Ветка Палестины
Ветка Палестины
«Вход в Иерусалим есть вход — Царя! — на Страсти, — восклицает епископ Кассиан (Безобразов). — Чем ближе к Иерусалиму, тем ближе к славе, тем громче звучит эсхатологическое учение». Господь спешит; времена и сроки близятся, — и едва ли не в виду городских стен и крепостных башен, Он завершает Свое откровение ученикам - словами, вселяющими трепет: «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над вами, приведите сюда и избейте предо мною» (Лк 19, 26-27).
Все, что могло быть сказано — сказано.
Последний путь Христов в Иерусалим начался в Вифании, за несколько дней до Входа — если допустимо так выразиться, — исторического. Именно в Вифании Господь просил Отца о славе; здесь, на северо-восточном склоне Масличной/Елеонской горы Им был воскрешен «некто Лазарь», брат Марии и Марфы, которой довелось принять Самоисповедание Господне: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин 2, 25).
Достойно внимания, что Спаситель, оказываясь в Иерусалиме, ни единого разу не оставался на ночлег в самом городе: днем Он учил в Храме, но к вечеру неизменно уходил на Елеон, в вифанский домишко Лазаря и его сестер.
.
Весть о немыслимом чуде, совершенном Пророком Галилейским в пригороде Иерусалима, весьма скоро дошла до возглавителей столичной теократии. В течение трех (иные ученые полагают — трех) с половиной лет «первосвященники и старейшины, книжники и фарисеи» с возрастающим неудовольствием наблюдали за служением Назарянина. Вифанские события показали им, что без активного вмешательства — не обойтись.
«Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит: если оставим Его так, то все уверуют в Него, — и придут римляне и овладеют местом нашим и народом. Один из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин 11, 47-50).
Йосеф (Иосиф) Каиафа был возведен в сан первосвященника при прокураторе Валерии Грате в 18 г. по РХ. Вспомним, кстати, гордое замечание героя булгаковского романа Афрания-начальника тайной службы при Понтии Пилате: «Я начал служить при Валерии Грате»; сколь бы пререкаемым не виделось нам это сочинение, спору нет - Михаил Афанасьевич внимательно относился к трудам по евангельской истории.
Каиафа продержался на своем посту до 36-37 года по Р.Х., едва ли не дольше всех других иудейских иерархов иродовой эпохи. Составитель вышедшей в США антологии «Раввинистские комментарии к Новому Завету» Сэмюэл Т. Лахс полагает, что подобных успехов был в состоянии достичь лишь мастер политической интриги, обеспечивший себя поддержкою римских властей, и — добавим — коллег по «теократическому кабинету». Прозвище первосвященника, возможно, восходит к слову «кайиф» — предсказатель. Это обстоятельство особо подчеркивается в Четвертом Евангелии: «Каиафа предсказал, что Иисус умрет за народ» (Ин 11,51).
.
«Недальновидные толкователи находят здесь (в приведенных нами евангельских строках о совещании у первосвященника. — Ю.М.) опасения Синедриона перед римлянами в том смысле, будто последние могли принять начинающееся христианское движение за бунт и окончательно поработить себе иудеев, — пишет митр. Антоний (Храповицкий). — Но римляне не были так тупы... Не того боялся Синедрион, что римляне сочтут христиан за революционеров, а боялся обратного, что под влиянием Спасителя народ совершенно охладеет к революционному направлению. Их именно тревожила умножающаяся вера в Христа».
Митрополит Антоний ссылается на строки Евангелия от Иоанна, согласно которым противники Иисуса — уже после триумфального Входа Господа в Иерусалим — говорили: «Видите ли, что не успеваете ничего?! весь мир идет за Ним».
«В чем они не успевали? — задается вопросом митр. Антоний. — Очевидно, в попытках остановить чествование грядущего Господа и в подготовке народного восстания».
Любопытно, что именно такой точки зрения придерживался и М.А. Булгаков (судя по репликам персонажей библейских глав «Мастера и Маргариты»), и специалистам еще предстоит выяснить, — читал автор вышедшую малым тиражом в эмиграции (1921 г.) брошюру митрополита Антония «Христос-Спаситель и еврейская революция».
Действительно, за весь период земного служения Христа — Его деятельность ни разу не обратила на себя внимания римских властей, даже до самых последних дней, то есть опять-таки, до Входа в Иерусалим, когда по словам евангелиста «потрясется весь град» (Мф 21,10). Это значит, что «кабинет» был обезпокоен не взаимоотношениями с Римом, а чем-то совсем иным.
Нам недостает в Евангелиях буквально одной-двух пояснительных фраз, — а отсутствуют они в Писаниях просто потому, что для его авторов и первых читателей многое, вызывающее наше недоумение, было само собою внятным. «...Вся концепция христианства — это ничто иное как попытка невежественной черни взбунтоваться против учеников мудрецов», — отмечается в сборнике «Сей Завет. Критические замечания, извлеченные из старой и новой словесности Израилевой», изданной много лет назад в Иерусалиме.
Зд есь и таится разгадка. В ветхозаветном обществе-«социуме» власть хранителей и толкователей Закона (учеников мудрецов) — была абсолютной. Нарушение правил, регулирующих, допустим, незыблемость субботнего покоя, или критерии ритуальной чистоты, считались тяжким уголовным преступлением. А карательные функции брали на себя гражданские власти: в интересующий нас период - римляне.
Своею проповедью и делами плотник из Галилеи ударил в ту самую точку, где сходились интересы всего «теократического кабинета»: члены его и вправду заподозрили в Иисусе повстанца, но вовсе не против римлян и даже не против данной конкретной иерархии, а против основного подхода, против самой системы власти
Назарянин провозгласил, что истинное содержание Божественного Откровения вообще утаено от «мудрых и разумных» и открыто «младенцам».
Но почему это так?!
«Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф 11,25-26).
Вот это благоволение, Божественный произвол, они-то и казались нестерпимыми, ибо они обезсмысливали само право на существование институции «оберегателей Закона», как носителей власти. Их подход к закону Моисееву Иисус назвал лицемерием. И надо думать, что уж в этом пункте число Его молчаливых единомышленников было огромным. Поэтому «кабинет» отнес Галилеянина к самой опасной категории лиц, в отношении которых предания старцев предписывали «искоренение».
«С этого дня положили убить Его». Дальнейшее было вопросом тактики, применительно к ситуации.
.
«Дорога на Вифанию идет от Овчих ворот. Перед нами обрывистый спуск в долину Иосафатову, — а за нею противу вас возвышается гора Элеонская... вправо от дороги можно видеть малые остатки того селения, которое находилось противу Виффагии, откуда привели Спасителю ослицу. И так, если воротиться назад и из Виффагии идти к Иерусалиму, как шел Христос, надобно спуститься с горы Соблазна и идти по ее скату, мимо подошвы горы Элеонской, имея ее на правой руке и дойти до Овчих ворот, оттуда повернуть налево к Золотым Воротам, для входа в притвор храма. Этими-то вратами, ныне закладенными, вошел Спаситель».
Маршрут, составленный для нас более полутора столетий тому назад Авраамом Сергеевичем Норовым, — героем Отечественной войны 1812 года, поэтом, годударственным деятелем, ученым-гебраистом, - маршрут этот в целом верен и сегодня. Так-то и я, грешный, тридцать два года тому назад, в 1983 году, в первый раз добирался на тряском автобусе по Вифанскому тракту до самой Вифании. Там находилась единственная — из сотни бывших на Святой Земле — русская школа-интернат для девочек-палестинок, содержимая на средства Православного Палестинского Общества (Русской Зарубежной Церкви). Правду сказать, «Русской» школа оставалась более по названию, так как русский язык воспитанницы ее знали весьма посредственно — в отличие от прежних времен. Зато мне, как заграничному гостю, хором спели романс «Слети к нам, тихий вечер...»
И в том же самом году на празднование Входа Господня в Иерусалим в Елеонской Свято-Вознесенской обители, мне досталась до того прекрасная и стройная ветка Палестины, вайя, — во всем подобная, уповаю, тем самым вайям, которыми встречали Господа, въезжающего на осляти в Иерусалим, — что именно ее храню я по сей день: уж совсем белесую и ломкую.