Так что же с нами происходит?
Так что же с нами происходит?
Жизненный опыт у каждого свой. И анализирует его каждый по-своему. И – понятно – выводы делает личные. Но во всём этом видимом разнообразии есть единый контекст: сравнение. В далёком своём студенчестве я пришёл к мысли, что самое великое изобретение человечества – эталон; благодаря ему цивилизация обладает всем, что способны сотворить ум и руки людей. А, подумав немного, осознал, что изобретение это не только великое, но и самое опасное. Потому, что всё неэталонное отбрасывает, как выдумку. Не определяется приборами – значит, не существует. Тестестероны определяются. А любовь – чистая выдумка ненормальных романтиков. Товары на прилавках можно пощупать. А Бога и в сверхтелескоп не видать. Так что спятили Эйнштейн, Сикорский и иже с ними, заговорившие на старости лет о Всевышнем. Да ещё и о каре небесной. Теперь и я понимаю: нет, не спятили. С возрастом начинаешь уже не понимать, а прозревать. От того самого жизненного опыта. Детство своё вспоминаю, как время весёлое, беззаботное и ничем не обременённое. Не это странно; именно таким его вспоминают все мои сверстники. Странно другое. Помню, как приходилось вёдрами из колодца поливать грядки, пилить и колоть дрова для печки, ссыпать в сарай уголь, бегать по морозцу к дворовым «удобствам», но напрочь не помню, чтобы это вызывало раздражение. Всё было гармонично, и это, действительно, кажется сейчас странным. Какие из этого можно сделать выводы? А разные. От физиологических до политических. Но для себя определил основное: внутренний комфорт и счастливая жизнь не зависят от внешних обстоятельств и от всего того, что можно потрогать, понюхать и увидеть в телескоп. Потому, что главный эталон находится не в Парижской Палате мер и весов, а в тебе самом. И любовь, оказывается, легко определима уровнем любви собственной. Как и достоинство, долг, честь и прочие неэталонные, но отчетливо ощутимые реальности.
Это – личная прелюдия. А людия в том, что протестные песни на майданах, болотных, мадридских, греческих и прочих площадях помимо зримых причин и банальных криков, имеют в основе опять же единый припев: так жить нельзя. Ни на Украине, ни в Мадриде, ни, тем более – в России. Этот припев сокрыт, он на уровне интуитивном, чем цинично и с размахом пользуются технологи всех мастей и расцветок, делая собственную карьеру и на волос не задумываясь, что мостят дорогу в никуда. Да думать-то по большому счёту уже и нечем; от одних только попыток сравнить уровни интеллекта вождей предыдущих с любыми последующими оторопь берёт. Не хочу останавливаться на козьих болотах Европы, Америки и всего остального мира; от болот Украины и России больнее. Орать «Слава Украине, России, или КПСС», кромсать историю и валять памятники – дело не хитрое. А взамен-то что? От очередных новых «революционеров» слышится старое невнятное бормотание о «ценностях цивилизации», которые надо обрести, чтобы жить достойно и счастливо. Перестанем Россию украинским сахаром кормить, и заживём. Но что-то с самого начала не заладилось. Ну, ничего, бандитов – в тюрьмы, Кучму свалим, и уж тогда-то! После первого украинского майдана свалили. Как опять стали жить – теперь знают все, и «оранжевых» валили уже без революционного пыла. Но и опять выплеснулось на майдан сакраментальное – так жить нельзя. Не так что-то с этими ценностями: и либерализм налицо, и три ветки власти выстроили, и Гарант имеется, и прилавки наполнили, и сроки уже все вышли, а вместо манны небесной на головы всё пепел падает. Может, в консерватории, как говаривал Жванецкий, что-то подправить? А, может, попытаться ответить на вопрос: не КАК жить, а ЧЕМ? Да не поодиночке, а всей Державе?
Так жить, как жили в России при Ельцине, было уже невмоготу. Поэтому после короткой насторожённости, подавляющее большинство её граждан радовались Путину. Критиковали, но радовались и на митинги вперегонки не бегали. От чего же теперь всё не так? Не от того ли, что и от путинской власти так и нет ответа на вопрос: чем Державе жить? «Улучшение качества жизни» явно не дотягивает до державной цели, тем более с русским мировосприятием. Уж слишком эта цель похожа на «пожрать, поспать и сдохнуть». Даже с перспективой: «сытно, сладко и безболезненно». Изжила себя эта многовековая идея. Во всём мире изжила. В том числе и в Евросоюзе, куда так истово рвутся наши нынешние майданщики. Разуйте глаза, ребята; с майданов европейских полицейские разгоняют тех, кто ощутил, что и по-ихнему жить тоже нельзя. Потому что жить на белом свете тупым потребителем глупо и скучно, не на этом стоит Божий мир. И не на плакатном – «Юле – волю!» Плакатов на майдане много и всяких. Есть и забавные, как у одной девчушки, на котором написано: «Не хочу в ТС, хочу кружевные трусики». Можно посмеяться, можно и задуматься. ЕС, ТС, ЕДРПУ, ЕГЭ – вся эта заумь для этой девочки ничего не значит, как не значит любая заумь. И СССР для неё – из того же ряда. Как, впрочем, и «оранжевая революция»; девять лет для девичьего возраста – вечность. Она не в состоянии сравнивать, ей ещё не хватает жизненного опыта. Но дяди и тёти от политики – не малолетки. Однако ум их устроен по меньшей мере странно. Довелось мне во время оно разговориться с одним из депутатов нашей Верховной Рады. Но, как только разговор коснулся культуры, его просто перекосило. «Одеть надо людей, накормить, дать им возможность работать, а, уж, потом о культуре думать!» От моего вопроса: «А чем отличается человек от коровы?» он настолько опешил, что мне же пришлось и ответить: «Так культурой же. А Вы в приоритет жвачку ставите. Любить и уважать надо в людях людское, об этом должна быть забота у коронованных властью. А не манить лопухами». Вроде и незатейливая мысль, а вот не обретает она державного статуса. Не видят в ней власть предержащие ту самую цель, к которой инстинктивно стремиться человек с любым цветом кожи, вероисповеданием и песнями на родном языке. Оттого и не видят, что другими ценностями их головы заняты. Понятно – какими.
Равенство, братство и всеобщее счастье – цель Французской революции. Построение коммунизма – мечта СССР. За выход из версальского кризиса отдали свои голоса 11 с лишним миллионов немцев, и молились на своего фюрера, как на мессию. Освоение космоса – цель общечеловеческая. Эти цели окрыляли, они были не только понятны, но и возвышенны. Именно они и питали гаврошей, учёных, шахтёров и докеров представлением о своей значимости и значимости своей страны. Именно поэтому и захлёстывает ностальгическая волна бывших советских пионеров, уже способных сравнивать восторг от прилавков с восторгом от сопричастности к дерзновенной и общей мечте. И сдаётся мне: укажи кто-нибудь на цель подобного масштаба, девочка с майдана махнула бы рукой на кружева, а написала «Хочу на Марс!» Сдаётся мне и другое: кроме России пройтись этим плугом по духовной целине человечества не в состоянии никто. Не знаю, почему так думаю. Может, и потому, что надеяться на всех остальных – дело совсем безнадёжное. Не на «великую» же Британию надеяться, у которой исключительно собственный интерес давно на генном уровне? Не на «американскую же мечту», с её таким же генетическим и наглым кодом силы? Не на эту же опереточную троицу нынешнего майдана, не способную вообще ни на что, кроме заученных наизусть воплей?
Мир вещизма не просто изжил себя; он на всех континентах себя доедает. Жить в этом мире не получается уже ни у кого. Все «цивилизованные» и «развивающиеся» разливаются по улицам с одним немым криком: «Так жить нельзя!» Но родится ли мир иной? Способный дать людям Веру, Надежду и Любовь, без которых все мы безнадёжно пусты? Кто поднимет занавес в новое – духовное и одухотворённое – будущее землян? Или уже ждать неизбежной небесной кары?