Праздник смирения Господня

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

.

Сретенские события, - то есть  встречу ветхозаветного благочес­тия со  святостью Христовой, Церковь поминает ежевечерне,  «при закате дня», повторяя слова Св. Симеона Богопримца: «Ныне отпущаеши Раба Твоего, Владыко, по гла­голу Своему с миром; яко видесте очи мои спасение Твое...» (от Луки 2, 28-32).

Таким образом Сретение - есть праздник встречи прощальной: ветхое, до-христово, удержанное в мiре, только затем, чтобы сретитъ сорокадневного Младенца-Спасителя – отходит: безо всякого со­жаления, поисков предлога задержаться еще и еще, но напротив того – отходит с радостным облегченным вздохом,  - отходит, увидев Исполнение своих чаяний.

«Освяти Мне всякаго первенца, разверзающаго всякия .ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота», -  заповедано было Господом через Моисея-пророка. – «Отдавай Мне Первенца из сынов твоих» (Исход, 13; 2, 22; 2д и др.)  Когда же служение при скинии Завета было отдано колену  Левиину, - т.е. левитам, за первенцев был определен особый выкуп (Левит, 12; 6-8).

Итак, Искупителя всего рода человеческого принесли во храм Иерусалимский - для искупления,  а Честнейшую Херувим, Пречистую Матерь Его – ожидал древний обряд очищения роженицы, которая в течение пер­вых сорока дней после рождения младенца мужского пола почитались нечистой: в эти дни ей запрещено было касаться священных предметов, подниматься на Храмовую Гору во Святом Граде и участвовать в общественном богослужении (нечистота тех, кто произвели на свет младенца пола жен­ского, длилась в общей сложности шестьдесят шесть дней (Левит, 12; 2-5). Стало быть Сретение – это как бы Праздник смирения Господня.

Согласно древ­нему преданию, повторенному в сочинениях свв. Григория Нисского, Кирилла Алек­сандрийского и Андрея Критского, первосвященник (будто бы, сам св. Захария - отец Иоан­на Крестителя) по благодати, вопреки ветхому закону, свел Богородицу с Младенцем с места, предназначенного для жен нечистых. – туда, где дозволялось находиться лишь девицам, оставив без внимания упреки книжников и фарисеев.

«Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных», - пишет по этому поводу Апостол Павел (Галат,4; 4). «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет (Лук., 2; 39).

.

Сообразуясь с этим указанием Евангелиста Луки, который особенно стремился к хронологической последовательности в своем изложении Благой Вести, можно допустить, что Святое Семейство бежало в Египет не прямо из Вифлеема, но из Назарета, пробыв там короткое время.  В самом деле, события евангельской истории - до бегства в  Египет, - выглядят следующим образом:

Рождество в Вифлееме Иудейском; Обрезание Господне на восьмой день (там же); посещение храма Иерусалимского на сороковой день (Сретение); возвращение в Вифлеем и пребывание там до прихода волхвов (?) - уход в Назарет,  а оттуда – в Египет.

Вольфганг Пакс в своем детальном иллюстрированном путеводителе по Св. Местам Палестины «По следам Иисуса»  замечает, что «предположительно Иосиф и Мария с младенцем перебрались в маленькое каменное строение; мы не знаем, было ли оно построено самим Обручником [строительных дел мастером по роду своих занятий – ЮМ] или принадлежало кому-либо из его родственни­ков. Нынче от него ничего не осталось» (Привожу по изданию 1970-го года на английском языке).

Предания о некоем доме Святого Семейства в Вифлееме, - точнее в его ближних окрестностях, - сохраняются в среде христиан Палестины и до сего дня.

Но согласно Четьям-Минеям Богородица в продолжении соро­ка дней жила в том же вертепе, где родился Спаситель. Существует также тради­ция относить приход волхвов к первым же дням после Рождества: потому-то и рассказывается,  что очистительное жертвоприношении Приснодевы - две горлицы (Лук., 2; 24):    было столь малым, ибо из золота, принесенного в дар волхвами, Она оставила у себя лишь малейшую часть раздав все остальное нищим.  Не забудем при этом, что царь Ирод «послал избить, всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и ниже» (Матф. 2,16), но Господа среди этих жертв не оказалось: уведомленное Ангелом, Святое Семейство покинуло город.  Как это произошло? –                  Получается, что по воле Божией убийцы со Христом разминулись: Иосиф и Мария с Богомладенцем находились уже в Иерусалиме, в храме, когда иродов спецназ вошел в Вифлеем...

.

«...Дух Святый был на нем»,- говорится в Евангелии о старце Симеоне, вышедшем во сретение Христу (Лук., 2; 25). «Подобно другим ветхозаветным праведникам и Симеон готовился умереть с верою во исполнение обетований Божиих, но Дух Святый возвестил ему, что ему предстоит жребий гораздо лучший» (Архиеп. Никодим. Душеполезное Чтение, ч 1, 1861). Вспомним, что этот лучший жребий - был наказанием за неверие: согласно преданию,  доживший до глубочайшей старости Симеон, усомнился в истинности Исайиева про­рочества о Деве, Которая родит Сына (Исайя, 7;14). Как один из создателей Септуагинты («перевода Семидесяти»), го­товящих греческий текст Библии для царя Птолемея Филадельфа, молодой ревностный книжник Симеон хотел было вычеркнуть необычайные слова, которые должен был передать по-гречески, но Ангел удержал руку его, воскликнув: «Верь написанному! ты сам увидишь исполнение слов этих, и не умрешь, покуда не узришь их исполнение».

И в этом грозном ангельском гласе, как и во всей истории Симеона- Богоприимца, словно приоткрывается нам на долю мгновения всполохнувшее страшным ослепительным светом тайное тайных воли Господней: непостижимая судьба сынов Израилевых: «не ум­решь, покуда не узришь»

Праздник Сретения по Уставу относится к Богородичным, и даже зовется иног­да Сретением Пресвятая Богородицы; вместе с тем некоторые особенности Сретенского богослужения таковы же как и на праздники Господни. И эта «двойственная природа праздника, радость Сретения и Страстная скорбь» (Инок Григорий Круг, Мысли об иконе, 1969) отражена в пророчествах святого старца Симеона, обращенных и к Младенцу, и к Матери Его - и ко всему тварному мiру, который «разламывается на Христе», разделяется надвое; - рассекается тем же оружием (собственно – мечом), что, по словам Симеона-Богоприимца, пройдет душу Богоматери,  дабы открылись «помышления многих сердец» (Лук.,  2; 35)  И, заметим, это в последний раз до самого Распятия - когда Мариино и Иисусово увязывается в исторической фабуле воедино, когда Матерь еще пытается уберечь Сына Своего, удержать Своими руками. Поэтому в Сретении содержится и Страстное Благовещение: На праздничной иконе «Матерь Божия как бы несет Спасителя, - но Спасителя на Ее руках уже нет, Его держит Симеон-Богоприимец, и престол, изображенный в самой середине иконы, между Матерью Божией и Христом на руках Симеона образу­ет как бы   непреодолимую   преграду» (инок Григорий Круг).

Изменить нельзя ничего. Искупительная жертва должна быть принесена.

.

- Чадо, что Ты сделал с нами? – негромко спросит Мария у Сына, Которого Она долго разыскивала в гулких притворах храма Иерусалимского.  – Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

- Зачем было вам искать Меня - ответит двенадцатилетний Отрок. – Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лук., 2; 48-49)

.

Праздник Сретения (встречи) по сути своей – расставанный. И эту его особенность хорошо осознавали наши предки, говоря: «на Сретенье солнце на лето, а зима на мороз поворотили».

5
1
Средняя оценка: 3.8
Проголосовало: 5