Боевое братство славян
Боевое братство славян
135 лет назад завершилась освободительная для болгарского народа русско-турецкая война. Во многом благодаря боевому братству и заслугам наших соотечественников Болгария, по словам Чрезвычайного и Полномочного Посла этой страны в Беларуси господина Петко Ганчева, сумела вновь возродиться как государство после пятивекового чужеземного владычества. Перечислим лишь некоторых, тесно связанных с Белой Русью героев той, по словам болгарского посла, самой справедливой для его народа войны.
Далеким летом 1877 года в первые дни боевых действий отличились храбростью и мужеством воины 54-го пехотного Минского полка. Именно они первыми 27 июня форсировали Дунай и освободили болгарский город Свищов. Форсирование Дуная у Зимницы проходило под шквальным огнем турок. Разбитые десантные лодки тонули вместе с солдатами. И здесь отличились 2-я рота Минского полка и ее командир поручик Моторный. Ее воины, высадившись вблизи устья Текир-Дере, несмотря на неравенство сил, ударили во фланг врагу и взяли почти неприступную позицию. Тут же ее успехом воспользовались остальные роты 54-го минского полка, а также волынские и гвардейские батальоны. Помогая друг другу, они бросились на штурм.
Отличились солдаты и офицеры Минского пехотного полка и в ходе легендарных боев на горном перевале Шипка. В течение 5 месяцев они стойко отбивали атаки войск Сулейман-паши на занимаемом ими оборонительном участке перевала. Минский полк был и одним из участников окружения и пленения 24-тысячной армии турок у Шейново, перехода Балкан и овладения городом Адрианополем. За проявленный героизм и отвагу при освобождении болгар полк удостоился Георгиевских труб с гравировкой «За переправу через Дунай у Зимницы 15 июня и за Шипку 1877 г.». Офицерам и солдатам вручили серебряные медали «В память русско-турецкой войны 1877–1878 годов», кресты «За военные услуги» герцогства Макленбург-Шверин, а проявившим особые заслуги – российские ордена и румынские серебряные кресты «За переход через Дунай». Тела белорусов, погибших за освобождение братского славянского народа от чужеземного ига, перевезли на родину, в Минск, и похоронили на кладбище, которое позже стало называться Военным. Вскоре здесь построили православный храм в честь святого Александра Невского.
Белорусы приняли участие в освободительном походе на Балканах и в качестве полководцев. Например, передовой отряд русской армии возглавил талантливый военачальник фельдмаршал русской армии Иосиф Владимирович Ромейко-Гурко – уроженец Могилевской губернии, известный среди солдат как «генерал вперед». Под Плевной он командовал кавалерией, затем специально созданным гвардейским отрядом, который, овладев важными опорными пунктами турок, завершил окружение Плевны. Немного позже во главе передового отряда Гурко совершил труднейший переход через Балканы, считавшиеся недоступными зимой, освободил значительную часть Южной Болгарии, Софию и окончательно разбил турок.
Отличились в деле освобождения болгар и кавалеристы лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Переправившись в первые дни войны через Дунай, гродненцы участвовали в авангардных боях у Адрианополя, Родосны, Горного Дубняка, штурме Филипполя, бились под Плевной, захватили Телишскую укрепленную позицию. В конце 1877 года в составе войск генерала Гурко гусары полка под радостные крики болгарских братушек первыми вошли в освобожденную столицу Болгарии Софию. Затем вновь ожесточенные бои с войсками Сулейман-паши, в которых турки были окончательно разгромлены. За подвиги, мужество и храбрость Гродненский гусарский полк получил почетный георгиевский штандарт с надписью «За отличие в Турецкой войне 1877-го и 1878 годов».
Ярким героем боев за свободу балканских славян был один из гродненских гусар, начинавший (по его просьбе) в 1864 году службу корнетом в этом полку, генерал Михаил Дмитриевич Скобелев. Солдаты называли его «белым генералом» за то, что он выезжал на позиции на белом коне, в белой форме и фуражке, представляя отличную цель для противника. Действовал Михаил Дмитриевич подобным образом не из бахвальства, а приучая войска к храбрости. Под его командованием была одержана блестящая победа под Ловчей, осуществлены два штурма Плевны, бой под Шейновом и занятие Сан-Стефано под Стамбулом, поставившее победную точку в военных действиях.
Командующим болгарскими ополченцами и руководителем легендарной обороны Шипкинского перевала был еще один наш соотечественник – генерал от инфантерии Николай Григорьевич Столетов. Старший брат известного физика А.Г.Столетова, друг Льва Толстого, известный путешественник, ученый и первооткрыватель. В войне за свободу болгарского народа Николай Григорьевич командовал болгарским ополчением, действовавшим на Балканском театре войны совместно с русскими войсками. Он лично занимался подбором офицерского и унтер-офицерского состава ополчения, организацией волонтерских дружин.
Вместе с ополченцами Столетов перешел в отряд генерала Гурко через Балканы, сражался при Ески-Загре. В этом бою ополченцам выпало тяжелое испытание – вместе с русскими они много часов отражали атаки в несколько раз превосходящей их силы турецкой армии. Генерал Гурко в своем приказе обращался к братьям-славянам: «Вы ядро будущей болгарской армии. Пройдут годы, и эта будущая болгарская армия скажет: «Мы потомки славных защитников Ески-Загры».
Когда встала задача не пропустить через Балканы турецкую армию, стремившуюся нанести удар по русским войскам, осаждавшим Плевну, отряд Столетова занял оборону на Шипкинском перевале. Он был сравнительно невелик – 5 болгарских дружин, Орловский полк и 3 казачьи сотни. Николай Григорьевич сообщал командиру корпуса генералу Ф.Радецкому: «Весь корпус Сулейман-паши, видимый нами как на ладони, выстраивается против нас в восьми верстах от Шипки. Силы неприятеля громадны, говорю это без преувеличения; будем защищаться до крайности, но подкрепление крайне необходимо». Сулейман-паша, зная о малом числе защитников Шипки, одновременно с приказом о наступлении на перевал послал султану в Константинополь донесение о взятии Шипки, но, как показали события, слишком поторопился.
Русско-болгарские войска в течение 4,5 месяца удерживали Шипку. В тогдашней европейской печати Шипку называли «Фермопилами новейшего времени». В жестокие холода число обмороженных защитников Шипки доходило до 300–400 человек в день. Столетов оборонял перевал вплоть до общего наступления русской армии, развернувшегося после взятия Плевны. За вклад в освобождение братьев-славян Николай Григорьевич был избран почетным гражданином болгарского города Габрово. О его имени напоминает памятник героям Шипки в Москве и название одной из вершин вблизи Шипкинского перевала – вершина Столетова.
По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Болгарии в Беларуси, болгары никогда не забудут того, что наши соотечественники сделали для освобождения болгарского народа. Сегодня память русских героев этой самой справедливой для болгар войны хранят более 450 памятников, установленных на всей территории Болгарии.