«Вспоминая о радостном чуде»

«Творчество для детей держится на трех китах — музыка и стихи должны быть услышаны сердцем, в детской песне должно быть заложено доброе, волшебное зернышко. И самое главное — любовь к детям!» — так говорил один из самых любимых и самых ярких детских советских композиторов Юрий Чичков.

Юрий Михайлович Чичков родился 26 июля 1929 г. в Москве. С самого детства будущий композитор проявлял интерес к музыке, с удовольствием слушал пение матери и много пел сам.

.

Когда началась Великая Отечественная война, музыкальная школа, в которой занимался Чичков, была превращена в военный госпиталь. Но благодаря настойчивости педагога, молодой музыкант продолжал занятия в индивидуальном порядке. Одним из ярких воспоминаний того периода стал такой эпизод: однажды, гуляя с друзьями по городу, Юрий заметил, что в одном из полуразрушенных бомбежкой домов, на четвертом этаже возле одной из уцелевших стен стоит пианино. Рискуя жизнью, он забрался туда и устроил небольшой концерт для прохожих. В военные годы Чичков, будучи еще подростком, сочинил свои первые произведения.

В 1949 г. он закончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории и был призван в армию. За годы службы умудрился выучиться в Институте военных дирижеров и в Московской консерватории — по классу композиции у В. Шебалина.

.

.

За свою творческую жизнь композитор был не только признан и возлюблен детским и взрослым советским народом, но также получил немалое количество государственных наград: Ю. Чичков — народный артист РСФСР (1989), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), лауреат Государственной премии СССР (1983) и премии Ленинского комсомола (1972).

Чичков работал в разных жанрах, но в большей мере тяготел к тем, в которых музыка непосредственно связана со словом: оперы, кантаты, сюиты для хора. Особняком в наследии композитора стоят песни-баллады на слова узников фашистского концентрационного лагеря Заксенхаузен. Композитор создал десятки патриотических песен, в чем с ним тесно сотрудничали такие известные поэты-песенники, как К. Ибряев (создавший в тандеме с Ю. Чичковым целый сонм песен), П. Синявский, М. Пляцковский, Я. Халецкий, С. Гребенников, Н. Добронравов.

Чичков писал также музыку к телеспектаклям и кинофильмам. Однако значительная часть творчества композитора была посвящена детям.

.

Среди наиболее известных песен Ю. Чичкова — «Мой щенок», «Музыка и дети», «Наташка-первоклашка», «Наша школьная страна», «Лесной марш», «Песня о волшебном цветке», «Походная», «Родная песенка», «Рожок и свирель», «Самая счастливая», «Шуми, сосна», «Из чего же, из чего же…», «Детство — это я и ты» и другие.

Коллега композитора Марк Фрадкин отмечал: «Песни Чичкова просты, легко запоминаемы, мелодии их рельефны, ритм упруг и выразителен. Но это простота, а не упрощенность. Простота, за которой — настоящее творчество».

Песни Чичкова звучали широко, на всю страну — на Всесоюзном радио и Центральном телевидении — в исполнении как знаменитых коллективов, например, Большого детского хора под управлением В. Попова, так и маленьких школьных хоров. И сейчас детские хоровые коллективы в странах постсоветского пространства с удовольствием берут песни композитора в репертуар, а дети — с энтузиазмом их исполняют. Потому что эти песни естественны, добры, не надуманны.
.

Композитор Ян Френкель так говорил о творчестве Юрия Михайловича: «Что так привлекает детей и взрослых к творчеству Чичкова? Мне кажется, главным достоинством песен композитора является их мелодичность. Именно через мелодию, прежде всего, выражает он свое отношение к жизни, свое понимание ее движения и развития. Мелодии его песен наделены яркой образностью. В подтверждение этому я тут же вспоминаю такие его песни, как “Родная песенка”, “Наташка-первоклашка”, “Волшебный цветок”».

Ю. Чичков скончался 6 августа 1990 г. в Москве. Похоронен на 34-м участке Ваганьковского кладбища.

.

* * *

.

Нельзя сказать, что сегодня совсем никто не пишет музыку для детей — есть талантливые композиторы, посвящающие себя детской песне, например, Е. Рушанский и Е. Подгайц. Но зачастую их произведения рассчитаны на исключительно хоровое и достаточно виртуозное исполнение — т. е. доступны только для детей подготовленных и уже попавших в определенное культурное (хоровое) пространство. А самый широкий круг все же остается обделенным.

.

К сожалению, несмотря на многократно повторяющиеся всеми, кому не лень — от политиков самого высокого ранга до деятелей культуры — слова о возрождении народа, отечественных корневых ценностей, духовности и т. д., на телеэкранах мы продолжаем нередко видеть и изо всех углов слышать опусы, намеренно или ненамеренно способствующие «разложению умов и душ», взывающие к низменному, похабные псевдоюмористические программы, низкопробные сериалы.

На этом фоне выходящим из ряда событием стал концерт Детского хора России на Новой сцене Мариинского театра, приуроченный к открытию Сочинской Олимпиады, — тысяча детей из 83-х регионов России выступили вместе под управлением Валерия Гергиева в сопровождении симфонического оркестра. В программе были исполнены произведения русских и советских композиторов — М. Глинки, М. Леонтовича, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Пахмутовой, И. Дунаевского, А. Островского, Д. Кабалевского, В. Гаврилина, Е. Подгайца, а также духовные песнопения, русские и украинские народные песни.

.

Прозвучала в программе этого грандиозного концерта и песня Ю. Чичкова — «Солдатские звезды» на слова К. Ибряева. На мой взгляд — это один из шедевров советской песни на военную тематику, к сожалению, малоизвестный. Здесь —  мрачная, трагичная поступь в аккомпанементе, скорбный вокализ, мелодия которого поднимается все выше и выше — словно стенания живых и мертвых, поначалу сдержанные, со временем наполняют все пространство. И детские голоса здесь, как всегда, звучат трогательно и возвышающе: «На проселках России, у деревни любой, есть могилы простые под фанерной звездой. Здесь от вражеской пули пал безвестный солдат, и с тех пор в карауле тут березки стоят».

И, несмотря на то, что художественный руководитель проекта, выдающийся дирижер В. Гергиев подчеркнул, что хор формируется не для Олимпиады, а создается для страны, для российской культуры, для национальной музыкальной традиции и в дальнейшем будет продолжать свое существование, все же это отраднейшее событие — к сожалению, капля в море.

Композитор А. Пахмутова, также отметившая в 2014 году свой юбилей, сделавшая многое и многое для развития отечественной детской песни, в одном из своих интервью говорила: «То, что вы видите на экране, занимает время, которое могло бы быть занято иным. Вернуть ситуацию, при которой народ снова полюбил бы гениальную музыку (я помню общенародные баталии вокруг Лемешева и Козловского, например), очень просто. Это очень просто! Что человек впитывает с детства, то и любит. У нас были сказки и Пушкин, сейчас — комиксы. Комиксы, и все. Это делается специально. А почему делается — скажете сами, не знаю…».

.

Словно в продолжение слов А. Пахмутовой звучит и голос выдающегося хормейстера, создателя Большого детского хора В. Попова, которого уже, увы, нет с нами: «Дети должны петь. У детей должны быть свои — детские — песни. А что сейчас поют: английские и американские песни? Поют такое, где ни голова не работает, ни сердце. Я думаю, сейчас идет целенаправленное разрушение культуры…  Но все равно кто-то наши песни достает, и все равно они звучат. И, слава Богу, что нашлись люди, которые стали это поддерживать. Понимают, что без этого жить нельзя. Все равно наша детская песня, нормальная детская песня, должна найти выход и должна снова выйти на свои рубежи, которые ее достойны, ей принадлежат. Голос в России — это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. И всегда в России понимали, что именно через голос идет все воспитание».

В одном из писем, присланных Юрию Чичкову его юными слушателями, была такая реплика: «Ваши песни наполнены светлой радостью. Услышишь знакомую мелодию, и хочется сделать что-то необыкновенное, хорошее для мамы, для товарищей, для школы».

.

Кажется, в этом «побуждении» сделать «хорошее» заключается функция не только песенного жанра, но искусства как такового. И в этом случае песня, действительно, «как друг — и зовет, и ведет». Песня становится воспитателем и помощником. Встреча с по-настоящему проникновенной песней — это настоящее событие, это путь к пробуждению души человека. Тем более, если речь идет о юной, восприимчивой детской душе.

Замечательные песни Ю. Чичкова, В. Шаинского, Е. Крылатова, Д. Кабалевского (тоже, к слову, юбиляра; 30 декабря исполняется 110 лет со дня его рождения) А. Пахмутовой и других советских детских композиторов зачастую не так просты, как может показаться. Они обращаются и к совести, и к памяти, и к фантазии, они говорят о необходимости совершать добрые дела, брать на себя ответственность, заботиться о тех, кто слабее, любить своих близких, свою землю, свою планету, весь живой мир.

Один из солистов Большого детского хора п/у В. Попова, Виталий Николаев в своих воспоминаниях писал: «Песни, спетые нами, будут жить вечно! И если проходящий ребенок напевает песню, которой уже много, много лет, то мы не напрасно прожили эту жизнь! Иногда мы встречаемся на юбилеях хора. С каждым годом становимся менее узнаваемы, но это нас не пугает. Мы узнаем друг друга по песням, которые когда-то пели вместе».

.

Моя любимая «Песня о волшебном цветке» Юрия Чичкова (на слова М. Пляцковского) написана в миноре. Она печальна, но полна надежды. Она хрупка, как рассветная дымка, как нечто невесомое, способное раствориться в воздухе. Эта песенка была написана в 1977 г. для мультфильма «Шелковая кисточка» (впоследствии композитор сочинил музыку к нескольким мультфильмам, в том числе «Солдатская сказка», «Жил-был Саушкин», «Кто придет на Новый год», «Болванка», «Солдатская лампа», «Не хочу и не буду»). В основу сценария легла алтайская легенда, которая гласит, что волшебный цветок — цветок жизни — мог попасть в руки только человеку с чистым, добрым и отважным сердцем. И главная героиня, маленькая девочка по имени Шелковая кисточка, отправилась на поиски цветка, чтобы спасти своего больного отца. Конечно, ей все удалось. «Может, там, за седьмым перевалом, вспыхнет, свежий, как ветра глоток, самый сказочный и небывалый, самый волшебный цветок?» Не то ли это чудо, которого ждет и ищет каждый из нас?

5
1
Средняя оценка: 2.75145
Проголосовало: 346