было объяснять сколько угодно, что пока не было опровергнуто алиби Дрыжака, арестовать его не взялся бы ни генеральный прокурор, ни председатель Верховного суда Украины. Люди столкнулись с конкретной несправедливостью и требовали исправить ее не по кодексу, а по жизни.
.
Сейчас расследование идет полным ходом, насильники арестованы и, вне всяких сомнений, сядут всерьез и надолго, а в милиции началась очередная большая чистка, летят погоны и головы. Казалось бы, что на этом можно было бы поставить, если не точку, то многоточие – точку поставит суд, если бы за дело не взялись политики, традиционно пытающиеся «выкрутить» любое событие и любую ситуацию для собственного пиара.
.
Сначала к стихийному возмущению врадиевцев примазалась группа из фашистской «Свободы», оппозиционной «Батькивщины» и иже с ними «пламенных оранжевых революционеров». При помощи традиционных палаток, работы на публику и не менее безграничной наглости они трансформировали локальный конфликт в масштабный политический, хотя это и вызывало протест самих, извините за каламбур, протестующих. Как результат, их пребывающие во власти политические оппоненты получили возможность заявлять о том, что протест проплачен, что штурм райотдела – это даже не протест, а пьяный бунт.
.
Совершенно «неожиданно» и можно сказать «случайно» оказалось, что профессиональный организатор стихийных митингов и спонтанных беспорядков Александр Данилюк намерен вести в Киев «протестный ход», чтобы потребовать отставки министра внутренних дел и переаттестации «гражданскими комиссиями» всех без исключения сотрудников милиции. И если первое требование небезосновательно, то второе относится к категории «шизофренического бреда, осложненного маниакально-депрессивным психозом». Если довести идею до абсурда, то это - примерно то же самое, что делать выводы о профессиональном уровне физика-теоретика на собрании трудового коллектива доярок. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Многие критерии, по которым оценивается работа, к примеру, оперативника относятся к категории «секретно» и «совершенно секретно», а чтобы оценить следователя, нужно наизусть знать минимум два кодекса. К слову, протестный ход до Киева таки дошел и когда попытался осесть на Майдане Независимости, был разогнан милицией. Вот только жителей Врадиевки среди этой толпы можно было пересчитать по пальцам, а генпрокурор сказал, что действия милиции в этом случае были вполне законным и обоснованными. Может быть, Данилюк, организовывая все это, как утверждают некоторые, и руководствовался исключительно филантропическими соображениями, но все же, ожидать человеколюбия от профессионального политтехнолога, специализирующегося на лоббировании, неосмотрительно.
.
Подключился к «врадиескому вопросу» в качестве тяжелой артиллерии и нынешний оранжевый лидер (за неимением находящейся в заточении Юлии Тимошенко) Арсений Яценюк. Если коротко, то все без исключения, и арестованные и не арестованные, сотрудники врадиевского райотдела – бандиты в форме и с оружием, в стране «сотни таких райотделов с беспредельщиками», на Украине милиционеров в два раза больше, чем военных, а вся преступность в стране, от краж кур до наркотиков и торговли людьми – результат деятельности именно милиции. «Перевоспитать всех милиционеров» нельзя, поэтому нужно «полностью очистить» правоохранительную систему Украины. Как именно, Яценюк не сказал. Видимо, нужно, как в Грузии всех уволить. Вот так, всех скопом. Потому что все менты – бандиты. Впрочем, если уж чистить, то не только их. Ведь по такой же логике все чиновники – взяточники, все учителя – недоучки, вся молодежь – дебилы и наркоманы и так далее и тому подобное. Впрочем, это не всё. Все народные депутаты – радетели за народное же благо? Среди многих милиционеров, которых я знаю, есть люди, с которыми я, как это принято говорить, пошел бы в разведку, а есть такие, с которыми бы на одном гектаре в поле вместе гадить не сел. Причем, после чисток МВД, которые устроил в свое время его экс-министр Виталий Луценко, вторая категория значительно расширилась. Многие опытные специалисты из дурдома, в который его стараниями превратилась милиция, предпочли уйти на пенсию или просто уволиться. Вместо, пусть и не безгрешных, но вменяемых людей, знающих, что такое хорошо и что такое плохо, пришли выпускники-недоучки, думающие исключительно о том, как и где можно «накосить капусты». В милицейской системе полно серьезных проблем, и я об этом не раз писал. Штурм врадиеской милиции был пусть с точки зрения закона штукой неправомерной, если говорить юридическими терминами, но тому все же была причина. Но были ли реальные причины для последовавшего после этого штурму Святошинского райотдела в Киеве и «недоштурму» в Фастово, помимо попытки нагнетания истерии политическими силами, пытающимися использовать врадиевский пример в своих сугубо меркантильных целях?
.
В Фастово, к примеру, активисты во главе с ударовско-кличковским депутатом Каплиным поставили палатки возле райотдела и, заявив, что по «совершенно достоверным данным» в нем имеется специально оборудованная орудиями пыток комната, вяло пытались попасть внутрь, чтобы «зафиксировать зверства» в отношение задержанных. Отрицать, что в милиции никого и никогда не бьют, глупо. Милиция может бить, при этом делая это и незаконно, и совершенно законно, но «комната пыток» - сказка, рассчитанная на клинических идиотов. Это скажет любой, кто хоть мало-мальски знаком с тем, как работает милиция и прокуратура. Если незаконно и бьют, то пыточные для этого специально не оборудуют.
.
В Святошино все началось с того, что «пламенные оппозиционеры» решили выступить в поддержку одной из сторон, уже много лет спорящей на тему, кому же принадлежит местный рынок. По сути, влезли в спор на тему хозяйственного дерибана, притянув за уши и права человека, и продажные суды, и преступную власть, и идеалы оранжевой революции. В качестве ударной силы там участвовали больные на всю голову бройлерные ребята из все той же фашистской «Свободы», а заодно и кличковского «УДАРа». В результате пострадал забор райотдела и получили травмы несколько бойцов «Беркута». Реальной же причиной возмущения стала боязнь торговцев потерять места на рынке, связанная с очередным «перераспределением», а поводом - то, что  во время типичной милицейской облавы, во время которой гоняли торгующих в неустановленных местах, сотрудник милиции якобы ударил студентку Ирину Бондар – активистку «Коалиции участников оранжевой революции». Она ему сделала замечание, а он якобы за это ударил ее в живот. Кстати, по заявлению самих активистов, «совершенно случайно» кучкующихся в этот момент на рынке, стычка между ними и милиционерами началась с того, что Ирина Бондар потребовала, чтобы милиционеры общались с ней исключительно «державной мовой».  Прием классический, вспомнить хотя бы историю с одесским гаишником, который достававшим его активистам заявил, что «не понимает телячьей мовы». Теперь милицию можно обвинить еще и в агрессивном отношении к государственному языку, антиукраинской деятельности и, наверно, заодно в гомосексуальном садо-мазохизме. Кстати, интересный момент! Активистке «Коалиции участников оранжевой революции» Ирине Бондар на момент этой самой оранжевой революции было лишь 10 лет. Она такая же ее участница, как я ветеран Куликовской битвы.
.
Впрочем, нет ничего невозможного. На днях я побывал на двух митингах. Первый устроили ветераны органов внутренних дел, которые возложили цветы к памятнику погибшим милиционерам (а их за годы независимости Украины набралось уже более тысячи). По поводу врадиевских насильников в погонах они заявили (не с трибуны, конечно), что «стрелять таких надо», и потребовали от политиков и СМИ прекратить спекуляции. А спекуляций предостаточно.
.
«…Продолжаем мочить ментов - в любых проявлениях…» (КРАСОТА, ПРАВДА?)
«…Киселев (руководитель ООО «Национальные информационные системы, которое производит программ «Новости», «Подробности» и «Подробности недели» для телеканала «Интер» - М. К.) изрек фразу «у меня есть методологическое предложение»!!!! В сюжетах нужно искать и находить!!!! виновных!!!!!!!! Или тех, кто крышует виновных!!!! Т.е. тех, из-за кого у героев возникают проблемы. Теперь в сюжете мы должны отвечать на главный вопрос - КТО ВИНОВАТ??? Даже если это на уровне - слухи.. домыслы… предположения (((((( По неподтвержденным данным …» (ПО-ПРОСТОМУ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «ВРАТЬ И ВЫДУМЫВАТЬ»). Противно, комментировать эту хрень можно только нецензурно…», - так написал на своей странице в «Фейсбуке» уволенный журналист телеканала «Интер». Кстати, при личной встрече со мной он подтвердил, что все, что им написано, от первого до последнего слова, правда.
.
Второй митинг организовала «сидящая» на грантах общественная организация. Кодовое название – «Нет ментовскому беспределу!». Вполне резонно. Против ментовского беспредела выступали и милиционеры-ветераны. Вот только из «праведного гнева» активистов уж как-то очень явно торчали «установочные уши» Кролика Сени, как, наверно чаще, чем Арсений Петрович, называют уже упомянутого Яценюка. Среди митингующих были родители с двумя девочками, которым было, наверно, столько же лет, сколько майданному «ветерану» Ирине Бондар во времена оранжевой революции. Одна из девочек держала лист из альбома для рисования, на котором на фонарных столбах висели люди в милицейской форме, а ниже была изображена голая милицейская задница с засунутой в нее почти по самую рукоятку резиновой дубинкой. Глаза девочки светились решимостью. Видимо, она осознала, что вешать людей на столбах – это то, чем должны заниматься после уроков все десятилетние девочки. Куда катится этот мир?
.
Кстати, главная общественница, устроившая этот митинг, некогда написала в СБУ заявление в отношении участников круглого стола, обсуждавших положительные и отрицательные стороны гипотетической федерализации Украины. Она обвинила их в том, что теоретический научный спор посягает на территориальную целостность государства, а посему всех нужно привлечь и посадить. Когда же СБУшники пытались выяснить, почему она так считает, активистка старательно от них пряталась и кричала в социальных сетях, что они подвергают ее политическим преследованиям. От большого ли ума?
.
Так или иначе,  попытки оппозиции раскрутить события до чего-либо более масштабного провалились. И жителям Врадиевки, и большинству населения Украины совершенно все равно, кто сейчас восседает в Киеве на троне. От перемены мест слагаемых, как все уже увидели, уровень воровства, коррупции и бездарности властителей вовсе не меняется. За чуть более чем два десятка лет вера людей в то, что что-либо можно изменить, политиками блистательно убита. И врадиевский бунт случился вовсе не потому, что власть плохая, а оппозиция хорошая. Пребывая у руля после оранжевой революции, нынешняя оппозиция была такой же плохой властью, как и нынешняя. Как обычно, во время выборов просто сменили шило на мыло. Протест во Врадиевке возник потому, что возникла непосредственная угроза жизни, здоровью и благополучию людей, и никаких политических требований они не предъявляли. На политику и политиков им уже давно наплевать, потому что Украина с момента своей независимости существует в условиях жесткой политической, экономической и административной централизации. Менять что-либо из этого не выгодно ни власти, ни оппозиции, ведь дать возможность возникнуть новым элитам – значит лишить себя источника обогащения. И люди давно это поняли. «Идти на войну» ради того, чтобы у толпящихся возле киевской кормушки сменились имена, никто не хочет.
.
Фото автора.

5
1
Средняя оценка: 2.69132
Проголосовало: 311