Хизб-ут-Тахрир покидает Крым
Хизб-ут-Тахрир покидает Крым
Украинские СМИ уже писали о прибытии нескольких десятков крымских татар в Львовскую область. Теперь польская пресса сообщает о нескольких десятках крымских татар, попросивших политического убежища в Польше после присоединения Крыма к Российской Федерации.
16 апреля 2014 г. при посредстве Товарищества интеграции «Европа – Восток» (Кельце, Польша) состоялась телеконференция с представителями Благотворительного фонда «Подільська громада» (Винница, Украина), в ходе которой обсуждались способы оказания помощи крымско-татарским беженцам. По словам сотрудников фонда «Подільска громада», в Винницкой обл. находятся 425 крымских татар (вместе с детьми). Для крымско-татарских детей, чьи родители пострадали за идеалы Майдана, фонд планирует организовать специализированный отдых, а самим пострадавшим родителям – курс реабилитации. Товарищество интеграции «Европа – Восток» уже объявило кампанию по сбору средств на эти проекты. Но некоторые польские общественники, знакомые с политической ситуацией в Крыму, задаются негласным вопросом: не бегут ли в Польшу с Крыма члены Хизб-ут-Тахрир – организации, признанной экстремистской во многих странах, в т.ч., в России?
Возвращение Крыма в состав России привело к кардинальным изменениям военно-политической обстановки и вокруг региона, и внутри него. Срочно пришлось паковать чемоданы членам Хизб-ут-Тахрир. На Украине «хизбы» чувствовали себя совершенно вольготно: раздавали интервью, имели свои информационные ресурсы, проводили разные акции. Ситуацию не изменило даже жестокое убийство 27-летним приверженцем этой организации 6-летнего русского ребенка в 2010 г. Убийца перерезал малышу горло, но был признан невменяемым, а крымские «хизбы» открестились от него, не признав в нем своего соратника. Центральные власти, как водится, привычно не заметили такого казуса.
С переходом полуострова в юридическое поле Российской Федерации все изменилось. Теперь «хизбы» чувствуют себя в Крыму неуютно. Это связано не только характером их деятельности, но и с той антинародной позицией, которую они занимали во время Евромайдана. Ведь между новыми украинскими властями и экстремистами из Хизб-ут-Тахрир сложилось удивительное взаимопонимание: те и другие обвиняли Россию в агрессии против украинского государства. Боевики Евромайдана отрицательных эмоций у них не вызывали.
Правда, некоторые украинские политики попытались жонглировать «хизбами» в своей антироссийской информационной кампании, заявляя, что экстремисты Хизб-ут-Тахрир действуют заодно с Россией, но это был лишь небольшой эпизод грязной кампании, развязанной против Крыма и крымчан. В остальном же, видимых противоречий между киевской хунтой и Хизб-ут-Тахрир не наблюдалось. Более того, сообщалось даже об участии «хизбов» в событиях на киевском Евромайдане. При всей болезненности, с которой Киев реагирует на любые попытки своих регионов получить больше самостоятельности, призывы Хизб-ут-Тахрир к строительству исламского халифата, в т.ч., в Крыму, не вызывает с его стороны никакой реакции. Очевидно, что для удержания власти украинская оппозиция готова опереться не только на неонацистов, но и на исламских экстремистов.
Свидетельством тому является эмиграция некоторых «хизбов» из Крыма в западно-украинские регионы, где их встречают коллеги по русофобии – местные члены праворадикальных организаций. Между тем, украинское телевидение пытается выжать пропагандистский максимум из искусственно раздуваемой темы «Беженцы из Крыма». Ведутся непрекращающиеся репортажи о крымско-татарских семьях, бежавших от «российской агрессии» в Галичину (таковых украинские СМИ насчитали около ста), рассказывается о создании координационной группы, занимающейся вопросами размещения беженцев и т.д. Умалчивается, что среди беженцев львиную долю составляют крымско-татарские участники неонацистского Евромайдана, а также сторонники меджлиса, все время занимавшегося фашизацией крымско-татарского общества и члены Хизб-ут-Тахрир. На Украине, в отличие от России, пропаганда неонацизма и терроризма не запрещена, поэтому не удивительно, что у украинских неонацистов и экстремистов находят приют неонацисты и экстремисты крымско-татарские, в т.ч., члены Хизб-ут-Тахрир.
В качестве теоретико-идеологического обоснования такой дружбы используется факт проживания татар в Речи Посполитой, в т.ч., на территории современной Западной Украины, с XIV-XV вв., куда они прибыли на службу польским королям. В новейшую историю Польши вошли несколько крымских татар, отличившихся на полях сражений во время гитлеровской оккупации и советско-польской войны 1920 г. Идеологический дискурс о татарах-союзниках Польши, западно-украинские националисты примеряют на себя, дополняя его фактами поддержки необандеровских преобразований в стране со стороны крымско-татарского меджлиса. Выстраивается идеологическое взаимодействие двух политико-идеологических полюсов (Галичина – Крым) на антироссийской основе. При этом игнорируются положительные моменты в истории взаимоотношений крымских татар и России, в т.ч., об участии крымско-татарских полков в войнах на стороне российской армии.
В своих программных заявлениях крымские «хизбы» отмечают свое несогласие, как с прозападным, так и с пророссийским курсом Украины. При этом они умудряются, одновременно, проводить акции в поддержку сирийских боевиков, воюющих в угоду Западу и за его деньги, выступать за проатлантистский крен Киева, вести клеветническую кампанию против внешней и внутренней политики России, критиковать пороки западной цивилизации и пророчить стабильность Крыму только в составе исламского халифата. Свою позицию «хизбы» характеризуют, как не прозападную и не антизападную, а происламскую. Но, учитывая внушительный потенциал, наработанный Западом в деле манипулирования исламскими радикалами всех мастей и тесные отношения между Вашингтоном и Эр-Риядом, одним из ведущих тайных и явных авторитетов исламского мира, заявления украинского филиала Хизб-ут-Тахрир выглядят малоубедительными.
Не случайно и сторонники меджлиса, и сторонники Хизб-ут-Тахрир из Крыма ринулись в одном направлении: на запад. Еще совсем недавно отношения меджлисовцев и «хизбов» не выходили за рамки постоянных склок и дрязг, за которыми с удовлетворением наблюдали из Киева (в «хизбах» Киев видел противовес меджлису). Но оглушительное поражение Евромайдана в Крыму заставило их позабыть все противоречия. Теперь они ситуативные союзники.
Власти Крыма уже заявили о намерении положить конец деятельности международной террористической организации Хизб-ут-Тахрир: Крым прекращает быть гаванью для затаившихся террористов.